Мастер класс для родителей "Звуки и буквы"
презентация к уроку

Бородулина Елена Викторовна

Цель:

Обобщение у родителей представлений о методах и приемах работы; формирование умений применять данные методы и приемы работы с ребенком в домашних условиях.

 Задачи:

  • Способствовать формированию необходимых знаний о звуках, буквах родного языка; о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.
  • Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.
  • Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.
  • Заинтересовать родителей  в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

Содержание

1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте.

2.Звуки и буквы.

3. Формирование фонематического слуха.

4. Звуковой анализ и синтез.

5. Звуко-буквенный анализ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей «Звуки и буквы»

Цель:

Обобщение у родителей представлений о методах и приемах работы; формирование умений применять данные методы и приемы работы с ребенком в домашних условиях.

 Задачи:

  • Способствовать формированию необходимых знаний о звуках, буквах родного языка; о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.
  • Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.
  • Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.
  • Заинтересовать родителей  в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

Содержание

1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте.

2.Звуки и буквы.

3. Формирование фонематического слуха.

4. Звуковой анализ и синтез.

5. Звуко-буквенный анализ.

  1. Введение  СЛАЙД 1

Здравствуйте, уважаемые родители!

Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.  СЛАЙД 2

Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. СЛАЙД 3, 4

Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении  звукового анализа слов. СЛАЙД  5, 6

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Метод звуковой, поэтому сразу нужно разграничить понятия «звук» и «буква». Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ей в начале школьного возраста. СЛАЙД  7

2. Звуки и буквы

1. Звук – мы слышим и произносим. СЛАЙД 8

2. Буква – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и    читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными. СЛАЙД 9

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

 Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. СЛАЙД 10

Запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда – звук согласный.

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).

 На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. СЛАЙД 11

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.  

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. СЛАЙД 12, 13

3. Формирование фонематического слуха.

Игры для развития слухового внимания (умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам). СЛАЙД 14

Используются дудочки, колокольчики, бубны, разные звучащие предметы; различные шумы (шуршание бумаги, шум воды и т.д.).

Игра «Солнце и дождик». Цель: учить детей выполнять действия согласно звучания бубна. «Солнце» - бубен звенит, дети гуляют. «Дождик» - бубен стучит, дети прячутся.

Игра «Угадай, на чем играю». Цель: учить определять предмет на слух по его звучанию. Взрослый играет на музыкальных инструментах за ширмой.  

 Игра «Угадай, что делают». Цель: учить определять действия по звуку. Взрослый за ширмой производит действия: рвет бумагу, переливает воду, перелистывает книгу и т.д.

Игра «Угадай кто идет»

Игры для развития речевого слуха.

Игра «Угадай кто кричит?»      СЛАЙД 15, 16, 17

Игра «Угадай, близко или далеко поезд». Цель: учить детей правильно определять силу голоса. Взрослый произносит громким, средним и тихим голосом «у-у-у-у», а дети показывают соответствующую картинку (поезд близко, отошел от станции, далеко).

Игра «Угадай, кто сказал». Цель: учить на слух различать низкий, средний и высокий голос. Взрослый произносит фразы из сказки, а дети указывают на соответствующее изображение медведя (медведь, медведица, медвежонок). 

Игра «Угадай как надо делать». Цель: учить на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Взрослый произносит в разном темпе (быстром, среднем, медленном) фразы: «Мелет мельница зерно», «Наши ноги ходили по дороге», а дети выполняют движения руками или ногами в соответствующем темпе.

Игры для развития фонематического слуха (способность узнавать и различать звуки речи).

Игра «Узнай звук». Ребенку предлагается поднять руку, хлопнуть в ладоши, показать букву, повторить звук, если он услышит нужный звук среди ряда звуков, в слогах, словах, в предложении.

Игра «Посмотри, назови». Ребенку предлагают посмотреть вокруг себя и назвать предметы, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Поймай звук» (хлопнуть в ладоши, если услышите звук ц: ф, с, ч, з, ть, ц). Если ребёнок при прослушивании данного ряда звуков допускает ошибку, то значит, он смешивает на слух звук ц и тот звук, на который он хлопнул (ц-с, ц-ч, ц-ть).

4. Звуковой анализ и синтез. 

Звуковой анализ слова – это определение последовательности, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.

Звуковая схема слова – это последовательность символов (согласных и гласных звуков), выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Речь, как психическая функция, развивается в тесной связи с мышлением. Поэтому звуковой анализ и синтез формируется на основе мыслительного анализа и синтеза. Анализ ― мыслительный процесс разделения предмета (явления) на части, выделение существенных признаков, свойств. Синтез ― мыслительный процесс объединение частей в единое целое, используя выделенные признаки.

