Беседы для родительских собраний, для консультаций с родителями
материал

Сорокина Наталия Викторовна

"Какова мудрость родительской любви?", Что сказать в ответ на детское "Не хочу делать уроки", "Школьная форма; вы за или против",  "Умей сказать "Нет", "Современный педагог глазами родителей" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мудрость родительской любви

В нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции.
«Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве. Если упущены детские годы, упущенного никогда не наверстаешь.» Сухомлинский В.А.

Пример с караваем:

Как в старину, усаживаясь за стол, делили каравай на семью:

Отцу, матери, старшему сыну – работнику; а то, что осталось – младшим детям.

Сейчас многое изменилось, но воспитать детей надо так, чтобы они умели заботиться и думать о других, а не съедать всё вкусное столько, сколько влезет. При этом нужно, чтобы они делали это от души, чтобы и о себе могли позаботиться, и о близких

Мысль о том, что вырастут - сами научатся думать о других,  не верна. Что заложишь в ребенка в детстве, то и пожнешь в старости. 

То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте.

Бывает, что  в 1 класс к нам приходит много детей педагогически запущенных, с больной нервной системой, которые

- хотят, но не умеют учиться,

- не хотят учиться,

- не умеют управлять собой. Почему? Причин много:

  • слабое общее развитие;
  • дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);
  • конфликтные ситуации в семье;
  • один ребенок в семье, неполноценное общение;
  • чрезмерная любовь к своему чаду.

Отсюда и ошибки в воспитании.

  • Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь. - Ребенок не знает понятий «нельзя», «надо».

- не знает своего долга перед родителями,

- не умеет трудиться.

- не видит других людей с их желаниями и потребностями.

- убеждение - он приносит счастье, радость родителям и остальным людям уже тем, что он просто живет на свете.

  • Деспотическая любовь. В атмосфере мелких придирок, постоянных упреков

- ребенок ожесточается.

- с малых лет извращается представление о добром начале в человеке,

- перестает верить в человека и человечность. Родители не умеют пользоваться своей властью. Уважайте мнение ребенка, его детские желания. Помните он такой же человек, как и вы.

  • Любовь откупа. 

- Родители видят свой долг только в обеспечении всех материальных потребностей ребенка.

- чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать её материальные заменители.

- Ребенку будут совершенно незнакомы сострадание, милосердие.

- Став взрослыми и строя свои взаимоотношения с другими людьми, дети будут выбирать ложные ценности (деньги, материальные блага).

Полноценный человек, культурная, социально зрелая личность = родительский пример. (делитесь с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью).

Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.

Воспитание любви - воспитание себя и своих детей своим поведением.

Пример из жизни деревенского врача

Летний рассвет. Спит жена Мария, утомленная ежедневными заботами о детях, спят 3сыновей и 3 дочери. Тихо встает муж, чтобы не разбудить жену и детей. Идет в сад, срезает цветок розы, приносит в спальню, ставит в деревянную вазочку на ночном столике около кровати жены. Вырезал эту вазочку Николай Филиппович в первый после женитьбы год. Спит и не спит Мария, слышит сквозь сон осторожные шаги Николая Филипповича и уже не может заснуть от острых запахов розы, лежит, счастливая, с закрытыми глазами еще с полчаса.

Так было каждое утро — годы, десятилетия. Подрастали один за другим дети. И, подрастая, вставали вместе с отцом на рассвете, и в вазе уже было два, потом три, потом четыре, пять, шесть, семь цветов...

Умер муж. Разлетелись в разные уголки страны сыновья и дочери, а мать еще и сегодня живет в большом том селе. И как бы далеко от нее ни жили сыновья и дочери, раз в год приезжают они к матери - в день ее рождения; и снова в деревянной вазе пламенеют семь роз - шесть от детей и одна от отца — символично. Ни к кому из детей не может пойти жить мать Мария, ибо, дав преимущество кому-то одному, смертельно обидит других. 



Предварительный просмотр:

«Не хочу делать уроки»

Учеба – это труд, она вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания могут вызвать бурные протесты.

Почему? Давайте попробуем разобраться. Определить и наметить план действий.

  • А верите ли вы сами в необходимость домашнего задания?
  • Кто виноват в такой реакции вашего ребенка?
  • Что вы сделали, чтобы разобраться в этой ситуации?

Надо рассматривать с двух сторон. Со стороны семьи и со стороны школы.

  1. обязательно, если уже наметилась тенденция, если ситуация повторяется изо дня в день, то связаться с учителем, классным руководителем и сообщить об этом, чтобы вместе найти пути решения этой проблемы.
  2. У ребенка не должно быть противоречий в требованиях со стороны семьи и школы.
  3. Проанализировать свои методы воспитания. (Любовь умиления, откупа, деспотическая).

