Доклад "Интеграция дополнительного образование в общее образование"
презентация к уроку

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. 
Модернизация российской системы образования предполагает интегра-цию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_grigorevoy_o.v.docx30.77 КБ
Файл prezentatsiya_grigorevoy.pptx87.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Доклад на тему:

 «Интеграция дополнительного образования в общее образование»

        Добрый день, уважаемые коллеги!

                                    Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,
                              то есть почву, на которой растут и процветают
                              таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.
                                                                                       Генрих Нейгауз

 

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. 
Модернизация российской системы образования предполагает интегра-цию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Необходимость интеграции обоих видов образования обусловлена также тем, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм ассоциального поведения. Ощущается острая необходимость снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.

Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологи-ческими  знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.

Успешно могут взаимодействовать с педагогами дополнительного образования и  помогать  детям  найти свой талант, раскрыть свои способности педагоги-организаторы и воспитатели групп продленного дня.

Возможна и обратная связь, когда педагог-организатор, к примеру, сможет найти помощников в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются, прежде всего, члены творческих объединений. С помощью педагога дополнительного образования легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами.

    Модель школы базируется на принципе полноты образования, то есть базовое и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, тем самым создаёт единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка. Интеграция общего и дополнительного образования  способствует формированию у школьников эстетического отношения к окружающей жизни, воспитанию духовно богатой,  эстетически образованной, воспитанной личности, способной к творчеству через формирование  художественно-образного мышления, расширения диапазона чувств, развитию творческого воображения и фантазии, повышению уровня знаний по другим предметам, а также решает проблему занятости детей.

Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индиви-дуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
  • создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. 

Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:

  • проведение на базе школы и учреждений дополнительного образования семинаров, круглых столов, мастер-классов;
  • проведение педагогами школы, учреждений дополнительного образования и тренерами занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации;
  • создание базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся;
  • организацию совместно с учреждениями дополнительного образования – социальными партнерами работы в рамках научного общества учащихся.

      Одной из важных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школ с учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школ с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки  различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся. Не менее важно  творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями ГПД: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность не только создать методические объединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.

Педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

 Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений как систему общего образования, в рамках которой ребёнок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способность реализовать его ожидаемые результаты, т.е. быть готовым к самостоятельному решению проблем, значимых для него. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы сетевого взаимодействия разных типов образовательных учреждений, расширения возможностей общего образования, оптимальное использование кадрового, научно-методического, материально-технического потенциала в интересах развития личности ребёнка.

В рамках сетевого взаимодействия удаётся обмениваться различными типами ресурсов (кадровыми, материально-трудовыми, методическими и пр.), В результате чего каждый учащийся имеет доступ к интегрированным образовательным ресурсам, принадлежащим сети образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

  Когда дело касается создания  условий для развития творческих интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности, то дополнительное образование тесно связано с внеурочной деятельностью. В силу своей гибкости оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный,  нестандартизированный характер. Однако следует помнить, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными  программами. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная   основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.  

В современных условиях дополнительное образование детей не нечто вторичное по отношению к школе. Оно по своей сути есть то образование, та ось, на которой строится развивающее вариативное смысловое образование.       Понятно, что нельзя продолжать кормить детей знаниями, пичкать их информацией, нельзя строить дополнительное образование как чисто учебный процесс. Мы должны чётко понимать, что дополнительному образованию приходится входить в диалог со школой и внешкольными формами жизни ребёнка, но ни в коем случае нельзя идти по образу и подобию школы. В данный момент огромное количество вопросов дополнительного образования требуют серьёзной подготовки, качественного изменения. В нём не должно быть предметов, в нём должны быть представлены образовательные области, в нём должно быть показано пространство деятельностей, в которые включается ребёнок, через которые он открывает мир. То есть, обозначая учебно-информационную функцию, ни в коем случае нельзя идти по пути школы. Дополнительное образование должно давать ребёнку не только и не столько знания о явлениях мира, сколько значение, смысл для ребёнка той или иной  реальности. Сегодня наша задача заключается в том, чтобы со стороны учреждений дополнительного образования выбор направлений и видов занятий в свободное время развивался не только в соответствии с детскими интересами, но и опережал их, чтобы начиная с удовлетворения интереса, мы помогали состояться личности.

