ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
консультация (5 класс)

Зыбина Наталия Николаевна

Методы оказания педагогической помощи родителям, воспитывающих детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящее время проблема помощи детям, имеющим ограничения по состоянию здоровья, активно решается в разных странах мира и наша страна не исключение. В России дети, имеющие значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, получают на основе медицинских показаний социально-медицинский статус – «инвалид». Согласно данным Пенсионного фонда России, всего в РФ 11,7 млн инвалидов, дети составляют из них 5,6%. Из них 402 тыс. человек - мальчики, 298 тыс. - девочки. В настоящее время активно изменяется отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от агрессии до терпимости, партнерства и интеграции.

Семья для ребёнка школьного возраста возраста – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности.

Проблема оказания поддержки родителям, воспитывающих детей с ОВЗ, не новая.  При воспитании такого ребенка родители сталкиваются со множеством психологических проблем, от них требуется самоотверженность, терпение и упорство. Надо помочь им пережить состояние шока, после того как они узнали, что их малых не такой как все, и помочь начать развивать у него слух, речь, умение общаться и другие навыки.

   Рождение ребенка с отклонением в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. Создается психологической противоречие между созреванием новых отношений в семье и возможностью их осуществления, которое усугубляется в случае единственно возможного ребенка.

Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах-дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей ещё более расширяют зону ответственности, включая в неё специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и всё общество в целом.

Именно поэтому тема психолого-педагогической помощи родителям детей с ОВЗ остаётся по-прежнему очень актуальной на сегодняшний день.  

Самое сложное для родителей – услышать и принять тот факт, что проблема существует. Это требует мужества, сил, моральной поддержки окружающих. Родители пребывают в состоянии растерянности и страха. Угнетенность, раздражительность, замкнутость, чувство собственной неполноценности и вины становятся постоянными «спутниками» во многих таких семьях. На этом фоне происходит ухудшение внутрисемейных отношений, замыкание каждого члена на своих проблемах.

Наша задача, как специалистов — содействовать родителям в освоении науки воспитания и обучения. В конечном счете родители должны осознать то, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи, прокладывающей путь к социализации детей, имеющих комплексное нарушение развития. Так или иначе, но именно близкие становятся непосредственными участниками процесса развития ребенка [10].

Мы все понимаем, что от взаимоотношений родителей и ребенка, родителей и специалистов зависит то, насколько адекватными станут взаимоотношения ребенка с окружающими, с социальной средой.    

В общении родителей с воспитателями и со специалистами ДОУ можно отметить следующие особенности:

– разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям и специалистам; в результате одни из них общаются с ним чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются;

– родители, прежде всего, интересуются тем, что и как ел ребенок, реже - его успехами в занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;

– воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с сотрудниками, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией;

– воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную - в адрес педагога или собственного ребенка - реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение.

Рассмотренные нами особенности необходимо учитывать при организации взаимодействия коллектива ДОУ и семьи ребенка с ОВЗ.

Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.

          Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.        Работая вместе возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательного учреждения, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнёрских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей (законных представителей), сознанию и реализации ими в полном объёме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребёнка и созданию условий для их разумного удовлетворения.

Формы работы специалистов с семьями воспитывающих детей с ОВЗ в нашем детском саду это и дискуссионно-практические встречи, консультативная помощь по вопросам интеграции и развития детей, семинары – практикумы, мастер - классы, круглые столы, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам, совместная деятельность детей и взрослых, включение родителей в занятия с ребенком, привлечение членов семей к организации праздников, круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, психолога, музыкального руководителя, медицинской сестры). Большая работа состоит в расширении родительских возможностей по воспитанию ребенка с ОВЗ и активного включения родителей в социальную жизнь.

В обучении детей с ОВЗ, как и вообще в обучении любого ребенка, желаемые результаты приходят не сразу. Постепенно, накапливая опыт сотрудничества с ребенком, перенимая опыт других педагогов и других семей, родители (с помощью учителей и врачей) выстраивают линию жизни ребенка, в которой сходятся усилия всех людей, заинтересованных в возможно большей подготовленности ребенка, имеющего проблемы развития, к будущей взрослой жизни. Невозможно помочь такому ребенку, если позиция близких ему людей лишь пассивно-страдательная. Специалисты, к которым обращаются родители, прежде всего должны дать им необходимую информацию, подсказать, как правильно строить партнерские взаимоотношения с профессионалами, чтобы совместно идти к общей цели. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционно-интегративного педагогического процесса, каждый из которых вносит свою важную лепту в развитие ребенка. Все же главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья — это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви влияет на положительное эмоциональное отношение ребенка к сложному и трудному для него процессу воспитания и обучения. Будущее такого ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких неоценима. Ребенок растет, с каждым днем все больше вовлекается в жизнь, меняются и усложняются виды деятельности. Параллельно этому изменяется и направленность действий родителей. В соответствии с представленной нами моделью коррекционно-педагогической работы рассмотрим возможности участия в ней родителей, имеющих детей с ОВЗ [5].

