Программа работы с родителями "Мы вместе"
рабочая программа

Байгачёва Оксана Михайловна

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_roditelyami.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Программа

работы с родителями

«Мы вместе»

Срок реализации: 3 года

2017-2020 гг.

Классный руководитель – Зенина О.М.

Когалым, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников.

Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.

Как ни парадоксально, но проблема взаимодействия семьи и школы существует. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Современный педагог должен хорошо представлять себе особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

Активные формы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с детско – родительскими отношениями в семье, создать условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, укрепить детско – родительские отношения, учат принятию совместных решений.

Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Мы вместе», которая позволяет скоординировать усилия классного руководителя, психолога, родительских организаций.

Цель программы: создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.

Задачи:

  • установление постоянной связи с родителями, взаимопонимания и согласованности работы семьи и школы;
  • оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;
  • привлечение родителей к управлению школой;
  • обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом;
  • организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование активной педагогической позиции родителей.

Нормативно-правовая основа программы:

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
  • Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
  • Нормативно-правовая база школы.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также коллектив педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Мы вместе».

Основные направления работы:

  • создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
  • изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного опыта, состояния здоровья каждого учащегося;
  • изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Основные направления реализации программы:

  • выявление   различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;
  • оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;
  • изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
  •  участие в родительских конференциях, собраниях.
  • организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;
  • обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
  • групповые и индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты.

  • Укрепление связи с семьёй;
  • Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
  • Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

Сроки реализации программы.

        Программа рассчитана на 3 года.

Формы работы с родителями:

Коллективные:

  • родительские собрания;
  • круглые столы;
  • лектории;

Групповые:

  • работа с родительским комитетом;
  • тренинги;

Индивидуальные:

  • беседы;
  • консультации;

Мероприятия по реализации

программы работы с родителями

Задачи:

-  организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации, беседы;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

- работы по преодолению психофизических возрастных изменений воспитанников коллектива.

Основные направления работы с родителями

1 блок.

Изучение и сопровождение семьи  

(предварительная и оперативная диагностика)

Необходимая информация

Социально-демографическая характеристика семьи:

·социально-демографический портрет семьи; организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой.  Анкеты и тесты для родителей 

Педагогические консилиумы.

Посещение семьи.

Психолого-педагогическое консультирование (беседы).

Методика незаконченных предложений. 

2 блок

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика) 

Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.

Беседы с родителями.

Дискуссионные собрания.

Проведение «круглых столов».

3 блок

Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика) 

Правовая,         психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания. 

Анкетирование и тестирование родителей.

Наблюдение.

Беседы с родителями.

Обсуждение педагогических ситуаций.

Деловые и сюжетно-ролевые игры.

Психолого-педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы… 

4 блок

Внутришкольный мониторинг

(итоговая диагностика)

Удовлетворенность         родителей качеством воспитательной работы 

Наблюдение.

Анкеты для родителей.

Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями.

«Круглые столы».

План работы с родителями

2017-2018 год

Тема мероприятия

Форма проведения

Цель

Сроки проведения

1

Права и обязанности родителей обучающихся. Устав школы

Лекция. Беседа

Познакомить с особенностями обучения в среднем звене, правами и обязанностями родителей, уставом школы

Сентябрь

2

Особенности адаптации детей. Психофизические и возрастные особенности  пятиклассников

Лекция. Беседа

Познакомить с психофизическими и  возрастными изменениями пятиклассников

Декабрь

3

Безопасность в сети интернет

Лекция. Круглый стол

Формировать умения безопасного пользование интернетом, рационального распределения досуга ребенка.

Январь

4

Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка

Дискуссия

Способствовать сплочению семейных отношений, формированию семейных ценностей

Апрель

5

Мама- главное слово в моей судьбе

Праздник, посещенный Всемирному женскому дню

Способствовать сплочению школы и семьи, дать возможность учащимся и их родителям лучше узнать друг друга.

