Психологическое просвещение родителей "Современные дети и актуальные подходы к их воспитанию"
статья

Соловьева Надежда Александровна

Материал беседы для родителей для публикации в районной газете "Приволжская новь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._sovremennye_deti.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы для родителей

Современные дети и актуальные подходы к их воспитанию

Нередко приходится слышать от преподавателей и родителей, что современные дети год от года становятся все хуже и хуже. Они не хотят и не умеют учиться, не умеют ждать, с трудом переносят скуку. Как психолог, я вижу, что у детей действительно снижается социальная, эмоциональная и познавательная активность, увеличивается число детей с трудностями в обучении, ограниченными возможностями здоровья и другими нарушениями.

Казалось бы, каждый родитель старается сделать все возможное для счастья и благополучия своего ребенка, но, несмотря на лучшие побуждения, часто развитие детей идет в неверном направлении. В чем же причина подобного противоречия?

Во - первых, современные дети получают все, что хотят и когда хотят.

«Я голоден!»,- говорит сын, и мама тут же покупает что-нибудь перекусить. «Мне скучно!» - «Возьми мой телефон». «Хочу эту игрушку!»- и вот тебе новая игрушка.

Способность отложить удовлетворение своих потребностей – это один из основных факторов будущего успеха. Мы хотим сделать наших детей счастливыми, но, к сожалению, мы делаем их счастливыми только в настоящий момент и несчастными – в долгосрочной перспективе.

Умение отложить удовлетворение своих потребностей означает способность функционировать в состоянии стресса. Наши дети постепенно становятся менее подготовленными к борьбе даже с незначительными стрессовыми ситуациями, что в итоге становится огромным препятствием для их успеха в жизни.

Мы часто видим неспособность детей отложить удовлетворение своих желаний в классе, на улице, в торговых центрах и магазинах, когда ребенок, услышав на свое «хочу» категоричное «нет», начинает любыми способами добиваться желаемого – кричать, плакать, требовать! Дело в том, что родители научили его немедленно получать все то, что он хочет.

Во-вторых, это ограниченное социальное взаимодействие наших детей.

У родителей много дел, поэтому они дают детям с самого раннего возраста гаджеты, чтобы они тоже были заняты.

Раньше дети играли на улице, где развивали свои социальные навыки - учились общаться, дружить, ждать, разрешать конфликтные ситуации. К сожалению, гаджеты заменили детям прогулки на свежем воздухе. К тому же современные технологии сделали родителей менее доступными для взаимодействия с детьми. Телефон, который «сидит» с ребенком вместо родителя, не научит его общаться

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок мог ездить на велосипеде, вы учите его кататься. Если вы хотите, чтобы ребенок мог ждать, его надо научить терпению. Если вы хотите, чтобы ребенок мог общаться, необходимо его социализировать.

Следующий момент заключается в том, что родители пытаются создать для детей искусственный мир, в котором нет места скуке, и живут в двух разных мирах: дети в своем «мире веселья», а родители в «мире работы». Почему дети не помогают на кухне или в огороде? Почему они не убирают свои книги, игрушки? Это простая монотонная работа, которая тренирует мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей.

Это та же самая тренировка, которая требуется для обучения в школе. На уроке письма ребенок заявляет: «Я не могу, это слишком сложно, слишком скучно». Почему? Потому что работоспособность не тренируется бесконечным весельем. Она тренируется только во время работы, путь даже такой монотонной и скучной, как мытье посуды или уборка на письменном столе.

Согласитесь, что гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей, но за эту помощь нужно платить. И родители расплачиваются нервной системой своих детей, их невниманием и неспособностью отложить удовлетворение своих желаний.

Повседневная жизнь по сравнению с виртуальной реальностью скучна. Когда дети приходят в класс, они сталкиваются с голосами людей, спокойной обстановкой класса и проводимого урока в противовес графическим взрывам и спецэффектам, которые они привыкли видеть на экранах. После часов виртуальной реальности детям все сложнее обрабатывать информацию в классе, потому что они привыкли к высокому уровню стимуляции, который предоставляют видеоигры. Дети не способны обработать информацию с более низким уровнем стимуляции, и это негативно влияет на все их способности.

Современные технологии эмоционально отдаляют родителей от детей и семей. Эмоциональная доступность родителей – важнейшая составляющая процесса взаимодействия с детьми, но, к сожалению, родители постепенно лишают своих детей этого.

Свою беседу я начала с того, что часто мы развиваем наших детей в неверном направлении. Почему?

Потому, что дети правят миром! Я постоянно слышу от родителей: «Мой сын не любит изюм, не ест первое. Ей не нравится рано ложиться спать. Он не любит завтракать. Она не любит читать, но хорошо разбирается в планшете, в телефоне. Он не хочет одевать школьную форму и т.д.».

С каких пор дети диктуют родителям, как их воспитывать? Если предоставить это им, все, что они будут делать - это есть макароны с сыром и пирожные, играть на планшете или компьютере, сидеть в Интернете и никогда не будут ложиться спать. Как родители могут помочь своим детям, если дают им то, что они хотят, а не то, что хорошо для них?

 Без правильного питания и полноценного ночного сна дети приходят в школу раздраженными, тревожными и невнимательными. Кроме того, родители отправляют им неправильное послание. Дети учатся, что могут делать все, что хотят, и не делать того, что не хотят. У них нет понятия – «надо делать».

Взрослые люди знают, чтобы достичь целей в жизни, часто надо делать то, что необходимо, а не то, что хочется. Если ребенок хочет стать студентом, ему необходимо учиться. Если он хочет быть футболистом, необходимо тренироваться каждый день. Наши дети знают, чего хотят, но им тяжело делать то, что необходимо для достижения этой цели. Это приводит к недостижимым целям и оставляет детей разочарованными.

Что же делать родителям в данной ситуации? Родители могут изменить жизнь ребенка так, что он будет успешен в социальной, эмоциональной и академической сфере. А для этого, во-первых, не бойтесь устанавливать рамки. Дети нуждаются в них, чтобы вырасти счастливыми и здоровыми.

Составьте расписание приема пищи, времени сна и времени для гаджетов. Думайте о том, что хорошо для детей, а не о том, чего они хотят или не хотят. Позже они скажут вам спасибо за это.

Воспитание – тяжелая работа. Вы должны быть креативным, чтобы заставить детей делать то, что хорошо для них, хотя большую часть времени это будет полная противоположность тому, чего им хочется.

Детям нужен завтрак и питательная пища. Им необходимо гулять на улице и ложиться спать вовремя, чтобы на следующий день прийти в школу готовыми учиться. Превратите то, что им не нравится делать, в веселье, в эмоционально-стимулирующую игру.

Во-вторых, как - бы это не было сложно для вас, ограничьте доступ к гаджетам и восстановите эмоциональную близость с детьми. Подарите цветы, улыбнитесь, защекочите их, положите записку в рюкзак или под подушку, обнимите, удивите, прогуляйтесь вместе после школы, танцуйте вместе, ползайте вместе, бейтесь на подушках. Устраивайте семейные ужины, играйте в настольные игры, отправляйтесь на прогулку вместе на велосипедах и гуляйте с фонариком вечером.

А еще – научите детей ждать. Скучать – это нормально, это первый шаг к творчеству. Постепенно увеличивайте время ожидания между «я хочу» и «я получаю». Старайтесь не использовать гаджеты в машине, в больнице, в других местах, где приходится ожидать, и научите детей ждать, беседуя или играя. Ограничьте постоянные перекусы до установленного времени обеда или ужина.

Я говорила о монотонной работе. Так вот, научите своего ребенка выполнять монотонную работу с раннего возраста, поскольку это основа для будущей работоспособности: складывать одежду, убирать игрушки, вешать одежду, распаковывать продукты, заправлять кровать и т.д. Будьте креативными и сделайте эти обязанности веселыми, чтобы эту работу ребенок всегда ассоциировал с чем-то позитивным.

Научите детей социальным навыкам. Научите делиться, уметь проигрывать и выигрывать, хвалить других, жалеть, говорить «спасибо» и «пожалуйста».

Исходя из своего опыта работы психологом, могу сказать, что дети меняются в тот момент, когда родители меняют свои подходы к воспитанию. Помогите своим детям добиться успеха в жизни.

Н.А. Соловьева

педагог – психолог

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьи "Нетрадиционные виды физической активности детей" и "Индивидуальный подход в физическом воспитании с использованием средств ритмопластики (девушек 14-17 лет)"

На сегодняшний день более 60% детей дошкольного и школьного возраста имени различные виды нарушений осанки, тогда как 30 лет назад, в 1963 году при обследова нии 2 тыс. детей г. Ленинграда Научно-иссл...

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологи...

Психологическое просвещение " Сохранение психологического здоровья детей"

Выступление на педагогическом совете по теме " Сохранение психологического здоровья детей"...

Психологическое просвещение "Памятка для родителей по безопасности детей в сети Интернет"

Памятка  для родителей по безопасности детей в сети Интернет...

Психологическое просвещение "Родителям об информационной безопасности детей"

Памятка "Родителям об информационной безопасности детей"...

Психологическое просвещение "Адекватное воспитание (шпаргалка для родителей)"

Статья для публикации  в районной газете "Приволжская новь" и школьном сайте для работы с родителями....

Психологическое просвещение "Аутичные дети"

Статья для родителей и педагогов  по работе с аутичными детьми...