Памятка для родителей Готовим ребенка к школе (советы логопеда)
учебно-методический материал

Кудельникова Юлия Евгеньевна

Памятка для родителей. Готовим ребенка к школе(советы логопеда)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_pamyatka_dlya_roditeley_gotovim_rebenka_k_shkole.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития  речи.

  • Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Подбирать действия к предметы и наоборот;
  • Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
  • «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.). 

Очень важно ежедневно читать ребенку, помня знаменитую подсказку А.С. Грибоедова:  «Читай не так, как пономарь. А с чувством, с толком, с расстановкой…».

Скороговорки на звуки  С, З, Ц

У Сени и Сани в сенях сом с усами.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
 Скворцы и синицы – веселые птицы.
 Из соседнего колодца целый день водица льется.
 Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь

Скороговорки на звук Л

В Луку Клим луком кинул.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
У ёлки иголки колки.     Палку толкал лапкой Полкан.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

          Скороговорки  на звук Р

Варежки у Вари пропали на бульваре.
Проворонила ворона вороненка.
Изгиб дороги, побереги ноги.
Тридцать три трубача трубят тревогу.
 Перепелка перепелят прятала от ребят
 Тропка на травке, травка на тропке.
         
Скороговорки на звуки Ш, Ж

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шашки на столе, шишки на сосне.
 Шесть мышат в шалаше шуршат.
 Шлепают гуськом гусак а гусаком.
 Ужа ужалила ужица. Уж  от ужаса стал уже,
  ужа ужица съест на ужин.
               Скороговорки на звуки Щ,  Ч
  Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
 У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
 Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными
чеpнилами чеpтёж.              

Памятка для родителей

Готовим ребенка к школе

(советы логопеда)

Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

  • Правильно произносят все звуки родного языка;
  • Производят простейший звуковой анализ слов;
  • Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  • Грамматически правильно строят фразу;
  • Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
  • Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
  • Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно.

  • Для подготовки детей к обучению грамоте у них развивают способности:
  • внимательно вслушиваться  в произносимые другими звуки,
  • запоминать и внятно их повторять в разных слоговых сочетаниях, словах, предложениях;
  •   различать глухие, звонкие, твердые, мягкие звуки и правильно их произносить,
  • выделять первый и последний звук в словах,
  • определять порядок и количество звуков в простых сочетаниях (ау, иа, аи, ауи, оуа), словах.

«Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».

К.Д.Ушинский

Артикуляционная гимнастика.

Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше пяти упражнений на одном занятии, выполнять гимнастику перед зеркалом; применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений.

Комплекс № 1 (общий).

 1.Удерживание губ в улыбке;

  1.  2.Вытягивание губ вперёд трубочкой;

  3.Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

  4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

  5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;

6.Удерживание узкого языка (иголочка);

  7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.

Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).

  1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
  2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…;
  3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.
  4. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;
  2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
  3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).

 Речевые игры и упражнения при закреплении правильного произношения. Старайтесь  как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной.

«Стоп-игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов  попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Мы – артисты». Проговорите с ребенком чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что Вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Как подготовить ребенка к школе? Советы психолога.

В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он, наконец, вместе со всей подготовительной группой гордо выкрикивает: «До свиданья, детский сад!» и начинает готовиться к поступлению в шк...

Подготовим ребенка к школе: советы логопеда

Уважаемые родители! Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового костюмчика или платья? В какой-то степени - да. Но это завершающая ст...

Советы логопеда если ребенок не говорит

Это памятка  которая поможет родителям справится с трудностями которые возникают у детей в речи....

Буклет "Советы логопеда. Памятка для родителей"

Буклет составлен из памяток для родителей по их запросу: Памятка для родителей: «Календарь речевого развития дошкольника», Памятка для родителей: «Развиваем речь ребенка: дома, на прогулке, на дач...

Готовность к школе. Советы логопеда.

В данной статье говорится о речевой готовности к школьному обучению.  Подробно описано, что должен уметь ребенок шести-семилетнего возраста. Даны рекомендации родителям по формированию правильной...