Современные методы работы с родителями.
статья на тему

Современные методы работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методы работы с родителями.

                                                Отрепьева В.М.

Выступление на МО классных руководителей

Много лет работая в школе, занимая пост классного руководителя, волей или неволей задумываешься над тем, как сделать свою работу более эффективной, чтобы дети шли в школу с удовольствием, чтобы родители хотели общения и как с классным руководителем, и как с учителем -предметником. Для этого необходимо «идти в ногу» со временем, изучать соответствующие законы, рекомендации психологов, требования родителей, предъявляемых к  школе.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Своей задачей я считаю: тесное взаимодействие с семьями учащихся,  направленное на создание благоприятного климата, обогащение воспитательных умений родителей.

         С этой целью я использовались активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • работа с родительским комитетом;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • совместные экскурсии;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • беседы с детьми и родителями;

Формы работы:

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Родительские собрания чаще всего проводятся один раз в четверть. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете. За последние несколько лет на родительских собраниях рассматривались такие темы: «Компьютерная зависимость подростков», «Компьютер: польза или вред», «Счастлив тот, кто счастлив дома», «Вредные привычки, их влияние на здоровье подростка. Профилактика вредных привычек в семье» и многое другое, связанное со здоровьем детей, с их интересами. Обычно перед собранием проводится анкетирование учащихся по данному вопросу, которое оформляется в виде диаграмм, графиков.  Для подготовки некоторых родительских собраний  обращаюсь к  родителям, например,  рассказать о профилактике гриппа или вирусных заболеваний. В составе родителей имеются врачи, психологи.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Одной из форм работы сотрудничества классного руководителя с группой инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит работу по установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает итоги сотрудничества школы и семьи. Родительский комитет участвует в организации совместных досуговых мероприятий, являются гостями и участниками внеклассных мероприятий. Это и «Огоньки», посвященные дню Матери, и классные часы, посвященные профессиям родителей, и концерты художественной самодеятельности, и совместные экскурсии. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Различные формы совместного досуга способствуют сближению родителей, детей и классного руководителя.

В целом, можно сделать следующие выводы по работе с родителями:

  • Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: школа обучает, семья воспитывает, вместе - развиваем детей, обучая и воспитывая.
  • Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
  • Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
  • Важно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах школы, класса (в т.ч. и материальных) и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.

Десять заповедей для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Список использованной литературы .

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005 г;
  2.  Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - Хабаровск, 1989. .
  3. Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. - Белгород, 1993. . Диалоги о воспитании /книга для родителей/. - М., 1995. .
  4. Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М., 1980.
  5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1987
  6. Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. - М., 1983. - 265с. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Материал представлен как результат работы с одаренными детьми....

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

"Современные методы и приемы работы с текстом на уроках английского языка"Автор: Чирцева Наталья ВладимировнаМБОУ "СОШ №14" г.Братск.2014г. Как часто готовясь к уроку английского языка учитель...

Современные методы работы со школьниками,имеющими хронические заболевания на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы ,связаннные с развитием школьников на уроках физкультуры...

Современные методы работы на уроках английского языка

новый образовательный стандарт призывает нас работать по-новому: а значит искать современные методы и технологии в методике....

Современные методы работы с «гудошниками» и плохо интонирующими детьми на уроках музыки.

В методической разработке описаны различные способы работы с плохоинтонирующими детьми на уроках музыки...

Современные формы и методы работы с родителями

Описаны формы работы с родителями в течение учебного года. Статья будет полезна классным руководителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования...