Опыт работы по теме: "Современные методы взаимодействия логопеда и родителей"
учебно-методический материал

Канищева Марина Геннадьевна

Опыт работы с родителями в современных условиях. Задачи и методы взаимодействия в условиях логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Канищевой Марины Геннадьевны по теме:

«Современные методы взаимодействия логопеда и родителей»

   Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед в логопедическом пункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Логопед в логопедическом пункте вынужден вклиниваться в процесс в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.

  В связи с этим, эффективность в работе логопеда заключается в правильной системе деятельности и четко поставленных целях и задачах при работе в логопункте. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

  Мой опыт работы с родителями показывает, что: насколько работа логопеда с родителями важна для достижения положительных результатов, настолько она и сложна.

  Часто родители не в состоянии объективно оценить возможности своих детей. Они или занижают их, но чаще всего объясняют трудности простым нежеланием говорить. Очень часто можно слышать такие слова от родителей: «Он все понимает, но не хочет говорить», «Он может говорить, но привык общаться жестами» и т.д. Поэтому участие логопеда необходимо для оценки реальных возможностей ребенка. Логопед помогает сделать родителям прогноз речевого развития своего ребенка, от которого зависит социальная адаптация. Именно прогноз дальнейшего развития речи очень важен для родителей. Одними из наиболее частых вопросов, задаваемых родителями бывают следующие: «Заговорит ли мой ребенок?», «Сколько на это потребуется времени?», «Как это может отразиться на школьном обучении?»

Занятия с логопедом в логопункте занимают 30-40 мин. в неделю (в зависимости от возраста), поэтому родители должны создать условия для успешного речевого развития ребенка дома. Это процесс трудоемкий и продолжительный. Многие родители сознают, что им не хватает педагогической грамотности, для устранения речевых нарушений своих детей, поэтому, чтобы работа с родителями была конструктивной необходимо привлекать их к активному участию в коррекционно-развивающем процессе.

   Очень важно, чтобы родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития. Результатом взаимодействия являются достижение качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению.

 

  Цель взаимодействия с родителями.

Повышение мотивационно-ценностной и коррекционно-логопедической направленности родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений в дошкольном возрасте, а также профилактику речевых нарушений в школе.

  Задачи

  1. Познакомить родителей с причинами речевого нарушения ребенка
  2. Познакомить с этапами логопедической работы по проблеме
  3. Дать рекомендации по использованию наиболее приемлемых методов, направленных на коррекцию речевых нарушений.
  4. Показать на наглядном практическом материале методы и приемы развития артикуляционной моторики.
  5. Дать советы по формированию правильного звукопроизношения, совершенствования грамматического строя речи.

Какие формы работы используются – это коллективные и индивидуальные. Причем индивидуальные формы работы являются основными – индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, тестирование. Сейчас кроме очных используются и заочные формы общения с родителями, т.е. по телефону или в соцсетях, на интернет форумах, по электронной почте.

   Конечно, стараюсь приглашать родителей на индивидуальные занятия, но не все дети могут раскрыться в присутствии родителей, поэтому очень часто использую съемки занятий и отправляю родителям для того, чтобы они видели, как работать с ребенком дома и результат нашей работы.

   Очень важным является и раннее выявления речевой проблемы у ребенка. Поэтому работа проходит и в младших группах и в консультативном центре с родителями детей, не посещающих ДОУ.

В группах для родителей помещаются памятки, буклеты о развитии речи ребенка в норме в соответствии с возрастом. Выявляя ребенка с проблемами в речевом развитии провожу беседу с родителями и объясняю, что чем раньше начать с ребенком коррекционную работу, тем лучше будет результат и ребенок будет подготовлен к дальнейшему обучению в школе.

   Эффективной формой работы также является и анонимное анкетирование. На стенде «Уголок логопеда», размещен специальный кармашек для записок с вопросами, которые волнуют родителей.

   Также используются традиционные формы работы – это наглядные и практические.

    Наглядные: «уголок логопеда» не только в кабинете, но и в каждой группе, выставка книг и пособий, видеоуроки (презентации по выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, памятки, визитки).

    Практические: тренинги по обучению родителей методам и приемам коррекционной работы, «семейные гостиные».

План работы

Этапы работы

Содержание работы

Теоретический этап

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Практический этап

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты)

Консультация « Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Составление папки: « Помощь родителям в работе над артикуляцией»

Семейная гостиная: « Развиваем речь, играя»

Мастер-класс «Рекомендации учителя-логопеда по формированию грамматически правильной речи»

Консультация: «Важность детских книг в развитии речи детей»

Круглый стол « Подготовка руки к письму и развитие мелкой моторики»

Консультация «Как сделать речь детей яркой и выразительной»

Заключительный этап

Открытое занятие для родителей «Веселый день правильной речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, детей с речевыми нарушениями, условно можно разделить на два блока: просветительский и практический. В презентации коротко описаны основные направления это...

«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей  является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Беседа как одна из форм и методов взаимодействия логопеда и семьи в условии консультационного пункта ДОО.

В данной  статье рассматривается вопрос осознанного включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс в условии консультационного пункта ДОО....

"Взаимодействие логопеда и родителей в коррекционной работе"

Взаимодействие логопеда и родителей в коррекционной работе...