Формы и методы взаимодействия школы и семьи
статья

Стахеева Елена Валентиновна

Школа как образовательная организация выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности  семьи. Кроме этого школа должна направить свои усилия на обоснование и утверждение системы работы школы с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_vzaimodeystviya_shkoly_s_semey.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы взаимодействия школы с семьей.

Стахеева Елена Валентиновна,учитель математики МБОУ «Сельменьгская средняя школа», Архангельской области.

Школа как образовательная организация выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности  семьи. Кроме этого школа должна направить свои усилия на обоснование и утверждение системы работы школы с семьей.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования уделяет внимание совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В примерной основной образовательной программе начального общего образования говорится о воспитании таких семейных ценностей как:

  • первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;
  • знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;
  • представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;
  • знание истории, ценностей и традиций своей семьи;
  • уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;
  • элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает организацию взаимодействия общеобразовательной школы с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования, иными социальными субъектами . Согласно примерной основной образовательной программе основного общего образования взаимодействие может быть представлено как последовательная реализация следующих этапов:

  • моделирование администрацией школы с привлечением школьников, родителей, общественности взаимодействия общеобразовательной организации с различными социальными субъектами (на основе анализа педагогами школы социально-педагогических потенциалов социальной среды);
  • проектирование партнерства школы с различными социальными

субъектами (в результате переговоров администрации формирование договорных отношений с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования и другими субъектами);

  • осуществление социальной деятельности в процессе реализации

договоров школы с социальными партнерами;

  • формирование в школе и в окружающей социальной среде атмосферы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
  • организация рефлексии социальных взаимодействий и

взаимоотношений с различными субъектами в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в сети Интернет;

  • обеспечение разнообразия социальной деятельности по содержанию(общение, познание, игра, спорт, труд), формам организации, возможному характеру участия (увлечение (хобби), общественная активность, социальное лидерство);
  • стимулирование общественной самоорганизации обучающихся

общеобразовательной школы, поддержка общественных инициатив школьников.

Согласно профессиональному стандарту педагог должен уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. Уметь формировать детско-взрослые сообщества, знать их социально-психологические особенности и закономерности развития. Для  эффективной работы с родительской общественностью педагог должен знать основные закономерности семейных отношений.

Л.В. Байбородова считает, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на учебно - воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Формы  и методы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

При организации работы с родителями по развитию их педагогической культуры применяются разнообразные формы : коллективные, групповые и индивидуальные .

Коллективные:

  • родительское собрание;
  • родительский лекторий;
  • конференция по обмену опытом;
  •  диспут-размышление по проблемам воспитания;
  •  встреча родителей с администрацией школы, учителями класса;
  • вечер вопросов и ответов;
  •  «День открытых дверей».

 Родительское собрание – это основная и универсальная форма взаимодействия педагогов с родителями. Родительские собрания помогают реализовать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т.д.

Для того чтобы собрание было эффективным необходимо:

  • ориентироваться на интеллектуальный и эмоциональный потенциал родителей;
  • опираться на интересы и желания родителей;
  • выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и принятия совместного решения;
  • выбранные для обсуждения темы, проблемы должны быть актуальными и принимаемыми родителями изнутри;
  • не приказывать, не навязывать, не советовать;
  • проводить только те собрания, тематика которых отвечает интересам родителей;
  • организовать обмен мнениями и идеями;
  • тщательно подготовить и спланировать родительское собрание;
  • использовать методы повышения уровня активности родителей;
  • соблюдать нормы профессиональной этики (объективность, беспристрастность, определенность).

Родительский лекторий способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательной организации к воспитанию детей. Родительские лектории – это не только чтение лекции. В определении тематики мероприятий участвуют родители.                                                                           Для  повышения их эффективности можно использовать разнообразные методы активизации воспитательного и творческого потенциала родителей.

Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. На родительских конференциях обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

       Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

       Диспут — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет включить всех в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Разбившись по группам, участники диспута сами  сформулируют наиболее интересные вопросы, а затем отбирают  те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Предметом подобных обсуждений, дискуссий часто бывают конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

       Встречи с администрацией, учителями класса в школе целесообразно проводить  ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Задают  вопросы друг к другу, составляют программу действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча  завершается  индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

«День открытых дверей» - это такая форма взаимодействия школы и семьи, которая направлена на демонстрацию достижений школы, знакомство

с ее обычаями, приоритетными направлениями деятельности, успехами учащихся, выпускников, учителей и пр.

Еще одной коллективной формой взаимодействия семьи и школы являются классные и общешкольные семейные мероприятия. К ним можно отнести  семейные праздники и фестивали, соревнования между семьями, совместные экскурсии и поездки, конкурсы, викторины и т.д.

       Эти формы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене  информацией развивает активность   и уверенность   родителей.

     Групповые:

  • взаимодействие с родительским комитетом;
  •  практические занятия для родителей с привлечением специалистов;
  •  групповые консультации;
  • открытые уроки;
  • формирование советов дел, комиссий.

       Важной формой взаимодействия с родителями является взаимодействие педагога с родительским комитетом. Родительский комитет – представительный орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа актива родителей класса, которая призвана стать связующим звеном между семьей, школой, общественностью и обучающимися класса. Он формируется из числа активных родителей, заинтересованных в совместной деятельности. Он стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива. Целесообразно, чтобы в родительском комитете поработали все родители, распределившись на группы.

       При проведении практических занятий  педагоги вместе с привлеченными специалистами  обеспечивают родителей необходимой информацией,  и отвечают на вопросы, направляют усилия родителей на решение проблемы и создают благоприятные условия для взаимодействия.

        Открытый урок знакомит родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

Индивидуальные:

  • беседа, задушевный разговор;
  • выполнение индивидуальных поручений;
  • совместный поиск решения проблемы;
  • консультация-размышление;
  • посещение на дому;
  • переписка;
  • телефонный разговор;
  • электронные формы общения.

