Консультация для педагогов и родителей Предупреждение заикания у детей
консультация

Зайончковская Елена Владиленовна

Консультация для педагогов и родителей  Предупреждение заикания у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Предупреждение заикания у детей

Перегрузка ЦНС в сочетании с произносительными трудностями обусловливает развитие в коре головного мозга застойных очагов возбуждения, способствующих появлению заикания.

     Предрасполагающие факторы его возникновения:

— легковозбудимые дети со слабой ЦНС;

— подражание речи взрослых;

— детские страхи;

— нарушение режима;

— психоэмоциональная обстановка в семье;

— леворукость ребенка.

        Заикание у детей значительно ослабевает в условиях речи, непосредственно связанной с практической деятельностью.  Совместная работа врачей, логопеда и родителей приводит к коррекции речевого недостатка.

        В работе логопеда в настоящее время все чаще приходится встречаться с детьми, страдающими заиканием — весьма сложным и наиболее тяжелым речевым дефектом.

        Заикание — расстройство темпа и ритма речи, сопровождающееся кратковременной задержкой звуков, слогов или их повторением. В современной медико-педагогической практике заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Вероятность возникновения заикания появляется в возрасте от 2 до 3 лет, чаще в 2—3 года в период овладения фразовой речью. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

        Какие же факторы провоцируют заикание?

Приведем пример. Девочке 1 год 8 мес, она общительна, любознательна. Мама с бабушкой, гуляя с ней, при встрече с очередным знакомым с гордостью демонстрируют достижения своего ребенка. Раз семь за прогулку девочке приходится рассказывать все стихи и сказки, которые она знает, все сведения о маме, папе, бабушках, дедушках. К двум с половиной годам у ребенка возникло заикание, девочка стала неуверенной в себе, мнительной, очень ранимой. В данном случае причиной появления заикания послужила непосильная для нее речевая нагрузка, декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений, запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту девочки. В этом случае перегрузка ЦНС в сочетании с произносительными трудностями вначале привела к логоневрозу.

        Другой пример. У моей знакомой растет чудесный сын. Малыш очень подвижный, умный. У его мамы есть одна характерная особенность, она быстро и много говорит. Приветствуя быстроту реакции сына в играх, общении со сверстниками, она никогда не обращала внимание на темп речи своего малыша. Поэтому ребенок, подражая маме, стремясь быстрее высказать свою мысль, все чаще стал «спотыкаться» на некоторых звуках и началось заикание.

        Еще одна ситуация. Молодые родители очень устают от своего непоседливого, гиперподвижного сына. Чтобы хоть как-то утихомирить малыша, мама начала его пугать: «Сейчас Бабай придет. Бабай заберет. Там Бабай сидит». В результате ребенок стал беспокойнее, раздражительнее, начал бояться оставаться один в комнате, плохо засыпать и тревожно спать. Страх внушался недолго, но последствия стали стойкими и вызвали эпизодическое заикание — в моменты общения с незнакомыми людьми, расстройств по поводу невыполненных требований, когда его оставляли одного.

        Детские страхи чаще возникают именно по вине родителей, которые, не задумываясь о последствиях, закладывают в сознании ребенка мысль о существовании ситуаций, якобы несущих в себе угрозу его здоровью и жизни. Угрожающими объектами становятся отрицательные персонажи сказок, некоторые животные, врачи.

        Далеко не всегда дети, перенесшие испуг, начинают после этого заикаться. В большинстве случаев имеются какие-то предпосылки, на фоне которых воздействие психотравмы (например, испуга) вызывает нарушение речи.

        К таким предполагающим факторам относятся определенные черты характера, а также нарушение режима сна и питания ребенка; сильные звуковые раздражители различного рода, источниками которых являются компьютер, телевизор, видеомагнитофон и др. Отрицательную роль играют и грубое обращение с ребенком, громкие окрики, употребление резких слов в его адрес. Перенасыщенность впечатлениями дня, которые в психике ребенка отражаются очень сильно, обусловливает в коре головного мозга застойные очаги возбуждения. Родители порой часто сами провоцируют плохое засыпание и неспокойный сон ребенка, читая ему перед сном сказки, рассказы, могущие вызвать повышенную эмоциональную реакцию, также разрешают смотреть вечерние телепередачи или играть в подвижные шумные игры, долго сидеть за компьютером.

        Причиной возникновения логоневроза, могут быть и частые ссоры взрослых в присутствии детей, пьянство родителей, напряженная обстановка в семье.

        Известный детский психоневролог М.И. Иогихес очень точно указывал на основу трагедии нервного ребенка, в которой лежит длительное общение с нервным окружением. Он высказывал мысль,  что если каждый из взрослых спокоен среди спокойных людей и становится нервным среди нервничающих, то ребенок еще в большей степени воспринимает весь жизненный темп и реактивность окружающих его лиц.

        Иногда дети начинают заикаться, подражая кому-то из взрослых, страдающих заиканием или другими дефектами речи. Причиной заикания могут стать и постоянные стрессы, вызванные, например, неприязненными отношениями с воспитателем или няней в детском саду.

        Еще одна проблема, тревожащая родителей, — леворукость ребенка. Особого внимания требуют дети, которые лучше всего владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от насильственного переучивания все делать правой рукой у детей возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданное повторение звуков в момент речи, речь на вдохе, — переучивать его нельзя. При таком грубом вмешательстве в работу мозга леворуких детей последствия могут повлиять на ухудшение их здоровья: появление различных невротических и неврозоподобных состояний (депрессии, страхи, ночной энурез, заикание, нервные тики и др.).

     Цель проводимых бесед с родителями о заикании — информировать о причинах возникновения этого тяжелого дефекта речи и помочь предупредить недуг. Но самый главный совет: в случае задержки психического и речевого развития, слишком ускоренного темпа речи, нарушения речевого дыхания немедленно обращаться к специалистам.

        Врачебную помощь таким детям могут оказать психоневролог, невролог, логопед. Полного эффекта в лечении заикания можно достичь только при условии применения комплексного метода. Медицинская реабилитация — фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия-. Заикание — симптом разных заболеваний, а не самостоятельная болезнь, проявлением которой оно является. Только совместная работа врачей, логопеда и родителей приводит к вылечиванию болезней. Исправлять заикание целесообразнее всего в дошкольном возрасте. 

         Родителям следует понимать, что заикание у детей значительно ослабевает в условиях речи, непосредственно связанной с практической деятельностью: изготовлением простейших поделок из бумаги, картона, приготовлением елочных украшений, лепкой из пластилина. В процессе занятий с ребенком попросите его проговаривать, как он делает ту или иную вещь, в какой последовательности, какой материал использует. Это помогает воспитывать правильную, плавную, без запинок речь.

        Особо следует отметить, что нельзя допускать, чтобы при ребенке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект другим лицам.

        Помните общеизвестную истину — болезнь легче предупредить, чем вылечить. Поэтому членам семьи, безусловно, отводится главная роль в создании условий для полноценного физического и интеллектуального развития ребенка, укрепления его психики, формирования стойкого равновесия ЦНС, что в конечном счете исключает предпосылки для возникновения заикания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности детей подросткового возраста"

Педагоги и родители могут познакомиться с основными особенностями и изменениями, происходящими с ребенком в подростковом возрасте....

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

Консультация для педагогов на тему "Проблема одарённых детей"

Консультация для педагогов на тему "Проблема одарённых детей"...

Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».

На практике педагоги ДОУ часто сталкиваются с позицеей родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, письму, счёту. Ошибочно считая, что эти показатели самые главные. М...

Консультация для педагогов "Типичные ошибки при обучении детей ПДД"

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Обучение по старым правилам неприемлемо для дорожной обстановки в современном городе и опа...

Консультация для педагогов «Формирование сенсомоторных навыков у детей с нарушением в развитии»

laquo;Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев».                                  ...

Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»

Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»...