Вариативные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей.
материал на тему

Организация работы с семьей в рамках центра по работе с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Краева Екатерина Николаевна,

старший воспитатель МБДОУ ЦРР-детский сад № 140

Вариативные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей.

        Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

         Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:

  • доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
  • развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
  • психолого-педагогическая поддержка  семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.

        Целью    вариативных форм  дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, которое  предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

        Наш детский сад является "Центром развития ребенка", поэтому на базе созданы и функционируют адаптационные группы с 2002 года.

        Цели работы Центра:

1. Обеспечение детям раннего возраста необходимую развивающую практику, т.е. раннюю социализацию, позволяющую обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям ДОУ.

2. Всесторонне развитие ребенка.

3.  Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка  с нормой развития и с особыми потребностями.

Задачи центра:

  1. Осуществление плавного перехода от семейного воспитания к общественному в дошкольном учреждении;
  2. Оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
  3. Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
  4. Включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
  5. Повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей;

        Наш центр предлагает разнообразные вариативные услуги:

  1. "Консультационный пункт" - оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста. Консультации проводят  специалисты ДОУ: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед и воспитатели адаптационный групп.
  2. Адаптационные группы для детей в возрасте от 1.6-3 лет.

        В 2015-2016 году наши занятия посетили 53 семьи из них 2 семьи с риском нарушения  развития.

        Особенность адаптационных  групп является  - кратковременность пребывания детей, педагогический процесс строится при условии активного взаимодействия воспитателя и родителей.

        Занятия в группе проводится в игровой форме, они эмоциональны по своей окраске. Занятия строятся с учетом темы, возраста и особенностей детей. Ребенок, не участвующий в совместной деятельности, сможет найти себе индивидуальное занятие. Воспитатель не навязывает ребенку свое общение, а строит педагогический процесс чтобы ребенку было интересно, тем самым постепенно включает в образовательный процесс детей с особыми потребностями.

        Так как занятия проходят совместно с родителями, ребенку с ОВЗ легче адаптироваться в группе сверстников, он чувствует поддержку близкого человека. Педагог на занятиях выполняет роль консультанта, обеспечивая родителей необходимыми сведениями и обучает их некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком

        Занятия проводятся по всем образовательным областям:  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Большое внимание на занятиях уделяется сенсорному развитию, пальчиковой гимнастике и развитию мелкой моторики. Само занятие предполагает частую смену деятельности и смену помещений (музыкальный зал, спортивный зал).

        Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества посредством посещения адаптационных групп, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

  1. Университет педагогических знаний "Мамина академия", целью которого является повышение педагогической и психологической культуры родителей.

        В рамках "Маминой академии" в 2015-2016году было организовано и проведено ряд мероприятий:

  • Творческая мастерская "Взял я в руки карандашик" - родителям была представлена презентации по изобразительной деятельности детей раннего возраста и проведен мастер-класс.
  • Групповой семинар-практикум "Роль колыбельных в развитии детей", где музыкальный руководитель рассказал родителям о свойствах и  пользе колыбельных песен, напомнила родителям народные колыбельные песенки и разучили современные.
  • Педагог-психолог провела тренинг "Праздник непослушания", где познакомила с особенностями развития детей раннего возраста и дала практические рекомендации как справиться с капризами детей.
  • Учителем-логопедом организован практикум "Играем с детьми -развиваем речь", на котором она  затронула проблемы "неговорящих" детей, причины и как справляться с данной проблемой.

         Слаженная работа педагогов и специалистов, функционирование всех представленных форм работы с детьми и родителями, не посещающих детский сад дает возможность родителям получать своевременную практическую и информативную помощь в развитии и воспитании своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа образовательного учреждения по развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье (презентация)

Взаимодействие людей в системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой воспитательной  системы неотделима. Именно от семейной среды зависит, созданы ли благоприятные условия для...

Работа образовательного учреждения по развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье

Процесс социализации существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную...

вариативные формы взаимодействия детского сада и семьи

совместная работа детей, родителей и воспитателей, направленная на развитие понавательной деятельности детей посредством приобщения к бурятской культуре...

Беседа как одна из форм и методов взаимодействия логопеда и семьи в условии консультационного пункта ДОО.

В данной  статье рассматривается вопрос осознанного включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс в условии консультационного пункта ДОО....

Взаимодействие школы и семьи как фактор повышения педагогической культуры родителей.

  В статье рассматривается проблема современного образования и воспитания школьника с точки зрения взаимодействия участников этого процесса. Отмечаются острые моменты современного состояни...

Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"

quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение  педагогической  компетентности  родителей"...