Родительское собрание по теме:«Осознание и принятие индивидуальных психологических особенностей ребенка»
консультация по теме

Понькина Ирина Николаевна

Для родителей первоклассников. Цель: повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyata_i_zveryata.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема:  «Ребята и зверята»

Цель: осознание и принятие индивидуальных психологических особенностей ребенка.

Задачи:

- повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их  ребенка;

- способствовать принятию родителями типологических особенностей характера их детей;

- предложить практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье.

Форма проведения: тренинг.

Участники: родители первоклассников.

Подготовительная работа: бланки анкеты на каждого родителя (приложение 1), видеозапись мультфильма «Завтра будет завтра» по сказке

Г. Остера, рекомендации (четырех типов) для родителей (приложение 2).

Материалы: мягкие игрушки (до 30 штук), музыка, ручки, портреты героев мультфильма «Завтра будет завтра», черный цветок «Неприятие», красный цветок «Принятие»; мультимедийная презентация.

ХОД СОБРАНИЯ

Столы расставлены в форме круга, на столах анкеты и ручки. У входа в кабинет – стол, на котором множество мягких игрушек. Психолог - педагог, встречая родителей, предлагает каждому родителю на свой вкус выбрать игрушку и занять место за столом.

Вступление.

(слайд 1, 2)

        Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка. Каждый из вас выбрал игрушку, поэтому я сейчас попрошу всех желающих по кругу рассказать о своем ребенке с позиции: «Я выбрал (а) эту игрушку, потому что она мне понравилась тем…»; «А мой ребенок похож (не похож) на неё, потому что…».

.... Спасибо всем!

(слайды: 3, 4, 5, 6, 7, 8)

            Все маленькие одинаковые. Ну ладно, не совсем одинаковые. У некоторых из них нет шёрстки. Но в остальном малыши очень похожи. Да вы и сами можете в этом убедиться

Основная часть.

        С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешними данными, но и индивидуальными психологическими особенностями. Именно сейчас есть смысл вернуться в прошлое и вспомнить, как развивался ребенок в первые три года жизни.

Перед вами лежат анкеты. Заполните их, пожалуйста (каждый родитель заполняет анкету). (Приложение 1)

        А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось (интерпретация результатов анкеты).

(Видеозапись мультфильма Г. Остера «Завтра будет завтра»)

Наверное, каждый из вас смотрел мультфильм по сказке Г. Остера «Завтра будет завтра», где главными героями являются попугай, мартышка, слоненок и удав. Сейчас я предлагаю вам ещё раз посмотреть видеозапись мультфильма и внимательно понаблюдать за его героями. Среди них – ваши дети. (Просмотр мультфильма).

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

Слайд 9.

Рассмотрим психологические особенности детей, соотнесём их с героями мультфильма.

Слайд10.

«ПОПУГАЙ» (I) отличается преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Такой ребенок, если его правильно воспитывают, спокоен, весел, плачет редко и только по существу. Сон у таких детей глубокий, нечувствительный к шуму, засыпают они быстро. Безболезненно привыкают к режиму дня, легко вступают в контакт со сверстниками, что способствует формированию их общительности.

        Могут подолгу и сосредоточенно заниматься делами, требующими усидчивости,  и с не меньшим желанием играть в подвижные игры. Взрослым, как правило, легко с такими детьми. Но если дома нарушаются основные правила воспитания (режим сна и питания, общение с ребенком), ребенок, по природе уравновешенный, может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.

        Итак, главные черты нашего «попугайчика» - оптимизм, общительность и быстрота. За ним можно и не поспеть, он – заводила, живчик, но в нем все очень гармонично, он все успевает и на все реагирует.

Слайд 11.

        «МАРТЫШКА» (II) очень активна, подвижна, живо реагирует на все окружающее. Природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения и быстроты. Поэтому у такого ребенка надо с самого начала воспитывать умение сосредоточенно и спокойно заниматься делом, наблюдать за окружающим.

        Однако и навязывать свое желание такому ребенку не удается – это приводит к отказу от предлагаемого занятия. Если же с «мартышками» специально не заниматься и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность и отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний.