 . Современные программы должны предусматривать не только и не столько репродуктивную деятельность детей, но и репродуктивно – поисковую, учебно-исследовательскую, творческую, что даёт  ребёнку пробовать свои силы в разных делах и находить своё по душе, учиться и овладевать конкретными умениями и навыками, мастерски  решать творческие задачи. Только обобщённые знания в целом должны быть едиными у всех, но различными в деталях в зависимости от субъективных интересов учащихся.

   Интеграция – объединение в единое целое отдельных частей.

В ходе реализации интеграции образовательного пространства необходимо решить ряд проблем:

  • Проблема создания целостного образовательного пространства как условие развития личности ребёнка;

-Проблема взаимосвязи познавательной и практической деятельности, т.е. применение школьных знаний в реальной жизни ребёнка;

-Выявление ранней творческой одарённости ребёнка, с целью развития его разносторонних творческих способностей;

    - Проблема ранней профориентации;

    -Проблема развития детей с ограниченными  возможностями здоровья;

    - Проблема создания интегрированных образовательных программ;

-Проблема научно-методического и нормативного  обеспечения процессов интеграции;

-Проблема обучения педагогических кадров вопросам интеграции дополнительного и основного общего образования.

 

   В связи с этим целесообразно выделить  группы критериев реализации поставленных задач:

 а) Взаимодействие учреждений дополнительного и основного общего образования:

  • Информационная поддержка учреждений дополнительного и основного общего образования относительно деятельности друг друга;
  • Осознание субъектами деятельности необходимости интеграции и мотивация на участие в ней;
  • Организация совместных дел учреждениями дополнительного и основного общего образования;
  • Наличие гуманистических отношений между субъектами деятельности.

б) Деятельность образовательного учреждения:

  • Наличие у учреждения цели участия в совместной деятельности с другими учреждениями;
  • Взаимопроникновение сфер деятельности образовательных  учреждений  разных  типов;
  • Создание воспитательных комплексов;
  • Целостность восприятия субъектами деятельности единого образовательного пространства;
  • Наличие эмоционального единства участников взаимодействия.

в) Развитие образованности учащихся:

  • Мотивация учащихся на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования;
  • Обогащение  учащихся  знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности  образовательных  учреждений;
  • Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной деятельности образовательных учреждений в процессе участия учащихся в учебной и внеучебной работе;
  • Умение учащихся выстраивать индивидуальный образовательный  маршрут в рамках образовательного пространства  учреждения, района.

г) Развитие профессионализма педагогов:

  • Мотивация педагогов на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования;
  • Обогащение педагога знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности образовательных  учреждений;
  • Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной  деятельности образовательных учреждений в процессе организации педагогом учебной и внеучебной работы;

 Интеграция основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения  явлений.

 Следует  выделить основные модели интеграции основного и дополнительного образова-ния детей.

  • Первая модель характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями.
  • Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой структуры школы и дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она ещё не функционирует.
  • Третья модель строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей.
  • Четвёртая модель представляет собой организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, работающей в системе полного дня.

                  Выделяются 2 основных варианта    интеграции:

I.

  • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей
  • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.)
  • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории)
  • Внутриведомственная интеграция в дополнительном образовании  

                                                       II.

  • Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей
  • Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.)
  • Внешняя интеграция основного и дополнительного в  образовательном пространстве города (территории)
  • Межведомственная интеграция

   Механизмы интеграции.

  • разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, техничес-ких и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

        Результатом  интеграции является:

  • повышение качества образования;
  • переход от разрозненных форм общего и дополнительного образо-вания к целостной  образовательной системе в условиях обще-образовательного учреждения;
  • обновление содержания программ общего и дополнительного образования;
  • формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса.

    Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей

       

                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Большеберезниковский «Дом детского творчества» Интеграция дополнительного образования в общее образование Подготовила: Григорьева ОВ.-методист

Слайд 2

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты - можно. Иногда наш труд оправдан Генрих Нейгауз

Слайд 3

Интеграция происходит от латинского « integratio » и означает соединение .

