Мастер-класс для родителей «Как развивать речь младших дошкольников».
материал

Коротаева (Плотникова) Наталья Леонидовна

Цель мероприятия:  

 - развивать  сотрудничество  педагогов, родителей воспитанников  путем расширения  их  педагогических,  психологических и  логопедических  знаний;                                                                                    

-  демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4 лет звуковой культуры речи, показать важность участия семьи в логопедической работе;                                                                                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx38.85 КБ
Файл buklet_.docx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 Мастер-класс для родителей.                                                                                                                      Тема: «Как развивать речь младших дошкольников».                                                                       Подготовила и провела: Коротаева Н.Л.

Цель мероприятия:  

 - развивать  сотрудничество  педагогов, родителей воспитанников  путем расширения  их  педагогических,  психологических и  логопедических  знаний;                                                                                    

-  демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4 лет звуковой культуры речи, показать важность участия семьи в логопедической работе;                                                                                                                                                                        

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                     

- Дать информацию родителям о речи, ее значении во всестороннем развитии ребенка; повышать компетентность родителей в развитии и воспитании ребенка;                                                                            

- пробудить интерес родителей к педпроцессу в ДОУ;                                                                

- раскрыть содержание и значение работы детского сада по развитию звуковой культуры речи детей;                                                                                                                            

- повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания, фонематического слуха, мелкой моторики, артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста;                                                                                                                                      

-  познакомить с правилами организации и предоставить родителям практические рекомендации по использованию артикуляционной гимнастики, игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, мелкой моторики, игрового самомассажа, которые можно проводить в домашних условиях;                                                                

-  познакомить родителей с разновидностями дидактического материала для развития звуковой культуры речи и методической литературой по теме;                                                                                            

- продолжить работу по взаимодействию с родителями.                                        

Предварительная  работа:                                                                                                        

- составление конспекта;                                                                                                                

- подбор материала из интернета для создания презентации;                                                                        

- создание презентации;                                                                                                                                                      

-  информирование  родителей  о  предстоящем  мероприятии;                                                            

- фотосессия детей в режимных моментах;                                                                                      

Информативно-техническое обеспечение: информационные буклеты, выставка дидактических игр, мультимедийная установка, компьютер.                                                                                    

Материал на каждого участника: зеркала настольные, прищепки, кольца су-джока, заготовки для изготовления игрушки для развития дыхания, ножницы, скотч, клубок.

                                     ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

  СЛАЙД № 2 (слова)                                                                                                                        

Воспитатель: Уважаемые родители, я очень рады вас видеть на нашей встрече, компасом которой будут служить следующие слова:                                                         

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,                                                                          

Бежит среди камней чиста, нетороплива,                                                                                  

И ты готов внимать её поток                                                                                                        

И восклицать: - О! Как же ты красива!                                                                                           

Итак, сегодня мы будем говорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи, речи наших детей.                                                                                

СЛАЙД № 3 (Игра: «Продолжить фразу: «Мой ребенок начал говорить…»)           

Воспитатель: Я хочу предложить вам, передавая друг другу клубочек, продолжить фразу: «Мой ребёнок начал говорить ...». Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1года 2 мес. Это является физиологической нормой.                          

СЛАЙД  № 4   (Игра: «Вопрос-ответ»)                                                                                      

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы:                                 

1.Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? 

 Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.                                     

2.Теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно?                                                                 

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту.                                                                                                           

3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?                                                                                                                                           

В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.                                                                             

4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет.                                                 

Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.                   

СЛАЙД № 5. (Вопрос: «Для чего нам нужна речь?»)                                              

Воспитатель: А зачем нам нужна речь? Я вам предлагаю ответить на вопрос «Для чего нам нужна речь».

Воспитатель:  Речь – это двигатель развития ребенка. Навык  правильной  речи, как и все навыки, приобретаются в семье.                                                                                       

СЛАЙД  № 6. (Задачи развития речи)                                                                                         

Воспитатель:  То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное  значение для всей его последующей жизни. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.                                                                                       

СЛАЙД  № 7. (Факторы развития речи)                                                                                   

Воспитатель: Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая  устная речь ребенка – это цель, к  которой  мы вместе должны  стремиться. Хорошо развитая речь  способствует успешному обучению в школе, влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера. Вопрос  к  родителям: Почему? (не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.) При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня.  Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Поэтому необходимо целенаправленное обучение для создания у детей интереса к родному языку и способствованию творческого отношения к речи. Что значит «целенаправленное обучение»? Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Родители создают интерес к родному языку через общение в игре, на прогулке, в повседневной жизни, во время чтения художественной литературы и т.д.                                                                                                                          

В чем же заключается работа по развитию речи дошкольников?                               