Примеры анализа и синтеза:

Игры «Назови части предмета», «Собери картинку из частей»

Алгоритм выполнения звукового (фонетического) анализа слова.

  1. Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в этом слове.
  2. Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).
  3. Используем схему.
  4. Назовите первый звук в слове, дайте ему характеристику: гласный звук/согласный звук: твердый/мягкий.
  5. Обозначь звук на схеме символом соответствующего цвета (гласный звук – красный цвет, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат).
  6. Назови второй звук в слове, дай ему характеристику (см. выше), и т. д. назовите каждый звук и дайте ему характеристику.
  7. Назовите сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.
  8. Назовите звуки в слове «в разбивку» по заданию взрослого (Какой звук стоит на третьем месте, назови последний звук и т. д) Можно поиграть в игру «живые звуки»
  9. Сколько частей (слогов) в слове (проверить количество частей: удары подбородка о ладошку, хлопки и т. д.)
  10. Придумать предложения с данным словом.

Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит  в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко.  Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.

Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

   Звуковой анализ выполняется следующим образом: СЛАЙД 18

Возьмите пеналы с цветными фишками. Сделаем звуковой анализ слова ЛИСА:

1. Выделим голосом первый звук:

ллл-иса – первый звук Ль – он согласный, звонкий, мягкий – обозначим его зеленым квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук:

ль – иии – са - второй звук И – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

ли –ссс - а - третий звук С – он согласный, глухой, твердый – обозначим его синим квадратиком.

4. Выделим голосом последний звук:

Лис –ааа – четвертый звук А – он гласный - обозначим его красным квадратиком.

В слове ЛИСА 4 звука, 2 согласных и 2 гласных. Согласные звуки Ль и С. Гласные звуки И и А.

Назовем звуки по порядку: Л И С А.

Напечатаем слово буквами: ЛИСА

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия (способность анализировать воспринимаемые звуки речи). 

- выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове; СЛАЙД 19

- вычленение звука в начале, середине и конце слова, определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец); СЛАЙД 20

- определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам (связывать звук с буквой).

- показать букву или поднять руку, если в слове есть соответствующий звук;

- повторить слова с заданным звуком из ряда слов;

- выделить из предложения слово, включающее заданный звук; СЛАЙД 21

- показать картинки, в названии которых есть заданный звук;

- придумать слова с заданным звуком (в начале, середине или конце), можно по определенной теме: назови слова – названия одежды со звуком Ш. Дети ставят крестик или пишут букву в тетради, если услышат данный звук в ряде слов;

- показать букву из разрезной азбуки, соответствующую первому (последнему) звуку в слове;

- изменить первый звук в слове (тапка – шапка, чашка – кашка, лом – том) на заданный звук. СЛАЙД 22

Работа по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия повышает мыслительную активность детей, воспитывает познавательную направленность на овладение звуковым составом слова, что является залогом успешного обучения будущих школьников грамотному письму и правильному чтению.

При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Поэтому прошу вас строго следовать всем указаниям в тетрадях для домашних заданий. Выполнять звуковой анализ слов только предложенных в тетрадях.

Итак, что можно делать со звуками? (говорить, слышать)

Игра «Магазин»

Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.

- Что вы хотите купить? (Я хочу купить машинку.)

- Платите деньги.

- Вот вам звук [м].

- Продано.

Игра «Цепочки слов» (как игра «Города»)

Называть слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (сон-нос-суп-планета-аист…)

Игра «Твёрдый-мягкий», «Диван и скамейка», «Камень и вата» (выделяется отдельный звук, слог или звук в слове)

Позицию звука в слове (начало, середина, конец) ребёнок к 5 годам должен определять даже без специального обучения. Это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.

Игры «Где звук?», «Зажги свет в окне» (пособие «Домик»), «Как сорока принесёт слово?» (в клюве, в крылышке или на хвосте), «Поезд», «Гараж», «Улитка на дорожке» (сделать игру вместе с ребёнком). 

5. Звуко-буквенный анализ СЛАЙД 23, 24, 25

Знакомство с буквами происходит непроизвольно, с раннего возраста, когда ребёнок видит книги, в книгах картинки и буквы.

Как лучше запомнить букву? Необходимо рассмотреть букву, сравнить её с чем-либо, создать образ для запоминания с помощью зрительного соотнесения, ощущений, движений, т.е. использовать разные анализаторы: слух, зрение, тактильные ощущения, а так же двигательную память.  

 Приёмы запоминания зрительного образа буквы.

  • На что похожа буква? Найти в окружающих предметах: С-месяц, Р-топор, Т-молоток, П-турник, О-обруч, У-улитка и т.д. (книжка-малышка)
  • Слепить букву из пластилина, теста;
  • Написать букву на песке, на манке, в воздухе;
  • Выложить букву из палочек, спичек, камней, мозаики, пуговиц, сделать из шнурка и других подручных материалов;
  • Сделать букву из рук;
  • Зачеркнуть букву в журнале или в старой детской книжке. Определить ребёнку границы: 1 страница или половина страницы.
  • Находить буквы на вывесках магазинов.
  • Узнай буквы по зеркальному изображению
  • Переделать букву или «Буквенный конструктор»

 - Игра «Найди и обведи букву»

Итак, что можно делать с буквами? (увидеть, написать)

Ребёнок должен чётко представлять и различать, что такое звуки, а что такое буквы, соотносить звук с буквой.

- Подружи букву с гласными

- Игра «Машины» (синтез слогов из звуков(букв)

- «Какой буквы не стало?»(или «Что изменилось?»)

Ребёнок называет несколько букв из магнитной азбуки или сделанных им самим, а затем закрывает глаза. Взрослый убирает букву (или меняет две буквы местами, или прикрывает чем-то одну букву, или добавляет новую букву). Ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось.

Усложнение: убрать одну букву в слове или добавить, чтобы получилось новое слово (крот-рот, Коля-Оля, вор-двор …)

- «Морской бой».

Расчертить 2 квадрата: один для ребёнка, другой для себя. По вертикали написать буквы, по горизонтали – цифры. Начертить корабли и игра готова.

- «Угадай букву»

На ладони ребёнка или на спине написать букву обратной стороной карандаша или ручки. Ребёнок должен узнать букву по тактильным ощущениям.

- «Узнай на ощупь»

В мешочек из плотной ткани или под платок положить пластмассовые буквы. Ребёнок их ощупывает, не глядя,  и называет.  

Слоги и слова.

Слоги – это части слова.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов
.

Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.

 Игра «Найди свой домик» (деление слов на слоги).

У каждого домика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой домик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего домика.

- Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова)

- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)

- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

         Школьные учителя отмечают печальную тенденцию, которую невозможно отрицать: современные школьники читают очень мало, не имеют навыков быстрого чтения. Детям трудно анализировать тексты, они не умеют вдумчиво читать, делать выводы, духовно переживать прочитанное. Из-за этого они мыслят поверхностно, не могут четко сформулировать мысль и имеют слабый словарный запас. СЛАЙД 26

В заключении хочу посоветовать вам: играйте с детьми чаще, легко, с радостью. Воспитывайте у детей чуткость к звучанию слов, что непременно скажется в дальнейшем при обучении в школе.

Нашу встречу мне хочется закончить словами: 
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека  и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ау! Ау! Ау! Звуки Буквы

Слайд 2

Схема характеристики звуков

Слайд 3

Гласный звук Согласный твердый звук Согласный мягкий звук Образы звуков

Слайд 4

Образы букв БУКВЫ это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме

Слайд 5

Игра «Угадай кто идет» Цель: Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина; Развивать слуховую память, темпо-ритмические способности.

Слайд 6

Игра «Угадай близко или далеко поезд» Цель: учить правильно определять силу голоса; Развивать слуховое внимание, речевой слух

Слайд 7

Игра «Угадай, кто сказал» Цель: учить на слух различать низкий, средний и высокий голос.

Слайд 8

л и с а С А Звуковая схема слова Звуко-буквенный анализ

Слайд 9

Выделение звука на фоне слова Назови слова со звуком Ш. Где находится звук ?

Слайд 10

Определение места звука

Слайд 11

Выделение звука на фоне предложения

Слайд 12

Звуко-буквенный анализ

Слайд 13

Ребусы Отметь правильно схему Шифровка Матрешка В гостях у слова

Слайд 14

Игра «Волшебные цветы» «Веселый оркестр» Игра «Печка» «Рыбалка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"

Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...

Мастер-класс для учителей начальной школы на тему: "Применение коррекционных приемов при изучении гласных букв на уроках обучения грамоте"

В работе даны советы, которые помогут учителям начальной школы избежать дисграфических и орфографических ошибок у первоклассников при обучении грамоте....

Мастер-класс для родителей учеников 1 класса. "Роль гласных звуков и букв в начальном обучении грамоте"

Дать родителям представление о значимости гласного звука и буквы в подготовке к обучению чтению и письму...

Презентация Мастер-класс «Совместное изготовление многофункционального пособия «Занимательные буквы» с родителями воспитанников»

Презентационным материал с пошаговым созданием разрботанного мной многофункционального развивающего пособия для подготовки детей к обучению грамоте на занятиях и  в домашних условиях. Предназначе...

Мастер-класс для родителей "Как научить ребенка запоминать буквы"

Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться. Н...

Мастер-класс на тему: "Эти загадочные буквы ТРИЗ"

ТРИЗ-педагогика - педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системно...