Логопед объясняет... Профилактика речевых нарушений
консультация

Ольхова Алла Юрьевна

Советы учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений

   Профилактика нарушений речи, также как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений.

   Профилактика речевых нарушений складывается в основном из следующих моментов:

  1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка:

   -     предупреждение ушибов в области головы;

   - предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой;

   - охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, а также своевременное лечение и обязательное долечивание заболеваний;

   - охрана нервной системы ребенка - этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств.

  1. Забота о сохранности органов речи:

   - предупреждение появления аномалий костных частей речевого аппарата;

   - исключение случаев сосания пальца, соски и др.;

   - раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей;

   - своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4 – 5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);

   - охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки.

  1. Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

   - обеспечение благоприятного речевого окружения - необходимого образца для подражания;

   - поощрение любых речевых высказываний мимикой радости;

   - воспитание направленности на восприятие речи окружающих - больше общения с самых первых дней жизни малыша;

   - медленное и четкое произношение взрослыми слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;

   - отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

   - приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;

   - необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения;

   - полное исключение «сюсюканья» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;

   - занятия ритмикой, музыкой и пением – всё это, безусловно, способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

   - развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Ребёнок плохо говорит?

Почему?

Что делать?

   Основной «пусковой» момент появления речи – общение.

   Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Говорящий и слушающий всё время меняются ролями: каждый слушает и стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге – взрослый. Пусть первые ответы ребенка всего лишь отдельные слова, но они дают ему возможность общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.

   Что помогает развитию диалога?

   Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов, маленьких сказок. Сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, показом картинок, превращая это занятие в маленький спектакль.

Лиса и Крот

     - Славный домик,                      - Вход, Лисичка,

     Милый Крот,                            В самый раз:

     Только больно                            он не впустит

     Узкий вход!                                В домик вас!

   Домашний театр. Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких декорациях. Вначале ребенок будет пытаться повторить то, что ему показывает взрослый, затем начнет копировать интонации, отдельные звуки и слова.

   «Пальчиковый театр» - различные колпачки на пальцы, изображающие сказочных героев, зверей и птиц можно нарисовать, склеить, сшить, связать. Пофантазируйте вместе с малышом!

   «Театр из ниток» - героев можно сделать из обычных ниток.

   «Театр теней» - вырезать силуэты сказочных героев, животных, предметов из листа бумаги и разыграть спектакль на стене.

   Стихи. Выучите с малышом стихи, повторяйте их на прогулке, в транспорте, по пути в детский сад.

Мой лев

         Подарил мне папа                   Его боялся,

         Льва!                                    А на третий –

         Ох, и струсил я сперва!           Он сломался!

         Я два дня

Кенгурята

          Носит                             А ребятки-кенгурятки

          Мама-кенгуру                  Целый день

          В теплой сумке                Играют

          Детвору.                         В прятки.

   Мимика и жесты. Мотивация речевого поведения неотделима от эмоциональных факторов, мимика и жесты являются непосредственными формами внешнего проявления переживаний человека, они отражают эмоциональное состояние.

   Изображайте эмоции, имитируйте их – «удивленная лягушка», «трусливый зайчишка», «весёлый Петрушка».

   Развивайте мимические движения – «кошка крадётся за мышкой», «медвежонок лакомится мёдом» и др.

Кискино горе

Плачет киска в коридоре.

У нее

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год

Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...

Профилактика речевых нарушений. Советы логопеда.

Советы логопеда для родителей детей 2-4 лет. Что необходио делать, чтобы ребенок хорошо говорил....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

«Требования к организации предметной среды с целью речевого развития и профилактики речевых нарушений»

В статье изложен материал о нормативных требованиях к организации предметно-пространственной среде группы, значение для речевого развития. Даны методические рекомендации по содержанию речевого центра,...

Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».

Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...