       Преимуществом индивидуальных форм  работы является то, что находясь наедине с  педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. Поэтому  содержание индивидуальной беседы  не должно разглашаться.

        В процессе индивидуальной беседы по вопросам обучения и воспитания детей следует придерживаться следующих правил:

  • реплики и замечания в диалоге должны быть краткими и редкими;
  • разговаривать с родителем на понятном ему языке;
  • краткость и точность высказывания, избегание пространственных речей на общие темы и ни о чем.

       Разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Посещение на дому. Эта форма полезна тем, что  домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу

получить представление о разных сторонах  жизни  и  воспитания  ребенка. 

        Временные возможности классного руководителя весьма ограничены, поэтому общение с родителями может осуществляться по телефону. При этом надо договориться об условиях связи, чтобы у обеих сторон не возникало дополнительных проблем и неудобств.

Одной из самых распространенных и традиционных форм взаимодействия является переписка педагога с родителем: письменные сообщения, информирование, приглашения, вызовы, записи в дневнике и т.д. Но у этой формы есть и ряд минусов, и самый большой  – отсутствие обратной связи со стороны родителей. Чтобы передача необходимой для родителей информации была более эффективной, переписку с родителями обучающихся классные руководители могут вести   с использованием  новых современных технологий, а именно использование электронной почты или электронного дневника.

Эта форма сотрудничества с родителями создает условия для наиболее тесного контакта. В отличие от записи в дневнике, которая является всего лишь информацией, переписка предполагает обратную связь.

       Необходимо помнить, что только совместно с родителями можно достичь ожидаемого эффекта в обучении и воспитании обучающегося.

Для организации взаимодействия педагогов и родителей мы используем следующие методы:

  • анкетирование;
  •  беседы;
  •  лекции;
  •  дискуссии;
  •  мониторинг;
  •  наблюдение;
  •  исследование;
  •  игра.

Метод исследования можно использовать при организации тематических родительских собраний, родительских лекториев, конференций, групповых и индивидуальных консультаций, практических занятий, направленных на психолого-педагогическое просвещение родителей.

Технология его использования заключается в следующем:

  1. Определение проблемы.
  2. Проектирование практических действий.
  3. Подведение итогов.

    Метод исследования предполагает включение родителей в разнообразную исследовательскую деятельность, что требует от педагога соответствующих способностей организовывать психолого-педагогическое исследование, знать его методику и методологию.

Самым распространенным методом работы с родителями является лекция. Чтение лекции – это искусство, которое требует определенного уровня соответствующих способностей педагога. Любая лекция направлена не только на передачу определенного объема информации, но и на то, чтобы убедить в чем-либо родителей.

Педагогу необходимо сосредоточить внимание родителей на вопросе, который излагается, и суметь вывести их из состояния пассивных слушателей в состояние активного сотрудника. Необходимо читать лекцию уверенно, преподнося себя интересным человеком и личностью, имеющей богатый жизненный опыт. Важно стремиться высказывать свое личное мнение, апеллировать к своему жизненному и профессиональному опыту, умело и к месту рассказывать о самом себе. Надо помнить, что родителей, прежде всего,  интересует личность педагога, его жизнь и его переживания. Если родители почувствуют доверие к педагогу как к человеку и профессионалу, они примут те знания и ту информацию, которые педагог им дает в лекции.

Дискуссия – это совместное обсуждение какого – либо спорного вопроса. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.

При организации дискуссии можно использовать следующие формы:

«Круглый стол», «Форум», «Симпозиум», «Диспут», «Дебаты» .

Активизации творческого и воспитательного потенциала родителей способствует использование метода игры. Игры могут быть самыми разнообразными: сюжетно – ролевыми, имитационными, драматическими, разогревающими, учебно – деловыми. Их проведение всегда вызывает значительный интерес у родителей. Игра выполняет познавательную, объединяющую, организующую, коммуникативную, развивающую и психотерапевтическую функции.

   Метод беседы помогает получить информацию о результатах развития ребёнка в результате их обсуждения с родителями, другими педагогами. Цель данного метода – обмен мнениями, обсуждение характера проблем и их причин. При проведении беседы необходимо соблюдать следующие требования:

– беседа должна порождать и поддерживать интерес;

– важно продумать организацию предметного пространства и времени для проведения беседы;

– нельзя заниматься открытой критикой;

– важно предупредить ожидание немедленного получения результатов от беседы;

– во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и их задачи.

   Метод  осуществляется с применением опросных листов (анкет), где используются вопросы открытого типа (ответ дается в свободной форме), или закрытого типа (варианты ответов предлагаются в опроснике). Результаты опросников могут обсчитываться математически в баллах. Этот метод специально может применяться непосредственно по отношению к ребёнку.

 Анкетирование как метод исследования позволяет педагогу одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные с данными предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.

Одним из ведущих методов изучения особенностей и проблем семейного воспитания является социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Сущность состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.).

При этом важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.

        Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей   это  одна  из важных задач, которую решали педагоги  на разных временных этапах  развития педагогической науки. Надо искать оптимальные и эффективные методы взаимодействия  школы и семьи для повышения уровня образования родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...

Статья "Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи".

Статья посвящена наиболее опимальным на мой взгляд формам и методам работы классного руководителя с родителями обучающихся....

Проблемный педагогический совет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме

Необычным будет и сам педсовет… т.к. в нашем зале присутствуют не только педагоги, но и представители родительской общественности. И мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь мест...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...

Беседа как одна из форм и методов взаимодействия логопеда и семьи в условии консультационного пункта ДОО.

В данной  статье рассматривается вопрос осознанного включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс в условии консультационного пункта ДОО....