Слайд 4

Интеграция общего и дополнительного образования позволяет: -обогатить содержание и формы учебной деятельности; -сблизить процессы воспитания, обучения и развития; -предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам; -создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями; -решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Слайд 5

Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через: проведение на базе школы и учреждений дополнительного образования семинаров, круглых столов, мастер-классов; проведение педагогами школы, учреждений дополнительного образования и тренерами занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации; создание базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся; организацию совместно с учреждениями дополнительного образования – социальными партнерами работы в рамках научного общества учащихся

Слайд 6

Проблемы реализации интеграции Проблема создания целостного образовательного пространства как условие развития личности ребёнка; Проблема взаимосвязи познавательной и практической деятельности, т.е. применение школьных знаний в реальной жизни ребёнка; Выявление ранней творческой одарённости ребёнка, с целью развития его разносторонних творческих способностей; Проблема ранней профориентации; Проблема развития детей с ограниченными возможностями здоровья; Проблема создания интегрированных образовательных программ; Проблема научно-методического и нормативного обеспечения процессов интеграции; Проблема обучения педагогических кадров вопросам интеграции дополнительного и основного общего образования.

Слайд 7

Группы критериев реализации поставленных задач: а) Взаимодействие учреждений дополнительного и основного общего образования: Информационная поддержка учреждений дополнительного и основного общего образования относительно деятельности друг друга; Осознание субъектами деятельности необходимости интеграции и мотивация на участие в ней; Организация совместных дел учреждениями дополнительного и основного общего образования; Наличие гуманистических отношений между субъектами деятельности. б) Деятельность образовательного учреждения: Наличие у учреждения цели участия в совместной деятельности с другими учреждениями; Взаимопроникновение сфер деятельности образовательных учреждений разных типов; Создание воспитательных комплексов; Целостность восприятия субъектами деятельности единого образовательного пространства; Наличие эмоционального единства участников взаимодействия.

Слайд 8

Группы критериев реализации поставленных задач: Развитие образованности учащихся: Мотивация учащихся на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования; Обогащение учащихся знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности образовательных учреждений; Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной деятельности образовательных учреждений в процессе участия учащихся в учебной и внеучебной работе; Умение учащихся выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в рамках образовательного пространства учреждения, района. Развитие профессионализма педагогов: Мотивация педагогов на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования; Обогащение педагога знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности образовательных учреждений; Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной деятельности образовательных учреждений в процессе организации педагогом учебной и внеучебной работы;

Слайд 9

Модели интеграции основного и дополнительного образования детей. Первая модель характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой структуры школы и дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она ещё не функционирует.

Слайд 10

Модели интеграции основного и дополнительного образования детей. Третья модель строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Четвёртая модель представляет собой организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, работающей в системе полного дня.

Слайд 11

Варианты интеграции 1 вариант Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.) Внутренняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории) Внутриведомственная интеграция в дополнительном образовании 2 вариант Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.) Внешняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории) Межведомственная интеграция

Слайд 12

Механизмы интеграции: разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, техничес-ких и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Слайд 13

Результат интеграции повышение качества образования; переход от разрозненных форм общего и дополнительного образо-вания к целостной образовательной системе в условиях обще-образовательного учреждения; обновление содержания программ общего и дополнительного образования; формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности; оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы"(На примере театральной деятельности)

Статья Кольчугиной Е.К. "Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы" . Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие межд...

Программа дополнительного образования к общему образованию "Сочинения различных жанров"

Сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: литературно-кр...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Общая физическая подготовка.

1.Пояснительная записка.·        Направленность программы:В группах секции осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разно...

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Образовательная программа дополнительного образования детей  «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»...

Общеобразовательная (дополнительная) программа основного общего образования по социально-педагогической направленности «Я выбираю здоровье»

Основная цель работы в рамках реализации даной программы, формирование ценостного отношения к своему здоровью обучающихся старших классов....

программа дополнительного образования "давайте общаться"

Программой предполагается  развитие коммуникативных компетенций подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой....

Конспект занятия по дополнительному образованию секции "Общая физическая подготовка" "Подвижные игры на основе волейбола"

Тема занятия: Приём мяча снизу двумя руками. Цель: развивать интерес к физической культуре на основе подвижных игр....