СЛАЙД  № 8. (Компоненты развития речи)                                                                             

Воспитатель: Основными направляющими развития речи являются                                                            

- формирование звуковой культуры речи,                                                                                  

-  обогащение  словарного  запаса,                                                                                                     - формирование  грамматического строя речи,                                                                     

-  обучение  рассказыванию, связной  речи.                                                                    

СЛАЙД  № 9. (Задачи по звуковой культуре речи)                                      

Воспитатель: Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке.                                                                                                  

Воспитатель: Показателями развития детей 3-4 лет на конец года являются:                                                      

- совершенствование умений правильно и четко произносить гласные звуки (а, о, у, ы, и) изолированно, в словах и фразовой речи;                                                                                                          

- правильное и четкое произношение некоторых согласных звуков (м-п-б-т-д-к-н-х-ф-в-с-з-ц) изолированно, в словах и фразовой речи;                                                                                                                    

- умение произвольно регулировать силу голоса (тихо – громко), темп речи (быстро–медленно), речевое дыхание;                                                                                                                  

- использование выразительных средств речи – темп и ритм,  пауз, разнообразных  интонаций;                                                                                                                                            

- понимание значения терминов «звук» и «слово».                                                               

СЛАЙД № 10. (Направления развития речи. Игровые технологии)                         

Воспитатель: Какие же приемы помогают ребенку говорить  четко  и  правильно?  Для успешного становления речи необходимо использовать следующие направления - игровые технологии:                                                                                                                               

- на развитие артикуляционного аппарата;                                                                                        

- для развития речевого дыхания;                                                                                                                

- для развития мелкой моторики;                                                                                                                                  

- для развития общей моторики;                                                                                                              

- на развитие фонематического слуха.                                                                                               

Я предлагаю вашему вниманию игры на развитие речи.

СЛАЙД № 11. (Речевое дыхание)                                                                            

Воспитатель: Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

 

 В развитии речи детей правильное речевое дыхание играет немаловажную роль. Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Но дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание такое частое и поверхностное. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же, проводится в игровой форме.

 

Воспитатель: Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.  

 В домашних условиях можно устроить «незаметную», но действенную дыхательную гимнастику: выдувать мыльные пузыри, пускать кораблики в тазике с водой и т.д..

Интересная игра «Прятки». Спрятать картинку за нарезанной бумагой, манкой и предложить ребенку подуть и узнать, что спряталось.  

СЛАЙД № 12. ( Артикуляционная гимнастика )                                                

Воспитатель: Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность. Они подобраны в комплексы, каждый из которых готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю. т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.                                                                                   

 «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»                          

Воспитатель: Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.                                                                                                                                              

- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.                                                                                                                

- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».                                                                                                        

- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правиль-но, четко и красиво.)

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики 

Воспитатель: Чтобы правильно объяснить и показать упражнения артикуляционной гимнастики ребенку, у самого родителя должен быть выработан навык четкого его произнесения. Сейчас мы и потренируемся.                                                                  

СЛАЙД  № 13. ( Пальчиковая гимнастика.)                                                            

Воспитатель: Хочу спросить у вас, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы родителей).

Да правильно молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что " Рука-это вышедший наружу мозг человека",

Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть в пальчиковые игры.

Перед началом каждой игры повторите название пальчиков - большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Пальчиковая игра «Капуста»

Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать.

– Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будем готовить квашеную капусту: я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Мы капусту рубим, рубим!

(руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)

Мы капусту солим, солим!

(руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)

Мы капусту трём, трём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!                                                  

- работа рук способствует психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай пере-бирать в руках грецкие орехи)

- способствует возникновению успокаивающего эффекта  (японские купцы потира-ют руки при обслуживании докучливых клиентов)                                                    

Воспитатель: Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!                                                        

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий,  иммунности-мулирующий эффект — это раз.

 Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

Заряд положительных эмоций — это три.

Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с  пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр. На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

– Конечно, пальчиковую гимнастику нетрудно найти в литературе и Интернете. Но можно и самим придумывать. Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.                                                                               

 «Котёнок кусается»                                                                                                          

Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.                                            

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.                (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

 «Игры на развитие мелкой моторики» с детьми

Воспитатель: Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики».

