Гиперактивный ребенок: какой он и что делать?
статья

Кочкина Эльвира Анатольевна

Для работы с родителями на родительском собрании или размещения на школьном интернет-сайте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebenok.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кочкина Э.А., педагог-психолог гимназии г.Арзамаса                                                            

«Гиперактивный ребенок: кто он?» (часть 1)

На сегодня самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По нашим данным, в каждом классе гимназии из 25 человек обязательно присутствуют хотя бы 1 — 2 гиперактивных ребёнка (4-9%)! В общеобразовательной школе их гораздо больше (20-30%).

СДВГ характеризуется тремя основными признаками: нарушением внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, возможны  недостатки координации движений, несформированность мелкой моторики, что выражается в неуклюжести, сложностью с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, в использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма.

Симптомы СДВГ чаще замечаются взрослым у ребенка лет с четырех. Тот чрезвычайно подвижен, все время бегает, крутится, пытается куда-то забраться, неспособен усидеть на месте. Он раздражает своей беспокойностью, навязчивостью, эмоциональной неустойчивостью, недисциплинированностью, неаккуратностью. Он не в состоянии ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, оказывать посильную помощь родителям. При этом замечания и наказания не приводят к желаемым результатам. Также могут наблюдаться упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Как следствие, такой ребёнок всегда страдает от постоянных сравнений со сверстниками, которые хорошо себя ведут и учатся, поэтому обычно неуверен в себе и имеет заниженную самооценку. Наблюдаются трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, проблемы с поведением в школе.

При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты тестирования! Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Такие дети очень скоро выключаются из процесса выполнения задания. Их письменные работы выглядят неряшливо и пестрят ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов. Избыточная двигательная активность часто бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Она служит разрядкой, это - не конструктивная активность и не избыток энергии.

Существует возрастная динамика проявления гиперактивности: пик ее приходится на 6-10 лет. Как уже говорилось, она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (ребёнок крутится, вертится, ерзает на стуле, постоянно что-то теребит руками, трясет ногами). Ребенок часто действует, не подумав. На уроках с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения учителя вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизму, т.к. чаще мало задумываются о последствиях своих поступков.

К подростковому возрасту СДВГ значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. По данным некоторых исследователей, нарушения познавательных функций и поведения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых, которым в детстве ставился диагноз СДВГ.

Уважаемые родители! Сегодня с вами мы только ознакомились проблемой дефицита внимания с гиперактивностью у ребёнка, и в следующем выпуске поговорим, как её решать.

Кочкина Э.А., педагог-психолог гимназии г.Арзамаса                                                            

«Гиперактивный ребенок: что делать?» (часть 2)

Признаки и симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) рассматривались в предыдущей статье. Сейчас рассмотрим, как воспитывать гиперактивного ребёнка (это не исключает лечения у специалистов!).

1. Улучшение состояния гиперактивного ребенка зависит как от специально назначаемого лечения, так и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Все члены семьи должны понимать: его поступки не являются умышленными, в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими ситуациями. Помните, чем меньше в семье конфликтов, ссор, агрессии, тем спокойнее ведёт себя ваш ребёнок. В противном случае, к вам бумерангом вернётся тройная порция его непослушания, агрессии, можете не сомневаться. Ребёнок обязательно разрядиться на вас, на учителях, ребятах из класса, сам не понимая того, что с ним происходит.

2. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать  крайностей: проявления чрезмерной мягкости, как и предъявления  повышенных требований, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с СДВГ гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников. 

3. Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать ребёнка лишь одним партнером; дозировано подходить к просмотру телепередач, к сидению за компьютером. Чтобы улучшить концентрацию его внимания при выполнении домашних заданий, необходимо найти в квартире самое тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен периодически заглядывать  в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20 минут  разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

5. Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно! Если ребёнок не выспался, то признаки гиперактивности нарастают. Если ребёнка не приучают учить уроки в одни и те же часы, он никогда не начнёт их делать!

6.Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 конкретных инструкций. Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации – это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т.е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» – изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.

7. Еще один способ воспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.

8. Правила поведения должны формулироваться ребёнку просто, понятно и  подкрепляться поощрением или наказанием. Ребёнку объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду (посмотрит телепередачу, любимую конфету, родители с ним поиграют вместе или сходят куда-нибудь). А невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры, совместного досуга с родителями). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно. Эффективно выбирать для преодоления и какую-либо одну проблему на определенный период времени и целенаправленно её решать.

10. Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием (но не силовой борьбой, боксом – т.к. они агрессивны, потенциально травматичны, и непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).

11.От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе – в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.  Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы. Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами). Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им  «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

12. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.

Уважаемый родитель! Каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе! Итак, всем, кто столкнулся с проблемой СДВГ, мы желаем оптимизма и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как справиться с гиперактивным ребенком. Советы родителям

Памята содержит советы родителям по общению с гиперактивными детьми....

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Рекомендации педагогам гиперактивного ребенка.

Практические рекомендации учителям и воспитателям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Гиперактивный ребенок в школе

Проблемы воспитания гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений...

Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"

Уважаемые коллеги, есть ли в ваших детских коллективах дети, которых можно охарактеризовать как гиперактивные? Какие методы воздействия вы использовали? Какие из них оказались более эффективными...

Гиперактивный ребенок

В презентации дается понятие, причины, признаки гиперактивности, а также рекомендации родителям и педагогам....

Взаимодействие с гиперактивным ребенком

Советы родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком         (советы родителям)...