Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы
методическая разработка

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Роль социального педагога во взаимодействии

семьи детей-группы риска и школы».

                                Социальный педагог школы № 612

                                Центрального района

                                Толстых Н.Х.

Санкт-Петербугр

2019 год.

                 

   

 Введение.

        Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству  семьи и школы.

Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы социального педагога, учителя, психолога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов .

        Семья играет исключительно важную роль в формировании интеллектуально полноценного, нравственно и физически здорового молодого поколения.

            Социальный педагог, работающий с детьми, может внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка.

        Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания игровых ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье;

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания,

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей

Воспитание самооценки в ребенке – одна из самых важных задач для его будущей жизни.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

 Существует 3 стиля семейного воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустительский.

При демократическом стиле прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

 Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Нехорошей особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. После болезни , отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно.

        Из-за нарастания тревожности снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех.

Взрослые, недовольные снижением успеваемости ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

        Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.    Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце и матери - сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И.Кочеткова: "Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Когда мать и отец любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок. Без нее весь мир бледнеет, и никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребенка".

        

Формы и методы работы с родителями.

        Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

        С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов школ с родителями младших школьников:

    -         Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей,т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

    - Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

    - Формирование у родителей потребности в самообразовании.

    -Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

     

         Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить «Родительскую анкету» со следующим содержанием:

        I. Ф.И.О родителей.

          1. Возраст

          2. Образование

          3. Место работы, телефон

          4. Общественная работа

          5. Квартирные условия

          6. Общий заработок семьи

          7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

        II.Ф.И.О ребенка.

          1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

          2. Какие игры предпочитает?

          3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

          4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?

          5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен,   пассивен, застенчив.)

          6. Какие обязанности имеет дома?

          7. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка          следует учесть.

       

    Многие учителя готовят памятки различного содержания, на следующие темы:

     - Что должен уметь первоклассник?

     - Что делать, если ребенок пропустил несколько учебных дней?

     -Правила выполнения домашних заданий;

     - Как помочь младшему школьнику правильно  собраться в школу.  

     - Правила поведения в общественных местах и в школе.

   

        Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую должна решить школа в работе с не благополучными семьями -попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка

        Большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями индивидуальные беседы.

        Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса.                

             Список литературы.

1. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //Воспитание школьников. - 1994. - N 1.

2. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.

3. Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников // Начальная школа. - 1993. - N 5. - С.10.

4. Долотина О.П. Родители и дети // Начальная школа. - 1994. - N 8. -С.70.

5. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.

6. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка //Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.

7. Михайлова Т.В. Как я провожу родительские собрания // Начальная школа.-1993. - N 10. - С.73-75.

8. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - С.4-18.

                                                     

                                

                                                             

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении многодетной семьи

Преобразования социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций ...

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома.

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома. Презентация к докладу....