Статья "Родители - семья - общество. Проблемы семейного воспитания"
статья

Оненко Лариса Алексеевна

Коррекционная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Учитель высшей категории  Оненко Лариса Алексеевна

Ребёнок – семья – общество.

 Проблемы семейного воспитания.

Конституцией Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Это конституционный, основной принцип развивается во многих законодательных актах. Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс Российской Федерации.

Семья начинается с брака. Слово «брак» образовалось от др.-рус. «брачити» - отбирать хорошее и отклонять плохое.

Ребёнок — основное значение — человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах.

Русское слово «ребёнок» происходят от др.-рус. робя

Права и обязанности родителей

1. Воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии.

2. Обеспечивать ребёнку возможность получить основное общее образование.

3. Защищать права и интересы ребёнка.

4. Содержать ребёнка.

Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни. Отношение в семейном коллективе требует взаимопонимания, ответственности, умение организовать отношения на принципах равенства, уважения. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.

Формирование личности определяется всем образом жизни семьи. А.С. Макаренко называл его «общим тоном семьи». Он действует на ребёнка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребёнка к действию, развивают в нём активность, отзывчивость, жизнерадостность.
Авторитет взрослых зависит от нас самих, он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.

Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
К сожалению, родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают жёны. Они уверенны, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. Между тем психологи обнаруживают, что в семейной этике такое положение приводит к противоположному: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, самолюбие, вызывает обиду, напряжённость в отношениях, ведёт к эмоциональным срывам, конфликтам. Между супругами накапливаются отрицательные чувства друг к другу. Так возникает отчуждение, которое иногда приводит к распаду семьи.
В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения.

Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений.

Хотя большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, распространённой ошибкой семейного воспитания в последние годы стало неумение воспитывать уважение к старшим.

В практике семейного воспитания распространена и такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет».

Психологи выделяют несколько видов ложного авторитета : самым распространённым является авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребёнка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. У ребенка  формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители всё разрешают ребёнку. Малыш живёт в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, не признающего запретов.

Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.
Противоположным видом семейного воспитания – ложный авторитет подавления, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца или других членов семьи. В такой семье часто наказывают ребёнка. Естественно, вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребёнок или, наоборот, деспот.

Весьма распространён в последние годы тип ложного авторитета - авторитет пренебрежения. Родители в такой семье чрезмерно восхищаются своими достижениями, подчёркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что «умеют», а тем, что «имеют»,так как у них царит культ денег и связей. В такой обстановке взрослые формируют у детей психологию потребителей, поэтому дети в таких семьях вырастают хвастунами, расчётливыми дельцами

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви.

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания.

Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не вознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы семейного воспитания.

Родители-  первые воспитатели . Так как семья -это народ, нация в миниатюре....

Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.

При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...

Проблемы семейного воспитания

Исполнение родительских обязанностей – одно из наиболее ответственных занятий в жизни человека. Правильно воспитать детей важно и трудно. Родителям необходимо решать каждодневные проблемы семейного во...

Родительское собрание в 7 классе «Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»

Родительское собрание в 7 классе«Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»...

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная сем...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....