Сотрудничество семьи и школы в формировании активных форм социального взаимодействия учащихся с окружающим миром.
материал (7 класс) на тему

Обобщение опыта работы классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество семьи и школы в формировании активных форм социального взаимодействия учащихся с окружающим миром.

Подготовила Гагарина Е.И.

... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут

дать детям большое человеческое счастье.

В. А. Сухомлинский

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука….

Слова из известной басни, где три персонажа преследовали одну цель, но пытались достичь её разными средствами. Конечно же, мы все помним, что из этого вышло.

 «Ученик – учитель – родители» - это три слагаемых важнейшего направления в воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества.

Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.

Главное условие взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

Школа – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, место, где жизнь ребенка подчинена этим нормам. Школа вводит ребенка в контекст культуры и социальных отношений, опираясь на глубочайшее и первоочередное влияние семьи.

Ни школа, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи воспитания детей и подростков. Принципы общения семьи и школы: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь, взаимоподдержка.

Сотрудничество — равноправное общение сторон, без привилегий указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие — организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон без ущемления чьей-либо свободы, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс.

Сотрудничество и взаимодействие обеспечивают доверие и взаимоуважение между родителями и образовательным учреждением, а это является основой установления открытых, дружеских, продуктивных контактов.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего, экономическое благополучие. Родители большую часть дня проводят на работе, не имея возможности уделить достаточно времени воспитанию ребенка, надеясь на педагогов школы. Педагоги через использование активных форм взаимодействия формируют социальную активность детей как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Главные социальные партнёры  – это вы, родители. Мы стараемся сделать вас своими союзниками, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достигнуть желаемых результатов. Повышая значимость обучения, школа даёт жизненные ориентиры учащимся, готовит к жизни в обществе.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный  руководитель. Именно он является  координатором  взаимодействия учителей-предметников, социально-психологической, медицинской служб школы  и родителей.

Работая первый год со своим классом, я старалась прежде всего найти контакт с каждой семьей учащегося. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно укрепить ответственность родителей за воспитание детей, что на мой взгляд, возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Знакомство классного руководителя с семьёй ребёнка начинается с анкеты, которая предлагается родителям на первом родительском собрании, а в дальнейшем полученные сведения ежегодно обновляются. Анкета включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения документации, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.

 Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам класса и школы.

Работа классного руководителя по взаимодействию с родителями учащихся направлена на:

-изучение условий семейного воспитания

-информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса

-психолого-педагогическое просвещение родителей

 -взаимодействие с родительским комитетом

-совместную деятельность родителей и учащихся

-информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей

Данные направления работы реализуются посредством разнообразных форм. Родительское собрание –одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для  родителей, повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Проводить родительские собрания стараюсь нестандартно, используя разные формы организации, такие как, беседа за круглым столом, собрание-дискуссия, собрание-конкурс, вечер вопросов и ответов и др. Все собрания завершаю конкретными рекомендациями по каждому ребенку.

При возникновении сложностей у учащихся в процессе обучения, привлекаю родителей к посещению уроков, организую консультации с учителями-предметниками.

Конечно, невозможно обойтись и без индивидуальной работы с семьями. Я провожу беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, рекомендую обращаться за консультацией к специалистам школы, посещаю семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок. При посещении семьи,  беседую с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка, уделяю большое внимание здоровью ученика, даю советы по организации выполнения домашних заданий и т.д., узнаю о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляю, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, тем самым ищу пути сотрудничества семьи и школы.

Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя стало вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность по формированию социального опыта и взаимодействия в социуме.

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности своего класса осуществляю  с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как организация и проведение праздников. Так,  традиционным стало отмечать значимые праздники чаепитием,  совместное посещение каникулярных мероприятий, Дней здоровья, мастер-классов, участие в мини-проектах и др. Большую  помощь в этом мне оказывает родительский комитет. Члены родительского комитета занимаются организацией мероприятий, оказывают посильную помощь в  ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты, привлекают менее активных родителей к жизни класса.

На сегодняшний день становится популярным взаимодействие и общение школы с родителями через официальный сайт, электронную платформу «Дневник.ру», группы в соц.сетях, так как это предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое. 

В конце каждого учебного года на последнем родительском собрании мы все вместе подводим итоги нашей школьной жизни за прошедший год.  Предлагаю вашему вниманию ролик, который демонстрировался в конце прошлого учебного года.

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не всё: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

 Уважаемые родители! Вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него. Прежде всего, обращаю ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как нам кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, - это дело приятное, радостное, счастливое.

Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

А мы, в свою очередь, будем вам в этом помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

«СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средст...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В данной статье рассматриваются возможности реализации  различных методов и приемов по привлечению обучающихся к чтению художественной литературы....

Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы

Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – ...