Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?
консультация

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

   «Артикуляционная гимнастика дома»

C:\Users\User\Desktop\1559321120.jpg

 Вырабатываем у ребёнка правильную артикуляцию

Формирование правильного звукопроизношения – один из самых главных направлений речевого развития ребёнка. Только при полноценной сформированности и двигательной активности органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, твёрдого и мягкого нёба), достаточного уровня развития фонематического восприятия (умения различать речевые звуки) возможно своевременное овладение звуками родного языка.

Развитие артикуляционной моторики занимает одно из главных мест в работе

по формированию правильного звукопроизношения и включает в себя

выработку у ребёнка полноценных движений органов речевого аппарата, формирование умения синтезировать простые артикуляционные движения в сложные, которые будут использоваться в дальнейшем для правильного произношения звуков.

Занимаясь с ребёнком по развитию и усовершенствованию артикуляционной моторики, следует использовать различные игровые приёмы. Дополнительным мотивационным и контролирующим элементом должны служить соответствующие наглядные пособия, например фотоснимки детей, которые выполняют аналогичные упражнения.

Можно использовать также различные стихи и тексты к определённым артикуляционным упражнениям, которые не только помогают заинтересовать малыша выполнять отдельные движения, а призваны также развивать

внимание в сторону звукового восприятия речи, чувство ритма, усовершенствовать речевой слух, обогатить словарный запас.

Усвоить то или иное артикуляционное упражнение помогают детям реальные предметы и предметные картинки, например, артикуляционное упражнение «чашечка»,  «грибок» и т.д. Такие картинки-символы смогут помочь быстро сориентироваться и вспомнить нужное положение органов артикуляции.

Прежде, чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно обязательно ознакомить ребёнка с органами артикуляционного аппарата. Для этого привожу примеры нескольких игровых заданий.

Игра «У меня есть, у тебя есть». Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть в зеркале органы артикуляции: «У меня есть зубы, - говорит он.

– А у тебя?» Ребёнок показывает свои зубы и самостоятельно контролирует выполнение заданий с помощью зеркала. И т.д. все органы артикуляционного аппарата .

Игра «Сделай, как я». Перед выполнением заданий нужно подготовить

игрушки, реальные предметы, предметные картинки, картинки-символы для обозначения определённых артикуляционных упражнений, фотоснимки детей, которые выполняют упражнения. Взрослый показывает ребёнку игрушку и обыгрывает её: «Посмотри, это – котёнок. Он ещё совсем маленький и не умеет пить молочко. Правильно молочко нужно пить вот так (взрослый показывает). Сейчас мы научим котёнка пить молочко». На последующих занятиях, как

только ребёнок увидит игрушку, начинает самостоятельно выполнять упражнение.
Ещё более интересными можно сделать занятия по развитию артикуляционной моторики, выполняя упражнения во время лепки и рисования, когда дополнительно можно развивать и пальчиковую моторику, знакомиться с цветами, формами, пространственными понятиями. Например, разминая

пальцами пластилин, во время лепки «блинчика», ребёнок практически так же делает расслабленным свой язык, как «блинчик». Рисуя кисточкой дорожку для мышки, можно одновременно растягивать губы и проговаривать: «и-и-и»; рисование дороги для машины сопровождать вибрацией губ: «б-б-б». При этом можно закрепить названия цветов: чёрный – машина едет по дороге,

коричневый – по земле, жёлтый – по песку, зелёный – по траве.

Очень нравиться малышам печатать штампами (можно покупными, а можно изготовить самостоятельно из картофеля или моркови), сопровождая процесс артикуляционными упражнениями. Например, штампуя подковку, ребёнок

может щёлкать языком, чередуя щёлканье со звуконаследованием

«цок-цок-цок».

Также можно изготовить самодельное пособие: по картонному листу с определённым пейзажем (луг, сельский двор) на ниточке двигается

определённый персонаж, который приглашает малыша выполнить

определённое упражнение. Например, по двору «ходит» индюк, а ребёнок

вместе с ним проговаривает, выполняя язычком  быстрые движения по верхней губе вперёд - назад:«бл-бл-бл».

Занимаясь с ребёнком, родителям следует помнить, что лишь регулярное выполнения вышеуказанных рекомендаций и упражнений поможет ребёнку преодолеть трудности и подготовит артикуляционный аппарат для правильного, уверенного произношений звуков родного языка.

В целях профилактики нарушения звукопроизношения стоит начать

заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В возрасте

2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить”

правильное звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику

рекомендовано выполнять перед зеркалом в течение 5-7 минут ежедневно.

Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, повторяйте

их с малышом. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком.

Артикуляционные упражнения для ежедневного выполнения  

«Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком

положении под счёт до 5.

1

«Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком

 положении под счёт до 5.

2

«Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под

 счёт до 5. Повторить упражнение

раз.

3

«Иголочка»: узкий, напряжённый язык

 высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счёт до 5.

4

 

«Окошко»: рот приоткрыть. Губы округлить 

 и немного вытянуть вперёд,

 без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком

 положении под счёт от 1 до 10.

19

«Змейка»: рот широко открыть. Узкий, напряжённый язык высунуть как

можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

5

«Месим тесто»: Высунуть широкий язык

между губами и пошлёпать его:

 «пя-пя-пя». 

Повторить несколько раз.

6

«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. 

 Удерживать в таком положении

 под счёт от 1 до 10.

 Повторить несколько раз.

7

«Расчёска»: губы в улыбке, зубы видны.

 Язык прикусить зубами. 

Двигать языком вперёд – назад, не разжимая зубов. 

Повторить 5-10 раз.

8

«Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик  языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10  раз.

9

«Качели»: открыть рот. Попеременно

поднимать и опускать кончик языка

 то на верхнюю, то на нижнюю губу. 

Повторить 5-10 раз.

10

«Киска»: открыть рот. Кончик языка

упирается в нижние  зубы, а спинка языка касается верхних зубов. 

Удерживать в таком положении

 под счёт от 1 до 10.

11

«Киска сердится»: покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска».

 Повторить несколько раз.

12

«Чистим зубки»: открыть рот.

Кончиком языка «чистим» сначала

верхние зубы, затем нижние.

 Повторить несколько раз.

13

«Маляр»: открыть рот.

Кончиком  языка проводим по нёбу

 от верхних зубов к горлу.

«Красим потолок», не торопиться. 

Повторить несколько раз.

15

«Индюк»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.

16

«Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье  с верхней губы. Повторить несколько раз.

17

«Чашечка»: открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их.  

Язык в форме «чашечки». 

Удерживать в таком положении под счёт от 1 до10 или  до 15.

18

«Лошадка»: открыть рот. Пощёлкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя   челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

20

«Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка –  ножку гриба. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до10 или до 15.

21

«Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

22

«Барабанщики»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д.  Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

23

«Моторчик»: губы в улыбке. Рот открыт. 

Язык стучит кончиком  в верхние зубы

со звуком д-д-д.  Темп очень быстрый.  В это время  соской или концом зубной щётки

(указательным пальчиком ребёнка)

 быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.

24



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка учить стихи


Все дети совершенно разные. И этот фактор не обошел и стихи. Кто-то обожает учить их, а для кого-то это настоящая пытка. Что же делать, если малыш совсем не желает учить стихотворения? На первый взгляд последующий ответ может показаться более чем странным, но тем не менее, первое что необходимо – всеми мыслимыми и немыслимыми способами придется сделать так, чтобы научить ребенка учить стихи, чтобы малыш полюбил их. Иначе ничего не добиться.

Методы
Известный всеми метод пряника здесь абсолютно не подходит. Если за выученные строчки обещать награду, то вкуса и интереса к занятию это не привьет точно. Также можно легко представить себе к чему приведет, если этот пряник в какой-то момент убрать… не менее знаменитый метод кнута также не подойдет. Он может навсегда убить даже самые незаметные начатки чего-то правильного. Казалось бы ситуация безвыходная, но это не так. Часто причина кроется в родителях, которые занимаются с малышом, они просто неправильно это делают. В обучении ребенка все играет большую роль: его возраст, психологические особенности, темперамент и даже некоторые литературные предпочтения.
Есть очень хороший метод заучивания стихов – превратить это в игру. И чем младше ребенок, тем проще это сделать. Если пробовать учить стихотворение таким методом, то самое простое можно выучить с малышом, которому полтора года от роду. Для этого необходимо проговаривать почти всю строчку, а ребенок будет добавлять последнее слово.
Также хорошим способом будет попробовать нарисовать стихотворение. Этот способ не только поможет в выучивании, но и будет способствовать развитию образного мышления у ребенка.
Если что-то не складывается с рисованием, можно использовать ритм. Помочь в этом может обычный мяч. При перекидывании следует повторять строчку за строчкой. Можно добавить марширование или танцы. Главное не забывать про главную цель и постоянно проговаривать стихотворение. Таким образом, незаметно произойдет превращение учебы в игру.
Театр
Если есть желание привить ребенку любовь к стихотворениям, есть проверенный способ – инсценировать его, и при этом сопровождать определенными описывающими движениями. Также можно предложить ребенку побыть в роли известного актера. Для того чтобы малыш прочувствовал всю серьезность мероприятия, рекомендуется надеть на него нарядный костюм и постелить коврики для определения территории сцены. Таким образом, у ребенка воспитывается энтузиазм к выучиванию стихотворения через его интересы и потребности.

Учить понемногу
Даже если все пошло хорошо, заучивать сразу весь стих не стоит, во избежание образования каши в голове. Здесь нужно действовать методом накопления. Подойдет определенная схема. Например, сначала выучить одну строчку, потом добавить вторую и оттачивать эти две, не добавляя больше ничего. Затем можно переходить в третьей, и так все стихотворение. Этот способ не только простой, но и очень эффективный. Если учить стихотворение подобным образом, то забыть его потом будет достаточно сложно.
Результат
Если с раннего детства практиковать с ребенком учение наизусть стихотворений, то это очень благоприятно отразиться на развитии его памяти, речи и на восприятии всего прекрасного в этой жизни.

Методов достаточно много и все они разные. Подбирать следует исходя только из индивидуальных особенностей каждого ребенка. От родителей требуется лишь терпение и внимательность, для того чтобы не пропустить часто довольно тонкие моменты предпочтений или наоборот несогласий малыша.

Эта статья взята с сайта Логобург.
http://logoburg.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? (информация для педагогов и родителей)

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений....

Почему важно хорошо учиться?

Презентация для классного часа для 6 класса...

Проект "Учим детей отгадывать загадки"

Формировать у детей умения активно мыслить, наблюдать,сравнивать,обобщать,развивать память....

Презентация проекта "Учим детей отгадывать загадки"

Что такое загадка? В "Литературной энциклопедии" загадка характеризуется как "замысловатое поэтическое описание какого- либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадыв...

Памятка для родителей:"Учим детей отгадывать загадки"

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и з...

Консультация для родителей "Учите детей отгадывать загадки"

Рекомендации для педагогов по обучению  отгадывания загадок...

Консультация для родителей "Учите детей отгадывать загадки!"

Появление загадок относится к древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума. Загадка была не только "тайным языком". С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность ...