Родительское собрание Учебная мотивация обучающихся
методическая разработка

Шмидт Ольга Васильевна

Родительское собрание Учебная мотивация обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 10 классе

«Учебная мотивация обучающихся»

 «Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться» В.А.Сухомлинский.

Школа дает знания только тем, кто согласен их взять.

Цель: установить причины низкой успеваемости учащихся и обсудить возможные пути решения этой проблемы, способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.

Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей

Ход собрания:

Состав класса. Количество учащихся 7, из них: парней - 2, девушек - 5 .

Ход собрания

1. Выступление классного руководителя:

Я рада Вас приветствовать на нашей очередной встрече. Вот и закончились 9 лет учебы в средней школе. Наши дети пришли в 10 класс, который открывает последний этап обучения в старшей школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями.

Для современного 10 класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому этапу и новому составу класса.  Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа

Мы сегодня сталкиваемся с проблемой: нежелание учеников учиться. Чья это проблема?

  1. Детей? Родителей? Учителей?

Проблема детей? Берут сомнения, что для них это проблема. Давайте посмотрим на жесткие цифры статистики. В 10 класс  уровень успеваемости снижается.

А может быть, все-таки это проблема родителей? Давайте посмотрим опять на сухие цифры статистики.   Как правило, родители редко проверяют домашнюю работу у старшеклассников.

Может  это все-таки проблема учителей!

Остаются уговоры ребенка: «Ваня, ты такой хороший, поучись, пожалуйста, это ведь тебе необходимо!» Почему-то такие беседы со старшеклассниками не совсем или совсем не влияют.

          Не стоит думать, что это проблема только нашей школы. Снижение качества успеваемости наблюдается во всем образовании и не только России. Изменения  сложившейся ситуации необходимы, но, прежде чем вырабатывать конкретные предложения, стоит проанализировать основные причины, которые приводят к снижению успеваемости  школьников.

Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся.  О путях повышения учебной мотивации мы и поговорим сегодня.

. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так:

- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;

- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный школьник способен усвоить курс нескольких институтов.

Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.

Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят? Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии; объективные свидетельства взросления — получение паспорта, в 18 лет — гражданское совершеннолетие и получение Гражданских прав; позиция самих одиннадцатиклассников в школе как старших; знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение в связи с этим учебной деятельности; развертывание зрелой деятельности по самообразованию.

Мотивацию учения в старшем школьном возрасте затрудняют: устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других; неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности, негативное, отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Давайте попробуем ответить на несколько вопросов…

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

  1. Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед. По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне, когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…»,
  2. Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности.
  3. Поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с детства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
  1. Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
  2. Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Хвалите ребенка за его старание, даже если он не добился чего-то особенного. Особенно хорошо действуют не материальные награды, а приятные события, которые родители и дети переживают вместе
  3. также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей
  4. Вера в собственные способности.

Возможно, ваш сын утратил веру в себя. Может быть, вы ставите перед ним практически недостижимые задачи

  1. Основа любой мотивации – влияние окружения.

Ваш сын в школе вынужден взаимодействовать с другими детьми. Возможно, его нежелание учиться вызвано «давлением одноклассников». Ведь если отовсюду слышна популярная фраза «не хочу учиться», а успехи в учебе считаются немодными, трудно противостоять общему влиянию. В таком случае позаботьтесь о создании более подходящего окружения для своего сына. Особенно полезным будет общение со старшим по возрасту ребенком с познавательной направленностью.

  1. Воспитание трудолюбия.

Конечно, учение не всегда доставляет удовольствие, часто оно требует большой работоспособности и силы воли. И то и другое у ребенка необходимо тренировать. Поручите ему какие-нибудь обязанности по хозяйству. Когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы по дому, то они спокойно относятся к тому, что домашние задания тоже нужно ежедневно выполнять.

Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 10 классе «Учебная мотивация обучающихся»

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивацииобучающихся.Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплоч...

Презентация к родительскому собранию "Повышение мотивации учащихся"

Данная презентация пригодится для проведения родительского собрания "Повышение мотивации учащихся"...

Презентация к родительскому собранию "Снижение мотивации учения: в чем причины и что делать?"

В презентации даны основные причины снижения мотивации к учению и даны рекомендации психологов по повышению мотивации....

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...

Родительское собрание Учебная деятельность школьников. Значение мотиваций в учебе.9кл

Родительское собрание Учебная деятельность школьников. Значение мотиваций в учебе.9клСобрание проводится после анкетирования учащихся.Выделяются некоторые особенности подростка, способствующие становл...