Трудности обучения письму и чтению в начальной школе
консультация

Колганова Ирина Николаевна
План выступления:
  • Предпосылки для овладения чтением. Взаимосвязь чтения и письма.
  • Освещение типичных ошибок на письме, их причины.
  • Определение системы взаимодействия между учителем-логопедом и родителями.
  • Общие и конкретные рекомендации родителям по формированию навыков чтения и письма.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_obucheniya_pismu_i_chteniyu_v_nachalnoy_shkole.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности обучения письму и чтению в начальной школе

        Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков.

        Практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом.

        Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели), сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

        В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

        Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

        Наиболее типичны следующие ошибки на письме:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.

Наиболее распространенные ошибки первоклассников, которые могут перейти в дисграфию:

  • замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • пропуски, наращения или перестановки слогов;
  • орфографические ошибки.

        В основе замен и смешений букв при письме является недостаточная сформированность фонематического слуха, неправильное обозначение звука буквой.

        В основе пропуска букв лежит нарушение звукового анализа. Перестановки букв связана только с недостаточностью звукового анализа, слухоречевой памяти, внимания.

        Причина вставок букв это. несформированность фонематического слуха и восприятия.

        Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов, но и неумением переключить внимания. Аграмматизмы, выражающие нарушения согласования и управления, объясняются большей частью бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.

        Оптические ошибки при письме это несформированность оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза. Учащиеся с нарушением письма допускают большое число ошибок на правила правописания.

        На взрослых членов семьи лежит огромная ответственность за создание мотивации ребёнка к логопедическим занятиям, и за помощь, которую они могут оказать ему. Родителям чрезвычайно важно понять необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию учителя-логопеда. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

        Перспективный план совместной работы:

  • Родительские собрания.
  • Беседы.
  • Консультации (по итогам диагностики; по итогам коррекционного обучения; по организации работы учителя-логопеда; по использованию конкретных методов и приемов коррекции речи детей).

Общие и конкретные рекомендации родителям

        Для формирования полноценных навыков чтения и письма необходима систематическая, ежедневная работа. С ребенком необходимо заниматься каждый день, даже если занятие будет длиться 10-15 минут.

        Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Взрослому важно убедить ребёнка, что такие занятия необходимы для того, чтобы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем. Ведь для того, чтобы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать.

        Работу дома нужно начать с 1-2 упражнений. Важно не перегружать ребенка.         Необходимо хвалить ребенка за правильно выполненные задания, дать уверенность в том, что на следующем занятии, работа будет выполнена лучше.

        При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:

- Во время письма проговаривать слова вслух.

        У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма. Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки. У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух.

- Прочитать всё предложение. Посчитать количество слов в предложении.

- Определить наличие предлогов. Акцентировать внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомнить, как оформляется предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения).

- Диктовать себе можно только две буквы.

- Ставить точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делить слова на слоги, ставить ударение.

- Выделять орфограммы.        

        Очень важно, чтобы ребенок сам нашел допущенные ошибки. Можно отметить на полях простым карандашом строчки, на которых ребенок допустил ошибку. Одна «галочка» - одна ошибка. Если ребенок не нашел ошибку, поставить метку над словами с ошибками. В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, написать на отдельном листочке слово правильно и дать ребенку сверить с образцом.

        Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья», а для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению в начальной школе

Многие считают, что работать учителем английского языка в начальной школе легко, просто и интересно. Но никто не задумывается над тем, что на плечи учителя младших классов ложится огромная ответ...

Формирование регулятивных УУД при обучении чтению в начальной школе.

В презентации представлент теоретический материал и практическая часть (система упражнений)....

«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...

Трудности и проблемы перехода учащихся из начальной школы на среднюю ступень обучения

В данной статье мы рассмотрели трудности, с которыми сталкиваются учащиеся 5 класса, сделали аспект на их эмоциональное состояние личности и обратили внимание родителей на неотъемлемую психологическую...

План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Консультирование родителей является важной составляющей работы учителя-логопеда...

Презентация. Выступление на родительском собрании 2012-2013 "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."

Выступление на родительском собрании в 2012-2013 учебном году. "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."...