Март

6

Участие в школьном мероприятии «День здоровья»

Поход в аквапарк, бассейн

Способствовать сплочению школы и семьи, формировать через семью положительное отношение к ЗОЖ

Май

Мониторинг

Анкетирование, тестирование

Сроки проведения

Сведения о семье. Составление социального паспорта семьи

Сентябрь

Посещение семей

Сентябрь- октябрь

Анкета «Семейные взаимоотношения»        

Февраль

Анкета «Определение уровня удовлетворенности родителей качеством воспитательной работы»

Май

Ожидаемый результат:

  • формирование потребности семьи следовать нравственно-правовым нормам поведения;
  • осознание ответственности семьи за воспитание личности, стремление сохранить преемственность поколений;
  • знание и соблюдение норм культуры поведения в семье, в школе, в обществе;
  • умение строить взаимоотношения по принципу взаимоуважения и взаимопонимания;
  • объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей

План работы с родителями

2018-2019 год

Тема мероприятия

Форма проведения

Цель

Сроки проведения

1

Первые проблемы подросткового возраста

Лекция. Беседа.

Познакомить с особенностями подросткового возраста

Сентябрь

2

Роль домашнего задания в самообразовании школьника

Лекция. Круглый стол

Показать роль домашнего задания в обучении, способствовать систематической проверке родителями домашней работы учащихся

Декабрь

3

Родители и дети. Семейные конфликты

Практикум. Круглый стол с приглашением социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних

Рассказать о причинах, последствиях и путях решения семейных конфликтов.

Февраль

4

«А, ну-ка, мамочки»

Праздник-конкурс, посещенный Всемирному женскому дню

Способствовать сплочению школы и семьи, дать возможность учащимся и их родителям лучше узнать друг друга.

Март

5

В здоровом теле – здоровый дух

спортивные игры, посвященные Дню семьи

Воспитание ЗОЖ

Май

Мониторинг

Анкетирование, тестирование

Сроки проведения

Анкета «Семейные взаимоотношения»        

Сентябрь

Определение уровня информированности в вопросах ЗОЖ

Октябрь- ноябрь

Составление карты здоровья класса

Ноябрь

Анкета «Определение уровня удовлетворенности родителей качеством воспитательной работы»

Май

Ожидаемый результат:

  • формирование семейных ценностей;
  • осознание роли семьи и ее влияния на воспитание личности школьника;
  • формирование и воспитание ЗОЖ;
  • знание родителями особенностей подросткового возраста;
  • организация эффективной работы педагогов и родителей для развития и воспитания детей

План работы с родителями

2019-2020 год

Тема мероприятия

Форма проведения

Цель

Сроки проведения

1

Правовые знания и их значение в воспитании.

Круглый стол с родителями и учащимися. Приглашение  инспектора по делам несовершеннолетних

Формирование гражданского самосознания учащихся и родителей

Сентябрь

2

ПАВ и наркотические вещества. Как уберечь ребенка от пагубных привычек

Вечер вопросов и ответов.

Пропаганда здорового образа жизни

Декабрь

3

Азбука семейных отношений

Круглый стол. Практикум

Способствовать формированию нравственной культуры семейных отношений

Февраль

4

Пока горит  свеча

Родительские встречи

Способствовать формированию социальных навыков (решение конфликтов ненасильственным путем, умение брать на себя ответственность, участие в принятии решений и т.д.)

Апрель

Мониторинг

Анкетирование, тестирование

Сроки  проведения

Анкетирование на выявление уровня правовых знаний

Сентябрь

Анкетирование «Выявление уровня вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ, алкоголя, табачных изделий»

Декабрь

Анкета «Семейные взаимоотношения»      

Февраль

Анкета «Определение уровня удовлетворенности родителей качеством воспитательной работы»

Май

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

2. Улучшение микроклимата в семье.

3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

6. Повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы школы.

7. Устойчивость в поведении и успешность детей.

Главными задачами классного руководителя являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой работы с родителями «Мы вместе», позволит укрепить взаимодействие семьи и школы, содействовать развитию совместной деятельности детей и родителей в сфере образования, спорта, досуга, туризма, обобщить лучший опыт семейного воспитания, возродить нравственную ценность семьи и повысить ответственность родителей за воспитание детей, обогатить их знаниями по правовым вопросам и вопросам воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с классом "Вместе"

Цели программы : Воспитание интеллектуальной, высокодуховной  и физически здоровой   личности, способной  к творческому созиданию.   Задачи  программы :...

Программа по работе с семьей «Вместе весело шагать» для детей 3-7 лет Срок реализации программы: 4 года

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, пр...

Программа работы с родителями "Мы вместе"

Очень часто родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать д...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Программа воспитательной работы классного руководителя «Вместе мы – сила!»

Программа воспитательной работы классного руководителя«  Вместе мы – сила!»...

Программа работы классного руководителя "Вместе в будущее"

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти. Плутарх....

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...