Беседа как одна из форм и методов взаимодействия логопеда и семьи в условии консультационного пункта ДОО.
консультация

В данной  статье рассматривается вопрос осознанного включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс в условии консультационного пункта ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа как одна из форм и методов взаимодействия логопеда и семьи в условии консультационного пункта ДОО.

Фадеева Наталия Георгиевна, учитель-логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Петушок» (МБДОУ Виловатовский детский сад «Петушок»)

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос осознанного включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс в условии консультационного пункта ДОО.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОО направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений. Основная категория родителей, которых ждут в консультативном пункте – это родители, дети которых не посещают ДОО.

Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, — обучение эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи, формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе в домашних условиях.

В работе с семьёй удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой — двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придаёт беседе целенаправленность, задает тон, главная задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, выявлению личностных особенностей ребёнка, характера его поведения дома и со сверстниками.

На первый взгляд, это самый простой и лёгкий способ взаимодействия педагога с родителями, но проведение беседы требует от педагога дополнительной подготовки и профессионального этикета. Такая проблема может возникнуть как у начинающих, так и опытных педагогов. Первый контакт с родителями – это важный фактор для дальнейшей совместной работы в условии консультационного пункта.

Беседа — одновременно и форма и метод общения с родителями.

Рассмотрим стадии формирования правильного общения, которые должен учитывать учитель-логопед (педагог) при планировании беседы:

  1. я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.
  2. я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
  3. я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка.

От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.

  1. я стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.
  2. я стадия: реализация индивидуального подхода.

Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребёнка.

  1. я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, и др.) основные задачи в работе с родителями. Продумывая содержание общения с семьями, необходимо принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия.

Стиль педагогического сотрудничества складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя-логопеда с родителями и определяется рядом факторов:

  •  субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;
  •  общением с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;
  •  соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста;

Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.

1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.

3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

5. Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идёт в присутствии нескольких родителей.

9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные моменты детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Необходимо хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.

Итак: Взаимодействие учителя-логопеда (педагога) с родителями — достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста. Первая ступень к сотрудничеству, взаимодействию и доверию – это первый контакт и первая беседа с родителями. Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного понимания, безусловно, способствует развитию личности ребёнка и является важнейшим условием успешной работы по формированию речевых способностей у детей в условии консультационного пункта ДОО.

Библиографический список:

1.Бачина О.В., Самородова JI.H. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

2.Танцюра С.Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 2—4 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 64 с. (Библиотека ; журнала «Логопед»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи".

Статья посвящена наиболее опимальным на мой взгляд формам и методам работы классного руководителя с родителями обучающихся....

Взаимодействие логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта.

Особенности работы  логопункта в дошкольном учреждении....

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...

Формы и методы взаимодействия школы и семьи

Школа как образовательная организация выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необх...