     У  школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка.  Хорошая погода за окном, интересная передача, гости, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. (Во время подготовки уроков не должно возникнуть необходимости срочно сбегать в магазин, или вынести мусор, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж).

     Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков должна быть лишена школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется.

Домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.

  1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
  2. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка.
  3. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно.
  4. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
  5. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может "заучить” ошибку.
  6. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной.

Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. "Я уверен, что у тебя все получится”, "Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, "Правильно”, "Хорошо”, "Молодец, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи.



Предварительный просмотр:

«Школьная форма: за и против»

Мы сегодня с вами обсуждаем тему, которая достаточно актуальна на сегодняшний день. Все три школы города ввели школьную форму с 1 сентября этого года. Нормативно-правовая основа для введения школьной формы прописана в законе «Об образовании в РФ».

Каково ваше мнение о школьной форме?

(Говорят родители)

Форма играет важную роль:

  • Вопрос: для учеников начальных классов?

Ответ: они воспринимают ее как символ взрослой жизни. Школьная форма призывает их быть внимательными, ответственными и ребята прилежно учатся.

  • Вопрос: для учеников среднего и старшего звена?

Ответ: воспитание в ребенке внутренней дисциплины и хорошего вкуса к элегантному деловому стилю. форма делает учеников средних и старших классов более дисциплинированными. Им прививается мысль, что в школу они ходят учиться, а не продемонстрировать себя. Доказано, что в школах, где введена форма, школьники меньше отвлекаются на сверстников, меньше уделяют внимания обновкам, а думают об учебе.

  • Вопрос:  какую социальную роль играет форма?

Ответ: сглаживание социального неравенства. Форма помогает детям не стесняться, например, своей не модной одежды или из-за дорогих нарядов сверстников. Они могут просто спокойно учиться на равных.

Ответ: формирование чувства общности и сплоченности с классом, школой.
Ответ: также школьная форма помогает родителям ответить на главный вопрос – «во что же одеть ребенка сегодня в школу?» Они просто купили форму и не знают никаких проблем.

Какие аспекты школьной формы мы можем с вами обсуждать?

(Говорят родители)

Вкус, цвет.

Мы в свое время варьировали школьную форму по фасону белого подшитого воротничка, ткани фартука, и сейчас дети имеют возможность выбирать фасон в соответствии с фигурой и своим художественным вкусом. Таким образом, обеспечена индивидуальность.



Предварительный просмотр:

«Предупреждение наркотической зависимости»

Серьезная тема.

Каково ваше мнение?

Кто виноват?

С одной стороны, кажется, что тема о вреде и страшных последствиях употребления наркотиков на слуху у каждого, проводится очень большое количество мероприятий и классных часов в ОУ, начиная с детского сада, потом в школе. А с другой – нельзя отметить стабильного улучшения ситуации в масштабах страны. Производители наркотиков и наркодилеры продолжают зарабатывать миллиарды в валюте на трагедиях каждой отдельной семьи.

И вот с семьи и хотелось бы начать. Отрывок из книги – начало истории.

Давайте представим страшную ситуацию: моему ребенку предложили наркотическое вещество. Знает ли он, что это наркотик или нет – мы не знаем. Нас рядом нет. Не звучат предупреждающие звуки, обычный летний, какой угодно день. Обыкновенный. Все пробуют. Хочешь попробовать?

Каковы его действия? Понятно, ситуация может развиться в двух направлениях.

Почему ребенок говорит «Да»? Сейчас в нашем разговоре отбросим многие самые серьезные факторы, которые могут иногда играть ведущую роль. Некоторые из них я перечислю:

Факторы наследственной отягощенности:

-психические заболевания;

-алкоголизм;

-наркомания.

Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания:

-неполные, распавшиеся семьи;

-отсутствие семьи;

-психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей (был пример, когда отец сказал: «Я в жизни все попробовал, пусть и он попробует тоже».

Одним словом, это обычный ребенок из обычной семьи.

Существуют особенности старшего подросткового возраста:

учитель

родители

решение

Ему важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим

а тут с ним ведут себя, как с взрослым, считаются с его точкой зрения – одним словом оставляют выбор.

считаться с его точкой зрения

Он скромен, склонен к мечтанию и фантазированию, ему нравится девочка/мальчик, который предлагает, он\она старше

если видят не все, кто бы хотелось – «потом расскажу, какой я был крутой, еще и приукрашу»;

Интересоваться его делами

Просто за компанию.

Легко ведомый, нецелеустремленный, не знает, что ему делать, чем заняться

Помочь ему найти интересы

Заниженная или завышенная самооценка.

Возможность самоутвердиться

Формировать адекватную самооценку


Семья – это основа и начало всего, воспитание должно сыграть ведущую роль, чтобы ребенок сказал «нет». Научите его это говорить.

Окончание истории из книги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умей сказать «Нет!» Возможны 3 варианта вежливых ответа: Что сейчас происходит? Благодарю, нет. Я не хочу. Нельзя объяснять, почему вы отказываетесь Не нужно оправдываться


Предварительный просмотр:

                                       

«Современный педагог вашими глазами»

Все мы учились в школе, сейчас в школе учатся наши дети. Каждый из нас нарисовал для себя (читай - для наших детей) образ современного педагога, идеального учителя.

А каким вы видите современного учителя? (говорят родители).

Вы говорите о профессиональных и личностных качествах учителя, которые неотделимы друг от друга.

Какое процентное соотношение вы бы определили для профессиональных и личностных качеств учителя. (говорят родители).

Мой сын тоже учится в школе и у меня тоже есть образ современного педагога, и я смотрю на этот вопрос со своей точки зрения. И я ее изложу.

Мой педагогический стаж - 20 лет. У меня в жизни есть две школы: Лебяжьевская средняя школа в Курганской области, где я училась, и школа №1 г. Покачи, где я работаю. Было много учителей, преподавателей в институте, есть такие, которые запечатлелись как образы для подражания. Я перенимаю опыт моих коллег, не только как учитель-предметник, но и  опыт общения. На сегодняшний день сформировался опыт работы, свое видение, своя манера общения с учениками, с коллегами, родителями, но я всегда готова и открыта ко всему новому, перспективному, интересному.   

Какое-то время мне приходилось быть третьей стороной в конфликте «родитель-учитель», где родители обвиняли учителя в необоснованно завышенных требованиях и, как следствие, в необъективных оценках. И, наоборот, учитель предъявлял требования к родителям ученика по разным поводам. По-моему мнению, важным качеством каждого учителя должна быть способность к принятию правильного решения, подчас не приятного, но единственно верного. И учитель моего сына должен обладать этим качеством. Я всегда прошу рассказывать мне обо всех его поступках. Говорить неприятные вещи, соблюдая такт очень трудно, но необходимо. Это принципиальность.

Как вы понимаете высказывание У. Черчилля, видного политического деятеля, премьер-министра Великобритании в годы ВОВ и после нее: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». (говорят родители).

Профессия учителя всегда была востребована обществом, государством. И создавалось и создается большое количество нормативно-правовых документов «модели» (образа) современного учителя – воспитателя выпускника школы. Сейчас это «Профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя)».

Любое государство знает, что от личности учителя зависит многое в стране, если не все. Семья и школа, соблюдая единые требования, принципы и идеологическую политику, может воспитать человека - полноценную, социально адаптированную личность с правильной гражданской позицией.

Каким же должен быть современный учитель?  Давайте нарисуем обобщенный портрет.

Учитель должен  уметь объяснить ученику то, что тот не понимает, помочь ученику, у которого что-то случилось, учитель должен выслушать и посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Он просто должен быть Человеком, Другом.

-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет.

-Современный учитель любит и понимает своих учеников.

- Современный учитель терпелив и владеет собой.

- Современный учитель всегда в хорошем настроении.

- Современный учитель одинаково относится ко всем ученикам.

-Современному учителю всегда приятно приходить на уроки.

-Современный учитель не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.

И главное в жизни многих учеников есть учитель, благодаря которому они стали лучше, это идеал к которому должны стремиться учителя.

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы, не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки"

Беседа с родителямио необходимости и значимости выполнения домашних заданий в работе с детьми...

Беседа на родительском собрании

Беседа на родительском собрании...

Беседы для родительских собраний

Каждое родительское собрание должно б ыть полезным. Предлагаю несколько тем для обсуждения с родителями....

Беседа на родительском собрании "Слагаемые тепла и уюта "

1.     Что такое нравственно-психологический климат в семье? От чего он зависит?2.     Психологический климат – совокупность психологических состояний, настроен...

Беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки"

Родительское собрание для родителей обучающихся 5-9 классов, в котором даются советы родителям, как помочь ребенку выполнять домашние задания, как создать оптимальные условия....

Беседы для родительских собраний

Любить ребенкаНаказаниеПоощрениеРоль  семьи  в  воспитании  школьникаСтили семейного воспитанияЧему надо научить своего ребенка?...

Беседа на родительском собрании "Мудрость родительской любви"

Беседа на родительском собрании "Мудрость родительской любви"...