Профилактика подросткового суицида
консультация (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Семчугова Лиана Викторовна

В ходе собрания раскрывается актуальность темы, причины суицидов, признаки готовящегося самоубийства и советы, как этого избежать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании в 8 Г классе

«Профилактика подросткового суицида»

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в российской семье.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире от 500 тысяч до 1 миллиона людей заканчивают жизнь самоубийством, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст. На каждое завершенное самоубийство приходится 100 суицидальных попыток.

По данным отчёта Детского фонда ООН, за последние годы удвоилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. У 30 % лиц в возрасте 14–24 лет бывают суицидальные мысли, 6 % юношей и 10 % девушек совершают суицидальные действия.

Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. В 2003 году Россия заняла 1 место в мире по абсолютному количеству подростковых самоубийств. Пик суицидальной активности переместился на возраст от 15 до 25 лет.

По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Только в 10 % случаев суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90 % суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

Что же толкает молодых людей на самоубийства?

1) конфликты в семье – 29 %;
2) частые депрессии – 18 %;
3) плохие отношения со сверстниками – 11 %;
4) проблемы, связанные с учёбой – 11 %;
5) безвыходная ситуация – 9 %;
6) тяжёлое материальное положение – 5 %;
7) другое – 13 % (заблуждение, страх, неуверенность в себе, одиночество).

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.

Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны.

Наибольшее количество проблем, ведущих к суициду, связано с конфликтными ситуациями в семье.

Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?

По данным опроса детей было выяснено, что родители часто прибегают к насилию по отношению к своему ребёнку.

В начальной школе:

1) 39 % детей ответили, что часто их бьют родители за плохие оценки;

2) 24 % - это бывает постоянно.

В старших классах:

1) 50 % считают своё положение в семье равноправным;

2) 9 % - занимают в семье положение человека, вынужденного только подчиняться;

3) 9 % - ощущают постоянную опеку;

4) 4 % - считают, что создают проблемы в семье;

5) 2 % - одиноки, их никто не понимает и не любит;

6) 1 % - посторонние в семье.

Некоторые дети отметили, что родители редко обращают внимание на их настроение.

Была установлена следующая зависимость: среди тех, кто никогда не задумывал о самоубийстве, отношения с родителями в основном хорошие, тогда как у потенциальных самоубийц – удовлетворительные и плохие.

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают ребёнка на опасный для жизни поступок.

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье - это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире - все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде - есть слишком мало или слишком много;

– во сне - спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде - стать неряшливым;

– в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

  • Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
  • Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
  • Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы.

Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.

Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе его времяпрепровождения, хобби, занятий?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатий?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика подросткового суицида Семчугова Лиана Викторовна, педагог-психолог МОАУ СОШ № 15

Слайд 2

Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни) Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая – это огромное горе, но когда ребенок сам прерывает свой жизненный путь – это непоправимая трагедия.

Слайд 3

Статистика В мире - от 500 тысяч до 1 миллиона людей в год; 30 % людей (14-24 лет) - суицидальные мысли; 6 % юношей, 10 % девушек – суицидальные действия; в РФ - 2800 детей и подростков в год; 10 % - стремление покончить собой, 90 % – стремление привлечь к себе внимание.

Слайд 4

Мотивы суицидального поведения детей и подростков 1. Переживание обиды, одиночества , отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувство вины, стыда , оскорбленного самолюбия, самообвинения. 5. Боязнь позора , насмешек или унижения.

Слайд 5

Мотивы суицидального поведения детей и подростков 6. Страх наказания , нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи , сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести , злобы, протеста, угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание , вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. 10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Слайд 6

"СЛУШАЙТЕ МЕНЯ ДЕНЬ, ХОТЬ ЧАС, ТОЛЬКО МИНУТКУ, ЧТОБЫ НЕ ПРИШЛОСЬ МНЕ ПОГИБНУТЬ ОТ УЖАСА ДИКОГО ОДИНОЧЕСТВА. О БОЖЕ, ЕСТЬ ЛИ КТО, ЧТОБ УСЛЫШАТЬ МЕНЯ?" СЕНЕКА

Слайд 7

Словесные признаки суицидального поведения: Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях; Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни; Уверения в своей беспомощности и зависимости от других; Прощания; Самообвинения; Сообщение о конкретном плане суицида.

Слайд 8

Поведенческие признаки суицидального поведения: Тоскливое выражение лица; Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость; Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость; Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;

Слайд 9

Поведенческие признаки суицидального поведения: Гипермимия (повышенная, часто неестественная мимика) или амимия (отсутствие мимических реакций); Тихий монотонный голос, замедленная речь , краткость или отсутствие ответов или ускоренная экспрессивная реч ь, патетические интонации, причитания; Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване) или двигательное возбуждение ;

Слайд 10

Поведенческие признаки суицидального поведения: Склонность к неоправданно рискованным поступкам; Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность»; Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими; Тревога; Ожидание непоправимой беды, страх; Физиологические нарушения.

Слайд 11

Ситуационные признаки суицидального поведения: социально изолирован, чувствует себя отверженным; живет в нестабильном окружении; ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального; предпринимал раньше попытки суицида; имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес тяжелую потерю; слишком критически настроен по отношению к себе.

Слайд 12

Что могут увидеть родители: изменения настроения, питания, изменения сна; изменения в отношении к своей внешности, самоизоляцию; интерес к теме смерти; нежелание посещать кружки, школу; серьезные изменения в состоянии здоровья.

Слайд 13

Правила беседы с подростком, размышляющем о суициде: внимательно слушать собеседника , т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу; правильно формулировать вопросы , спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима; не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

Слайд 14

Правила беседы с подростком, размышляющем о суициде: не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти; не предлагать неоправданных утешений , но подчеркнуть временный характер проблемы; стремиться вселить в подростка надежду ; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Слайд 15

Рождение вашего ребёнка было желанным? Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день? Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)? Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы? Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться? Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? Анкета

Слайд 16

Вы в курсе его времяпрепровождения, хобби, занятий? Вы в курсе его влюблённости, симпатий? Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах? Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? Вы знаете, кто у него любимый учитель в школе? Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе? Вы первым идёте на примирение, разговор? Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Слайд 17

Рекомендации родителям: ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка; анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию; учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков;

Слайд 18

Рекомендации родителям: воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах; не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии; не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

Слайд 19

Рекомендации родителям: обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов; записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Слайд 20

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы выбираем жизнь". Профилактика подросткового суицида.

Материал содержит презентацию классного часа "Мы выбираем жизнь", посвященного суициду среди подростков. В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом являет...

Презентация. Профилактика подросткового суицида.

Информация для педагогов и родителей....

презентация «Профилактика подросткового суицида"

Презентация "Профилактика подросткового суицида" была сделана мной для выступления по аналогичной теме на совещании при директоре школы...

Буклеты по профилактике подросткового суицида

Памятки для родителей и педагогов по профилактике подросткового суицида. В данных памятках представлены - определение суицида, виды и причины суицидов, рекомендации родителям и педагогам по предотвращ...

Советы по профилактике подростковых суицидов

Советы по профилактике подростковых суицидов...

ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида. Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возни...