Мастер – класс для педагогов "Формирование интонационной стороны речи у дошкольников"
консультация по теме

Матвиевская Ирина Геннадьевна

Педагоги знакомятся из каких компонентов состоит интонация, с расшифровкой терминалогии и с упражнениями, которые помогают развивать интонацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация223.31 КБ
Файл Аннотация к презентации22.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс для педагогов Формирование интонационной стороны речи у дошкольников Выполнила учитель-логопед ДОУ «Солнышко» Матвиевская Ирина Геннадьевна II квалификационная категория.

Слайд 2

Интонация включает в себя Мелодику (повышение или понижение голоса) Логическое ударение Паузы Темп речи Основной тон высказывания Ритм

Слайд 3

Терминология Мелодика – повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова Паузы – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части

Слайд 4

Терминология Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз Тон или тембр – это эмоциональная окраска голоса человека. Ритм речи - это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи

Слайд 5

Направления работы по развитию интонационной стороны речи у дошкольников Оптимизация мышечного тонуса Обучение релаксации Формирование правильного дыхания Работа по развитию мелкой и общей моторики Развитие лицевой и артикуляционной моторики Восприятие и воспроизведение темпа

Слайд 6

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко»-

обособленное структурное подразделение МОУ «Ульканская СОШ №2»

п. Улькан Казачинско-Ленского района

Мастер – класс для педагогов:

Учитель-логопед ДОУ «Солнышко»

Матвиевская Ирина Геннадьевна.

Улькан 2012

Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по-разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Такие последовательные изменения высоты голоса, темпа и ритма речи, силы звучания называются интонацией.

Зачем нужна интонация?

Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношения к вам.

Из чего состоит интонация, или интонация под микроскопом.

Ученые установили что интонация – это сложное явление, которое включает в себя следующие элементы:

Мелодику (повышение или понижение голоса);

Логическое ударение;

Паузы;

Темп речи;

Основной тон высказывания;

Ритм.

Мелодика – повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Паузы – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части.

Паузы – это важный элемент устной речи. Они облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи.

Различают несколько видов пауз в зависимости от того, по какой причине и с какой целью прерывается звучащая речь.

Физиологическая, или дыхательная, пауза вызванная необходимостью вдохнуть воздух.

Ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки.

Синтаксические паузы связаны с синтаксической структурой предложения.

Логические или смысловые паузы связаны непосредственно со смыслом, логикой речи. С их помощью говорящий делит свою речь на смысловые группы.

Некоторые ученые выделяют также паузы обдумывания, размышления. Эти паузы помогают говорящим оформить свои мысли, отобрать наиболее точные и выразительные языковые средства.

 Далее педагоги делятся на две команды, и проводится игра: « Устрани путаницу». Они должны устранить смысловую нелепицу, правильно расставив знаки препинания и обозначив в тексте паузы вертикальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст, обращая внимание на паузы.

Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпичи там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят  из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают  из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна….

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.

Игра «Расшифруем записку». Написать что-нибудь смешное, не соблюдая знаков препинания и, не делая интервалов между словами (можно свое имя и фамилию записать в искаженном виде). Обменятся записками друг с другом. Кто быстрее прочтет, тот и победил!

Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает быстрый, медленный и средний. Средний темп у людей составляет около 120 слов в минуту. Темп зависит от индивидуальности говорящего, его темперамента, настроения, психологического состояния. Также зависит от жанра высказывания и характера передаваемой информации.

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Выбор темпа зависит и от ситуации общения – от того, когда и с кем вы говорите. Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе вы будете говорить в каждом случае и почему?»

  1. К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находиться аптека. Расскажите ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина). Как вы  будете говорить, в каком темпе?
  2. К остановке подошел автобус. Уточните у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывайте, что автобус долго стоять не будет.

Тон – это эмоциональная окраска голоса человека. Некоторые ученые используют в этом значении термин «тембр».

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

В народе говорят: «То же слово, да не так бы молвит». Что значит эта поговорка?

Игра по-разному.

  1. Произнесите междометие «О» с разной интонацией.

        Удивлено,

О!          Радостно,

                  Недовольно

                  Испуганно,

  1. Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробуют определить ваши чувства.

«Открой дверь!» - гневно, трагически, грустно, радостно, весело, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» - с радостью, тревогой, с чувством радостного облегчения, с ехидством, с презрением.

Ритмом речи называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражения ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, через соизмеренные промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационными строением стиха. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а выразительного их разнообразия.

