Сценарий родительского собрания "Толерантность - успешная социализация человека"
план-конспект на тему

Фоменко Лилия Викторовна

    Цель проведения родительского собрания: повышение уровня культуры родителей в вопросах толерантности в семейном воспитании.

Цель данного мероприятия позволит организовать взаимодействие школы и родителей в вопросах толерантного воспитания учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 3.

Сценарий родительского собрания

по теме «Толерантность – залог успешной социализации человека».

Выполнила:

Фоменко Лилия Викторовна

                                                                         (ФИО)

социальный педагог

(должность)

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»

(место работы)

Актуальность мероприятия: 31 декабря 1999 г. в России принят план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Проблемы межкультурного общения  и толерантности являются весьма актуальными в ХМАО-Югре, Нефтеюганском районе.  Актуальны они и в нашей школе, где обучаются представители 18 национальностей.  Многонациональная среда  - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Вопросы толерантности целесообразно решать совместно с родителями.

Цель проведения родительского собрания: повышение уровня культуры родителей в вопросах толерантности в семейном воспитании.

Цель данного мероприятия позволит организовать взаимодействие школы и родителей в вопросах толерантного воспитания учащихся.

Задачи:

1. создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении темы собрания;

2. познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека;

3. способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества;

4. побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям, к детям и к себе.

Правовые основы организации родительского собрания:  Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Международная конвенция прав детей, Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г. (утверждена постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497), ООП НРМОБУ «Сингапайская СОШ».

Реализация родительского собрания позволит:

1. способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод каждого члена семьи;

2. сформирует у родителей  навыки бесконфликтного общения и противостояния социально опасному влиянию;

3. способствует преодолению границ этнокультурной изоляции;

4. обеспечит необходимую адаптацию и социализацию детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.

Направление мероприятия: духовно – нравственное.

Жанр мероприятия: родительское собрание. 

Инструментарий включения родителей в образовательный процесс (мероприятие): беседа, тренинги, проектирование проблемной ситуации, родительский практикум, памятка для родителей.

Инструментарий обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей): опрос, рефлексия.

Психолого-педагогические основы коммуникации: тренинги.

Содержание мероприятия.

Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть Вас. Проблема, которая является предметом нашего обсуждения, актуальна на сегодняшний день. Необходимость ее решения связана с  тем, что толерантность человека является одним из фактором успешной социализации и определяет жизненный путь человека. Мы – часть  общества. Вокруг нас миллионы  людей. Мы не задумываемся, что каждый из нас абсолютно уникален, нет одинаковых людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Включение в тему. Упражнение «ИЗОБРАЗИ  ЧЕЛОВЕКА».

Все родители получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...)

Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово толерантность. Именно об этом я хочу поговорить на нашем собрании.

Тема собрания очень актуальна и важна в воспитании нравственной культуры подрастающего поколения. Вопросы формирования нравственной культуры школьников нельзя отдавать только на откуп школе, эту проблему надо решать совместно с семьей. Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе. Но реальная действительность диктует совсем другое.

1 этап. Родительский практикум.

Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь. Это особенно важно, поскольку в первый год жизни нового человека формируется его базовое доверие к миру. И если ребенок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьезно осложнять ему жизнь. В первый год жизни ребенка особое значение имеет мать, вообще этот период времени можно смело назвать годом матери. Именно она удовлетворяет все потребности малыша. Но, между тем, присутствие отца тоже имеет важное значение. Во-первых, именно он обеспечивает безопасность матери и ребенка и именно от его поведения зависит самочувствие матери. Во-вторых, ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье. Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное – научить девочку благодарности, а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность – самое важное женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для нее нечто большее, чем уже сделано и хочется ее радовать.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить.

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.

Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

Упражнение для родителей «Другой ребенок».

Каждому родителю выдается карточка с надписью.

Надписи:

«Я заикаюсь»;

«Я ношу вещи старшей сестры (брата);

«Я люблю вышивать и плести из бисера» (мальчик);

«У нас нет машины»;

«Меня воспитывает бабушка»;

 «Я меньше всех в классе»;

«Я не умею давать сдачи»;

«Я не умею сидеть спокойно»;

 «Я всё время плачу, если у меня что- то не получается»;

«Я постоянно опаздываю на первый урок» и другие.

Учитель тоже берёт себе табличку с надписью.

Мы не будем демонстрировать интолерантное поведение, нетерпимость к вам. Но я даю минуту, для того, что бы вы представили себя маленьким ребенком, который прожил на свете всего шесть-семь лет, и о котором все думают только то, что написано на вашей карточке. Время пошло…(Спустя минуту).

Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию. Расскажите, что вы чувствуете? А теперь мы поучимся толерантности. Мы увидим в «другом», непохожем на нас человеке его особенную ценность. Например: «Этот ребенок шепелявит,…зато он прекрасно бегает!»

Каждый родитель по очереди называет качества, написанные на карточках, а другие предлагают альтернативные, «позитивные» варианты. Когда каждому, «другому» ребенку будет дана положительная характеристика «Зато…», я вам снова прошу почувствовать свое состояние, что вы чувствуете сейчас? Я МОЛОДЕЦ!

Я подняла сегодня эту тему не только для того, чтобы обсудить данную проблему, но и сделать каждому для себя определенные выводы.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления.

В школе сейчас появляются дети с ограниченными возможностями здоровья, много детей разных представителей наций.  Мы должны этих детей принять такими, какие они есть. Я предлагаю Вам поиграть в игру.

2 этап. Проблемная ситуация для родителей.

Существует понятие кубик толерантности - наглядное представление ликов толерантности. Как у всех кубиков у него 6 граней: ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ.

Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

Во-первых, не обижать его.

Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.

В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

        Схема достойного выхода из ситуации:

1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: "Когда ты накричала на меня при ребятах…".

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: "… я почувствовал себя неудобно…".

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: "… поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…".

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: "… тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям".

Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне нее.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего.

3 этап. Памятка для родителей.

Помните дорогие родители:

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

Заключительные слова. Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.

Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.

Итог собрания. Рефлексия.

Подводя итоги нашего собрания, мне хотелось бы задать ещё три вопроса и выслушать ваши мнения. Предлагаю три группы. (Можно поднять карточку с вопросом).

Вопрос первый: ПОЧЕМУ?

(ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека?)

Вопрос второй: ЗАЧЕМ?

(ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека?)

Вопрос третий: КАК?

(КАК мы должны воспитывать толерантного человека?)

Решение родительского собрания.

1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.

2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.

В заключении я предлагаю вам увидеть лица тех, ради кого здесь собрались (фото презентация). Спасибо, что приняли участие в работе нашего собрания!

Данный алгоритм включения родителей в родительское собрание позволит: 1) сформировать у родителей  навыки бесконфликтного общения и противостояния социально опасному влиянию на детей; 2) обеспечить необходимую адаптацию и социализацию детей из семей мигрантов.

        По результатам проведенного мероприятия вносятся корректировки в план работы с родителями: проведение индивидуальных консультаций с родителями, включение нуждающихся родителей в работу Центра культурно-языковой адаптации детей – мигрантов, организация патронажа семей по необходимости.

Список источников

Нормативно-правовая база:

  1. Конституция РФ;
  2. Семейный кодекс РФ;
  3. Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в РФ»;
  4. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»;
  5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  6. Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г. (утверждена постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497);
  7. Основная Образовательная программа НОО на 2016-2017 гг. НРМОБУ «Сингапайская СОШ», утверждённая приказом от 25.08.2016 г. № 386

Литература, используемая для разработки сценария

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.;
  2. Лучина Т. Родительские собрания вместе с учащимися. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 2000.;
  3. Николаева Л. Педагогика понимания. Газета «Начальная школа», 1997.;
  4. Перегибов Г. Азбука воспитания: советы родителям. Журнал «Воспитание школьников» № 7, 2001.;
  5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. М. 2004.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.babyblog.ru/community/post/psy/1674568
  2. http://college.future.org.ru/sami/PROEKT/toler.htm
  3. http://festival.1september.ru/articles/623101/
  4. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/vospitanie-tolerantnosti-0
  5. http://www.materinstvo.ru/art/793/

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц

    ____________         /Л.В. Фоменко/

          подпись /расшифровка подписи/

                      «_____»_________________20__ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания на тему «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Цель: формирование культуры досуга родителей и учащихся. Задачи:-создать условия для сплочения детско-родительского сообщества;-Повысить интерес к чтению литературы. Форма проведения: ...

Повышение уровня родительской компетенции как условие успешной социализации школьников с ОВЗ

С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми. Одним и...

Родительское собрание "Успешный ребенок" из цикла собраний "Жизненный путь счастливого человека"

Родительское собрание «Успешный ребенок»Холопова Екатерина СергеевнаМОУ «СОШ» с. КорткеросУчитель английского языкаЗА ОСНОВУ ВЗЯТА РАБОТА БОЙКО НАТАЛЬИ ЛЕОНИДОВНЫ "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБИРАНИЕ "УСПЕШНЫЙ РЕБ...

Сценарий родительского собрания "Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены"

Сценарий родительского собрания "Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены" ...

Родительское собрание: «Семейные традиции – залог успешной социализации современного дошкольника»

laquo;Семейные традиции – залог успешной социализации современного дошкольника». Способствовать формированию интереса к семейным традициям и обычаям; развитие партнерского отношения...

Родительское собрание "Дополнительное образование как пространство успешной социализации ребенка"

Формы проведения родительского собрания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом....

Сценарий родительского собрания на тему: Осознанный подход к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку, как залог успешных результатов

Методическая разработка представляет собой сценарий родительского собрания для родителей (законных представителей) учащихся 11 классов на тему Осознанный подод к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по ...