Воспитатель: Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. 

Пальчиковая игра с пружинками «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)

Вот и вся моя семья!(кольцо в центре ладони, сжатие в кулаке и разжатие всех пальцев одновременно) .

СЛАЙД  №  14. ( Фонематический слух)) 

Воспитатель: Фонематический слух – это способность различать и выделять звуки. Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слух-речевой памяти. У ребёнка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.                                                                                                                                         Прежде всего, выясните, как ваш малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные игры:

1.​ Предложите малышу повторить за Вами слоги:

са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа. 

- Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2.​ Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

-  Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.

-  Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"

3.​ Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.                                                                        

- Предложите ребенку повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на;

- Повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха. 

Если фонематический слух не развивать, то речь у таких детей будет смазанная, неразборчивая. В школе на письме они будут заменять одни буквы другими, не дописывать окончания слов, пропускать буквы или писать в слове лишние т.к. письменная речь строится на основе устной.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

   

  1.​ Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых  звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 Игры: "Угадай, что звучало», «Шумящие мешочки», «Волшебная палочка», «Жмурки",  "Похлопаем", «Угадай что звучит?» Предлагаю и вам поиграть в игру, которая называется: «Ритмический рисунок» с шумовыми коробочками. (Выполнение задания)                                                                       

2.​ Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

 Игры: «Прогони комарика», «Угадай, кто позвал?», «Теремок», "Узнай свой голос", "Громко-тихо", "Три медведя".

Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Произнеси по-разному».

Слайд 15: Прочитайте строчки стихотворения с разной интонационной окраской: 

1.- Надменное негодование:  Эту сказку ты прочтешь

                              Тихо, тихо, тихо...

                              Жили-были серый еж и его ежиха.

2. - Лесть и подобострастие:  Серый еж был очень тих                                 

                                                И ежиха тоже.

                                                И ребенок был у них —

                                        Очень тихий ежик.

3.    -  Со злостью:                  Всей семьей идут гулять

                                                Ночью вдоль дорожек:

                                                Еж-отец, ежиха-мать

                                                И ребенок-ежик.

4.   - Сожаление, укоризна:    Вдоль глухих осенних троп

                                                  Ходят тихо: топ-топ-топ.

5.   - Весело:                             В дом лесной вернутся еж,

                                                  Ежик и ежиха,

                                                  Если сказку ты прочтешь

                                                  Тихо, тихо, тихо...

3.​ Различение слов, близких по звуковому составу:

Игры: "Слушай и выбирай" (сходные по звучанию слова), "Верно-неверно" (замена первой буквы), «Исправь слово» (показ картинки и четкое называние слова, повторное называние слова то правильно, то неправильно, ребенок хлопает в ладоши при неправильном варианте: БУМАГА-ПУМАКА-БУМАКА).                                                  

Предлагаю поиграть в игру: «Пары слов»: нужно придумать слово, которое отличается первым звуком и назвать его- ЛУК-СУК, ПЕЛ-МЕЛ, САЛАТ-ХАЛАТ, МИШКА-ШИШКА, ДУБ-КУБ, РУКА-МУКА.                    

4.​ Различение звуков .Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук  жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…                                                                                                                                    Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает. Сюда относятся различные игры на выделение заданных звуков из потока речи.

Воспитатель: Как живо, весело и интересно проходят игры! Их про ведение создаст и в Вашем доме атмосферу заинтересованности, поднимет настроение.

Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное, верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

 Воспитатель: Я благодарю всех родителей за участие в нашем совместном меропри-ятии. Надеюсь, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи. Предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. А чтобы все это не ушло от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Пусть дети радуют вас своими успехами1 До новых встреч!

                           

                                          Упражнение «Аплодисменты»

СЛАЙД  № 16 .( Спасибо за участие!)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов "Формирование интонационной стороны речи у дошкольников"

Педагоги знакомятся из каких компонентов состоит интонация, с расшифровкой терминалогии и с упражнениями, которые помогают развивать интонацию....

Как родителям самостоятельно развивать речь ребенка

Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на приме...

Консультация для родителей «Особенности развития речи младших школьников»

    Во время консультации «Особенности развития речи младших школьников» учитель-логопед знакомит родителей с важностью правильного развития речи для формирования полноцен...

консультация для родителей "Играя, развиваем речь детей"

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у д...

Мастер-класс для учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры»

Мастер-класс для учителей-логопедов«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материалетекстов цепной структуры»...

Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематического восприятия"

Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематичекого восприятия"...