Игра «Потанцуем?»

  1. Игра-танец «В ритме вальса». Прослушайте музыку вальса. Какой ритм у этого танца? (Плавный, неторопливый, скользящий, летящий.) на какой счет будет танцеваться вальс? (Раз-два-три, раз-два-три.) а теперь передайте ритм вальса жестами, движениями, какие они у вас будут?
  2. Игра-танец «В ритме марша». Прослушайте марш. Каков у него ритм? (энергичный, чеканный, отрывистый.) на какой счет вы будете маршировать под эту музыку? (Раз-два-три-четыре.) давайте промаршируем в этом ритме.

Выводы и рекомендации.

Содержанием направления работы по развитию интонационной стороны речи у дошкольников будут  являться:

  1. Оптимизация мышечного тонуса. Обучение релаксации. Игры типа «Тряпичные куклы и оловянные солдатики», «Сосулька и вода»,  «Штанга» и т.д.
  2. Формирование правильного дыхания.  Работа по формированию правильного дыхания проводиться в определенной последовательности:

- формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию;

- дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);

- развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Постепенно в систему занятий можно включать более сложный речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги, словосочетания, слова и т.д.)

  1. Работа по развитию мелкой и общей моторики. Координация пальцев рук совершенствуется в играх с речевым сопровождением (Семья, Сорока-белобока, Дождик и др.)
  2. Развитие лицевой и артикуляционной моторики. Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений типа:

- «Плакса» - зажмуривание глаз;

- «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надуванием; ( «Мы удивились», «Тигренок» и т.д.)

5.  Восприятие и воспроизведение темпа. При формировании представлений о ритме, как о скорости следовании звуков, дошкольники должны научиться подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи. Для этого можно использовать игры в которых темп музыкальных отрывков регулирует скорость выполнения детьми однотипных движений, например, под музыку с быстрым темпом дети идут по кругу с быстрым темпом, под музыку с медленным темпом – идут медленным шагом. Выполнение подобных упражнений позднее нужно сопровождать речевыми звуками.

Рекомендуемая литература: И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков», «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ», Ярославль 1998г.  Н.В. Микляева; О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова « Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ», «АЙРИС ПРЕСС» Москва 2004г; Методическое пособие О.И. Лазаренко «Диагностика и коррекция выразительности речи» «СФЕРА», Москва 2009г.

Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпичи там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят  из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают  из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна….

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.

Игра «Расшифруем записку». Написать что-нибудь смешное, не соблюдая знаков препинания и, не делая интервалов между словами (можно свое имя и фамилию записать в искаженном виде). Обменятся записками друг с другом. Кто быстрее прочтет, тот и победил!

  1. К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находиться аптека. Расскажите ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина). Как вы  будете говорить, в каком темпе?

  1. К остановке подошел автобус. Уточните у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывайте, что автобус долго стоять не будет.

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробуют определить ваши чувства.

«Открой дверь!» - гневно, трагически, грустно, радостно, весело, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» - с радостью, тревогой, с чувством радостного облегчения, с ехидством, с презрением.

  1. Игра-танец «В ритме вальса». Прослушайте музыку вальса. Какой ритм у этого танца. На какой счет будет танцеваться вальс? А теперь передайте ритм вальса жестами, движениями, какие они у вас будут?

  1. Игра-танец «В ритме марша». Прослушайте марш. Каков у него ритм? На какой счет вы будете маршировать под эту музыку? Давайте промаршируем в этом ритме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры

Актуальность этой работы обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к ...

Приемы формирования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией

Консультация для родителей, воспитателей ДОО, студентов, раскрывающая практические приемы формирования интонации у детей с речевой патологией...

Диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И.

Диагностика адресована не только педагогам творческих дисциплин, но и родителям тех детей, кто хочет научить ребенка  владеть своей речью, общаться лего и выразительно. Диагностика позволит регул...

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП СУР с учеником 4 класса ( 1 вид+ ЗПР) по теме: «Семья. Дифференциация звуков [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».

Конспект индивидуального занятия  по РСВ и ФП СУР с учеником 4 класса ( 1 вид+ ЗПР) по теме: «Семья. Дифференциация звуков     [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи»...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...

Мастер-класс для родителей «Как развивать речь младших дошкольников».

Цель мероприятия:   - развивать  сотрудничество  педагогов, родителей воспитанников  путем расширения  их  педагогических,  психологических и  логопедическ...