        Эмоции такого ребенка очень ярки. Если он сердится, то с гневом, и его трудно утихомирить. С ним нелегко в обыденной жизни, и родители уже вздыхают: «Характер!»

Слайд 12.

        «СЛОНЕНОК» (III) отличается спокойным поведением без бурного выражения эмоций. Смех он заменяет улыбкой. Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению обычно не доставляют хлопот. Напротив, их медлительность может раздражать родителей. От взрослых здесь требуется изрядное терпение.

        «Слонята» отдают предпочтение обыкновенным занятиям, настольным играм, любят рассматривать картинки. Они часто равнодушны к подвижным играм. Если специально не позаботиться о том, чтобы помочь ребенку стать более активным, он может расти безынициативным, необщительным, односторонне развитым. При всем этом, он все-таки из тех, кто «тихо едет, но дальше будет».

Слайд 13.

        «УДАВ» (IV) очень чувствителен ко всему происходящему вокруг. Он чутко реагирует на настроение окружающих, самые малозаметные причины могут огорчить его и вызвать плач.

        Если такого ребенка ничего не беспокоит, он приветлив и выражает радость. Если недоволен чем-то, хнычет, чтобы привлечь внимание взрослых.

        «Удавчики» остро переживают обиды. Они быстрее, чем другие дети, устают, поэтому им не всегда подходит режим, рекомендуемый для других детей этого возраста.

        В обществе сверстников они могут чувствовать себя неуютно и беззащитно, постоянно переживая обиды, огорчаясь, плача, стараясь уединиться. Свойственная этим детям повышенная восприимчивость способствует развитию у них чуткости, деликатности и отзывчивости.

Работа в группах.        

        А сейчас я предлагаю вам объединиться по полученным результатам анкетирования в четыре группы и поработать сообща (на стол каждой группе ставится картинка – психотип (попугай, мартышка, слоненок, удав)). На столе у каждой группы – лист с рекомендациями по воспитанию детей каждого типа. (Приложение 2)

Зачитайте «советы» и выразите к ним свое личное отношение, расскажите о том, как удается каждому в своей семье решать те или иные проблемы в воспитании ребенка.

Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем выбирают выступающего, который высказывает  мнение группы относительно данных рекомендаций.

Спасибо всем за участие!

Заключительная часть. (слайд 14)

        Иногда, что греха таить, родителей «не устраивает» характер ребенка, данный ему природой, и они пробуют его изменить, «улучшить». Прежде всего, и часто неосознанно, характер ребенка подавляется личным отношением родителей. В чем это проявляется? (Родителям представляется черный цветок «Неприятие».)

        В таком отношении к ребенку – причины детской нервности или трудностей в поведении, и одно из звеньев формирования неврозов. Как же быть?

        Если родителям удастся вовремя всмотреться в ребенка и в себя, задуматься и принять меры по устранению отклонений, значит, им удастся и предупредить детские проблемы. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок был несчастливым. В каждом ребенке есть некая изюминка, которую родители обязаны найти, сохранив у ребенка чувство достоинства и радость жизни. (Предъявляется красный цветок «Принятие» и заполняется с помощью родителей. Варианты: желанный; похожий; такой, какой есть; любимый; интересный и т.д.)

        Я благодарю всех присутствующих за совместную работу, которая, надеюсь, внесет новизну в вашу воспитательную деятельность.

        Проводится рефлексия. 

(слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей,  возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме...

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"

Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами...

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации».

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации»....

Родительское собрание в 5 классе на тему: "Индивидуальное здоровье человека. Как сберечь здоровье ребенка?"

Собрание посвящено главному в жизни каждого человека - здоровью. Обсуждается то, как сберечь здоровье детей. В ходе собрания заслушиваются советы врача, учителя физической культуры и классного руковод...

Сценарий родительского собрания на тему: Осознанный подход к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку, как залог успешных результатов

Методическая разработка представляет собой сценарий родительского собрания для родителей (законных представителей) учащихся 11 классов на тему Осознанный подод к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по ...