Первый этап— комплексно-диагностический. На этом этапе главная задача состоит в выявлении имеющихся нарушений, в установлении причин их возникновения и прогнозировании возможных последствий для жизнедеятельности ребенка. Роль родителей очевидна — именно они являются источником всех сведений о ребенке, содействуя тем самым уточнению диагноза. Специалисты — сотрудники детских консультаций, члены медико-психолого-педагогических комиссий, педагоги — в свою очередь помогают родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений.

Семье, в которой имеется такой ребенок, необходимо с помощью специалистов овладеть ситуацией и раскрыть нравственные, психологические ресурсы, которые есть у каждого члена семьи.

Второй этап — коррекционно-диагностический. Задачей этого периода является выявление, уточнение особенностей развития детей и начало работы по их коррекции. В процессе этой деятельности яснее определяются перспективы построения предстоящего коррекционно-педагогического воздействия. Основной целью согласованного с педагогами взаимодействия является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Его ведут как педагоги и психологи, так и сами родители. Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы.

Третий этап — коррекционно-педагогический. Этот этап представляет собой собственно учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, действенные формы работы.

Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми его участниками, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ. Для достижения положительных результатов необходимо проведение ряда мероприятий, специально ориентированных на родителей, это могут быть консультации, фрагменты совместной деятельности педагогов и родителей, беседы-разъяснения, во время которых конкретизируются цели и задачи работы с детьми в домашних условиях. Задача родителей — стимулировать все развивающиеся функции, но нельзя делать это хаотично. Мероприятия, способствующие коррекции развития, необходимо выполнять в определенной системе.

Программа такого взаимодействия разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Она может включать в себя выполнение упражнений различных видов, режимные моменты, игры с детьми дома и на прогулках. По рекомендациям специалистов родители приобретают соответствующие развивающие игры и игрушки, картинный материал и др. В дошкольный период на долю родителей приходится выполнение с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители помогают и в закреплении полученных в ходе обучения знаний. В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень их самостоятельности.

Процесс обучения продолжается и углубляется, и в задачи родителей входит контроль за результатами усвоения знаний, а также содействие их пополнению новыми сведениями и навыками.      Родители должны стать в этом помощниками и друзьями своих детей. Таким образом, согласно комплексному подходу к коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционного процесса.

Список литературы:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. Пособие – М.: ВЛАДОС, 2004.
  2. Антонов, А. И. Семья - какая она и куда движется / А.И. Антонов // Семья в России. – 2005
  3. Безух.Г.Ф Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов С-Петербург, «Речь», 2007
  4. Борисова Н. А., Букина И. А., Бучилова И. А., Галактионова Г. М. , Денисова О. А., Заболтина В. В., Захарова Т. В., Калачева А. А., Карпушина Е. Б. , Кобрина Л. М., Коновалова А. П.,Леханова О. Л., Парамонова В. А., Пескишева Т. А., Поникарова В. Н., Прядильщикова О. Н., Самофал Р. А., Хаджи Л. Н.  Специальная семейная педагогика, под редакцией Селивёрстова В. И.,/ Москва «Владос» 2009г.
  5. Гембаренко В. – Семья и ребенок с ограниченными возможностями Социальное обеспечение – 2002. - №3.
  6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  7. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы/ авт. -сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2014
  8. Лильина Е. Т. Особый ребенок: проблемы и решения  – М., 2012.
  9. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» - С-Петербург, «Речь»,20084
  10. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2018, №7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

Взаимодействие школы со службами по социализации детей с ограниченными возможностями проживающих в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации

Данная статья отражает работу школы, с различными организациями города, способствующую успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в семьях находящихся в труд...

Программа "Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством коммуникативной дифференциации личности в период обучения в школе"

Цель программы: Обучающийся, со сформированными, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, знаниями, умениями и навыками, социально приемлемым поведением, сохранным...