программа пропедевтического курса по химии в 7 классе
материал (9 класс) на тему

Булгакова Виалетта Владимировна

программа пропедевтического курса по химии в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа в 7 классе составлена  по авторской программе О. С. Габриеляна и И. Г. Остроумова «Химия. Вводный курс. 7 класс» 2007. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Изучение химии  направлено на достижение следующих целей:

  • подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
  • создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
  • сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
  • показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
  • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Курс состоит из четырех частей.

 «Химия в центре естествознания» — позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения/естествознания, биологии, географии, физики. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета. Параллельно проводится идея об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин.

Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».

Для формирования экспериментальных умений авторы подобрали несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Они знакомы семиклассникам из курса естествознания и других естественнонаучных дисциплин: знакомство с лабораторным оборудованием (устройство лабораторного штатива, спиртовки, химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с этим оборудованием и химическими веществами (правила техники нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксация результатов наблюдения и их анализ и т. д.). Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонге-тюдного (продолжительного по времени) характера(«Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»)

 «Математика в химии» — позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач, для которых недостаточно времени в курсе химии основной школы. Акцент в первую очередь сделан на умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).

 «Явления, происходящие с веществами» — дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях.

 «Рассказы по химии» — интересно и занимательно повествуется об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения курса  ученики 7класса научатся:

характеризовать свойства вещества;

определять качественный и количественный  состав вещества;

пределять домаший адрес элемента (особенности Ме и НеМе);

 моделировать бинарные соединения

определять химические явления и физические явления;

составлять  молекулярную схему превращения;

определять превращения;

планировать и проводить химические исследования;

 использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;

наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические  реакции,

протекающие в природе и в быту;

соблюдать правила ТБ при работе с хим. веществами.

Ученики получат возможность научиться:

основам рефлексивного чтения химической  литературы;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за химическими процессами, ставить химические эксперименты, объяснять  этапы своих действий, причины и цель своих действий,;

выдвигать гипотезы иорганизовывать исследование с целью проверки гипотез;

 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

правилам работы в кабинете химии, химическими приборами и инструментами;

выделять эстетические сторону химических явлений;

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и      способами деятельности  на личностном, метапредметном и предметном уровне.

Личностные результаты

учащиеся 7 класса

Должны знать основные принципы отношения к живой и неживой природе;

Должны уметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы),.

Метапредметные результаты

учащиеся 7класса должны

овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.

уметь работать с различными источниками химической информации (учебником, научно-популярной литературой, словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих.

Предметные результаты

в познавательной сфере

учащиеся 7 класса должны

-иметь представление о процессах происходящих при растворении веществ;

-знать отличие процессов испарения твердого и жидкого в-ва;

-знать способы разделения смесей,

-знать сущность процесса "вытеснения",

-знать причины общих и разных свойств кислот-«веществ-растворителей»;

-химические свойства некоторых металлов и их соединений ( меди, железа, цинка, «благородных металлов», щелочных металлов)

- определять количественный и качественный состав вещества

- составлять простейшие химические формулы  бинарных соединений

- распознавать и исследовать свойства некоторых  оксидов , хлоридов, сульфатов, карбонатов

- получать углекислый газ  из карбонатов , доказывать его наличие

- иметь представление о классах сложных веществ (оксиды, соли),

-знать свойства «веществ-растворителей», «веществ-осадителей»- кислот и щелочей,

В ценностно-ориентационной сфере

  • Знать основные правила отношения человека к веществам, окружающим его в повседневной жизни.
  • Анализировать и оценивать последствия химической деятельности человека на природу.

в сфере трудовой деятельности

  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете химии.
  • Соблюдать правил работы с химическими приборами и инструментами.

в сфере физической деятельности

  • Освоить приемы рациональной организации труда на уроках химии и при выполнении домашних исследований.

в эстетической сфере

  •  Научиться оценивать с эстетической точки зрения химические процессы.
  • Освоить элементарные приемы выращивания кристаллов солей.

Система контроля  включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет  оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
  • взаимооценка учащимися друг друга при  коллективно-распределительной деятельности в группах;
  • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
  • публичная защита творческих работ,  экспериментальных исследований  и проектов.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения  по вышеуказанным компонентам разработаны соответствующие критерии. Эти критерии  открыты для учащихся (стенд в кабинете химии) и каждый может регулировать свои  учебные усилия для  получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Формы контроля – проверочные работы, тесты,  творческие отчеты по выполненным классным и домашним практическим  работам и экспериментам, отчеты по проектным работам.

