Родительское собрание: "Повышение сопротивляемости стрессу"
методическая разработка (11 класс) на тему

Курганская Ольга Андреевна

Данная разработка представляет собой рекомендации родителям выпускников, испытывающих определённые психологические трудности при подготовке и сдаче ГИА. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему:

 «Повышение сопротивляемости стрессу»

Из опыта-работы педагога-дефектолога

О.А. Курганской

Краснодар 2014

Подготовка к экзамена как и сама его сдача это всегда стрессовая ситуация для учеников.  Стресс — это приспособительная неспецифическая реакция организма на сильные раздражители, которые организм расценивает как опасные для своего существования, и описал стресс как неспецифический ответ организма на любое изменение, требующее перестройки и адаптации. В период стресса наблюдаются адаптационные изменения на физиологическом, психическом и поведенческом уровнях. Другими словами, можно назвать стрессом многокомпонентный ответ организма на действие стрессора. Стрессоры — внешние или внутренние воздействия, приводящие к возникновению стрессовых ситуаций. Наиболее типичными стрессорами сегодняшнего времени являются: производственные, физические, информационные, стрессоры психосоциальной мотивации, побед и поражений, стрессоры разобщения, ограничений и другие. Однако стрессорным событием может стать не только отрицательная, но и положительная эмоциональная ситуация. Как негативные, так и позитивные стрессоры требуют приспособления человека к новым, изменившимся условиям существования. Следовательно, любое значимое изменение привычной жизни можно отнести к стрессовой ситуации. Каждый человек на протяжении своей жизни постоянно сталкивается со стрессовыми ситуациями, поэтому жизнь вне стресса невозможна.

  Причины стресса многообразны. Единой, общепринятой классификации стресса не существует. Разные авторы выделяют различные виды стресса: профессиональный, эмоциональный, физический, психологический, операционный и посттравматический и т. д.

  Стресс не является новым понятием, он существовал еще до возникновения рода человеческого и, вероятно, сыграл существенную роль в его развитии. Стрессом можно назвать любой фактор, влияние которого на наш организм вызывает нарушение нормального биохимического и физиологического баланса. Согласно теории Ганса Селье, развитие стресса протекает в три стадии: стадия тревоги, стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Стадия тревоги характеризируется нарушением катаболизма, в организме повышается активность симпатического отдела нервной системы, при этом увеличивается выброс катехоламинов и кортикостероидов. Снижается вес вилочковой и лимфатической желез, селезенки и печени, вес надпочечников. Стадия сопротивления (адаптации) наступает, если воздействие стресса продолжается, в ответ организм повышает сопротивляемость неблагоприятным факторам. При этом анаболические процессы преобладают над катаболическими, функцией реакции на физиологический стресс является поддержание организма в стабильном состоянии. Если фаза сопротивления не способна восстановить совокупность всех процессов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, появляются нарушения адаптации. При продолжении развития стресса сопротивляемость организма, возникшая на второй фазе, теряется. Организм больше не может противостоять стрессу и возникает истощение. На стадии истощения возникают заболевания, связанные со стрессом.

  Исходя из изложенного выше, стресс можно разделить на две разновидности — эустресс и дистресс. Стресс, протекающий в рамках первых двух стадий (эустресс) оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность повышает адаптационные возможности организма. Если же защитных сил организма недостаточно, наступает стадия истощения адаптационных резервов, что может привести к ряду психических и психосоматических расстройств. Такой вид стресса получил название «дистресс». Основными его симптомами являются: упадок сил, быстрая утомляемость, вялость, раздражительность, головные боли, снижение интеллектуальных возможностей, нежелание что-либо делать, переменчивое настроение. Дистресс оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность и поведение человека, вплоть до полной их дезорганизации. При дистрессе повышается активность гипоталамогипофизарно-надпочечниковой системы и наблюдается гиперактивность кортизола (гормона стресса). С этим связан целый ряд возможных патологических реакций: симпатоадреналовая активация со склонностью к вазоконстрикции, снижению вариабельности сердечного ритма, гиперактивации и гиперагрегации тромбоцитов; повышение частоты сердечных сокращений; артериальная гипертензия; повышение С-реактивного белка и провоспалительных цитокинов: интерлейкина-1 и интерлейкина-6. Повышенный уровень кортизола также способствует развитию атеросклеротических процессов и может провоцировать возникновение кардиоваскулярных заболеваний. Гиперактивность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси также способствует развитию гипергликемии и инсулинорезистентности.

  Заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия стрессовых факторов, получили название психосоматических или нейрогенных. Это заболевания нарушенной адаптации организма и возникают они в том случае, когда защитные силы организма не справляются со стрессом. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна.   Все они возникают у лиц с генетической и конституциональной предрасположенностью, начало заболевания, любое обострение или рецидив болезни связаны со стрессовой ситуацией и в той или иной степени носят сезонный характер. Наиболее известные из психогенных заболеваний: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертоническая болезнь, мигрень, сахарный диабет, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, крапивница, нейродермит, псориаз, многие сексуальные расстройства, а также нарушения менструального цикла у женщин, климактерический синдром и т. д.

Дистресс может привести к развитию или обострить течение многих невротических, психосоматических и органических заболеваний. В последней четверти XX столетия появились заболевания, связанные со стрессом, такие как синдром хронической усталости (СХУ) и кароши. Симптомы СХУ следуют из его названия. Кароши же в переводе с японского означает «смерть от избыточной работы». Оба заболевания, как правило, поражают людей в трудоспособном возрасте.

  Диагностика стресса пока еще полностью не разработана. Основными признаками стресса являются быстрая утомляемость, невозможность сосредоточиться, частые ошибки в работе, потеря чувства удовлетворенности от проделанной работы, потеря чувства юмора, увеличение потребности в курении, повышение употребления алкоголя. Одним из главных признаков стресса является тревога. Определенный уровень тревожности обеспечивает человеку нормальное существование. Однако наряду с продуктивной тревогой, которая сопровождает эустресс, существует непродуктивная тревога, характерная для дистресса. Непродуктивная тревога нарушает когнитивные и вегетативные процессы, ухудшает внимание и память, снижает работоспособность, повышает раздражительность, вызывает избыточное мышечное напряжение, снижает аппетит, нарушает сон, принимает активное участие в формировании психовегетативных нарушений. Вегетативные изменения, вызванные дистрессом, очень разнообразны и могут проявляться практически во всех органах и системах организма.   Симптомы со стороны сердечно-сосудистой системы чаще проявляются повышением частоты сердечных сокращений, ощущением пульсации, повышением или колебанием артериального давления, склонностью к липотимическим состояниям. Со стороны системы дыхания могут наблюдаться ощущения нехватки воздуха с формированием гипервентиляционного синдрома. Со стороны желудочно-кишечного тракта нередки тошнота, позывы на рвоту, рвота, снижение аппетита, диспептические явления или запоры, спазмы в животе. Для дистресса характерны и другие вегетативные проявления: повышенная потливость, озноб, ощущение жара или холода, ощущение головокружения, учащенное мочеиспускание. Симптомами истощения являются также усталость, дезориентированность, отрешенность, депрессия, паранойя. Этот синдром дефицита энергии называется дистрофией. Если она прогрессирует до полного истощения, то кончается смертью.

   Изменения аппетита в связи со стрессом могут быть прямо противоположными. У 70 % людей наблюдается снижение аппетита. Если эта реакция сильно выражена, она может сопровождаться тошнотой, рвотой, отвращением к еде или временной неспособностью принимать пищу. У 30 % людей отмечается повышение аппетита и увеличение тяги к сладкому. В соответствии с той или другой реакцией изменяется вес тела.

  Учитывая тот факт, что более 80 % всех заболеваний изначально возникают вследствие стресса, кажется очевидным, что большинство из нас находятся сегодня в стадии «истощения». Главной социально-медицинской проблемой сегодня являются такие болезни цивилизации, как, например, злокачественные новообразования, гипертензия, церебральный инсульт, сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и многие другие. Существует даже мнение, что все заболевания в той или иной степени являются последствиями стресса. Поэтому сегодня борьба со стрессом является одной из важнейших проблем медицины.

  Основой снятия стресса является умение расслабиться. Смысл расслабления (релаксации) — уменьшение физиологического и психологического напряжения. Снять стресс можно и с помощью различных лекарственных препаратов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Преодоление стресса при подготовке к итоговой аттестации"

В период итговой аттестации у учащихся возникают стрессовые ситуации. Родителям важно знать об этом и надо уметь помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами. Данная разработка поможет найти сове...

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....

Сопротивляемость человеческого тела в разных условиях

Предлагаемая презентация подлготовлена учащимися 10 профильного физико-математического класса, выполнявшими проектную работу. Исследовалось электрическое сопротивление одной из авторов - Нозхдряковой ...

Презентация к родительскому собранию "Повышение мотивации учащихся"

Данная презентация пригодится для проведения родительского собрания "Повышение мотивации учащихся"...

Родительское собрание. Повышение качества успеваемости.

Родительское собрание. Повышение качества успеваемости....

Родительское собрание «Психопрофилактика экзаменационного стресса»

Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Материалы данного родительского собрания  имеют профилактическую направленность в работ...