 Литература для ученика:

 О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс», М.: Дрофа, 2014.

Литература для учителя:

О.С .Габриелян, Г.А., Шипарева, Химия 7 класс. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О. С. Габриеляна и И. Г. Остроумова «Химия.Вводный курс. 7 класс», М. Дрофа, 2014.

Дополнительная  литература:

1. Корошенко А.С.Обучение химии в 7 классе. М.:Химия,2009.

2 .Бердоносов С.С. Химия 8. М.:Химия,2004.

3. Рудзитес Ф.Г. Химия 8.  М.:Химия,2004.

4. ПетровМ.М., Михелев Л.А., Кукушкин Ю.Н.Неорганическая химия. Л.:Химия.,2007.

5. Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии / книга для учителя/. М.: Просвещение, 2003.

6. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию. М.: «Блик и К», 2009.

7. Иванова Р.Г. Совершенствование обучения химии в 7-8 классах средней школы. М.: Просвещение, 2009.

Распределение учебных часов.

темы

Наименование тем

Всего   часов

В том числе

теория

практика

контроль

1

«Химия в центре естествознания»»

11

9

2

2

«Математика в химии»

9

7

1

1

3

«Явления, происходящие с веществами»

11

7

3

1

4

«Рассказы по химии»

4

4

5

Итого

35

27

6

2

 

Тематическое планирование

Содержание курса

Количество часов

1

«Химия в центре естествознания»»

11

Химия, как часть естествознания. Предмет химии

1

Наблюдение и эксперимент, как методы изучения химии

1

Практическая работа №1. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности»

1

Практическая работа №2. Строение пламени свечи

1

Моделирование

1

Химические знаки и формулы

1

Химия и физика

1

Агрегатное состояние вещества

1

Химия и география. Химия и биология

1

Качественные реакции в химии

2

2

«Математика в химии»

9

 Относительная атомная и молекулярная  масса

1

Массовая доля элементов в сложном веществе

2

Чистые вещества и смеси

1

Объемная доля газов смеси

2

Практическая работа №3. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

1

Решение задач по теме «Математика в химии»

1

Контрольная работа№1  по теме «Математика в химии»

1

3

«Явления, происходящие с веществами»

11

Разделение смесей

1

Фильтрование

1

Адсорбция

1

Дистилляция

1

Обсуждение результатов домашней практической работы №4 по выращиванию кристаллов

1

Практическая работа №5 Очистка соли от примесей

1

Химические реакции

1

Признаки химических реакций

1

Обсуждение результатов практической работы №6 по изучению вопроса коррозии железа

1

Обобщение знаний по теме «Явления, происходящие с веществами»

1

Контрольная работа№2 по теме: «Явления, происходящие с веществами»

1

4

«Рассказы по химии»

4

Ученическая конференция «Химия вокруг нас»

2

Конкурс сообщений «Мое любимое химическое вещество»

1

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическоее планирование пропедевтического курса по химии 7 класс

данное календарно-тематическое планирование составлено к программе "Пропедевтическое  преподавание химии. 7 класс".  в планировании указываются  названия тем, урокав, входящих в тему, н...

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Рабочая программа пропедевтического курса по химии в 7 классе.

Данная рабочая программа направлена на изучение химии в качестве пропедевтического курса в 7 классе. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часов за год обучения....

Пропедевтический курс по химии 6 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)

Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006....

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика+Химия" для 5-6 кл. по программе А.Е.Гуревича, Д.С. Исаева, А.С. Понтака. – Дрофа. - 2010 г.

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика+Химия" для 5-6 кл. по программе А.Е.Гуревича, Д.С. Исаева, А.С. Понтака. – Дрофа. - 2010 г. Программа рассчитана на 68 ч (по 34 ч в год, 1 ч в неделю)...

Программа пропедевтического курса по химии

Программа рассчитана для учащихся 7 класса...

Рабочая программа пропедевтического курса по химии. 7 класс

Рабочая программа по химии. 7 класс. Учебник Рудзитис Г.Е....