Программа детской организации "Галактика"
материал по теме

Янушонок Наталья Ивановна

Работая старшей вожатой в детской организации, накопила свой опыт.Хочу поделиться составлением программы детсой организации.

"Нада видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их, как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом."

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon galaktika.zip242.69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа детской организации

«Галактика»

Утверждаю:                                                                 Принят на общем

Директор  школы                                                       сборе

21 сентября 2009 г.

Автор – составитель:

Старшая вожатая

Янушонок Н.И.

Срок реализации

3 года

МОУ Самаринская ООШ

Красногвардейского района

Белгородской области

           

  1.    Введение.  

  1. Цели и задачи программы.  

Принципы деятельности программы.

Методы

Средства реализации программы

Кадровое обеспечение

Формы деятельности

  1. Условия реализации поставленных задач.    

   

  1. Содержание деятельности.

       Направления деятельности

  1. Механизм реализации программы.

  1. Ожидаемые результаты.

  1. Литература.

Срок реализации

3 года

Автор – составитель:

Старшая вожатая

Атанова С. В.

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать  взрослыми, надо принимать их как повторение своего  детства, чтобы совершенствоваться самому, надо,  наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным   педагогом.

                                                Ш.А.Амоношвили.

                                                                                                Ш. А. Амонашвили.

Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в последние годы, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени школьников ведет к самым негативным результатам.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экологического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социально-культурная жизнь подросткового поколения, функционирования детских объединений.

Для подростков типично стремление к объединению в различные группы, организации. При этом отмечается тенденция негативного отношения детей к формальному, знаковому содержанию.

Существует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящие процессы. Для этого ему нужны определенные знания, умения, навыки.

Вот для этого и была создана наша организация, которая объединила детей младшего и среднего   возраста  для совместной деятельности. Учитывая, что наиболее эффективный путь обновления содержания деятельности детской организации – это путь разработки и реализации программ деятельности – вариативно - программный подход, который предоставляет детям и взрослым возможность создания организаций, отвечающих их желаниям, учитывающим возможности и традиции образовательного учреждения, школа приступила к созданию программы деятельности детской организации. Разработка программы является важным направлением реализации программы развития воспитания в системе образования России и направлена на расширение интеллектуального потенциала подростков и молодежи, на духовно-нравственное развитие личности через познание искусства, литературы, фольклора, истории, культуры своего края, на воспитание любви к прекрасному и потребности быть творцом и созидателем прекрасного, также воспитывает лидерские качества, способствует повышению роли подростков в общественно-полезной деятельности.

Срок реализации программы – 3 года. Она рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет.

В ходе выполнения программы подростки находят применение своим интересам, способностям, совершенствуясь при этом.

Программа определяет цели, задачи и концептуальные основы развития детской организации в школе.

Цель:

                                     

                     

                                                           

       

  1. Содействовать  развитию  духовно -  нравственного потенциала   личности,  разумно сочетающей личные интересы с общественными;
  2. Создавать условия для формирования  гражданских и патриотических качеств учащихся;  
  3. Формировать ценностное  отношение к собственному здоровью, потребность в здоровом образе жизни;
  4. Создавать  условия для  полного  самовыражения  и  реализации  творческого потенциала  подрастающей  личности через работу в органах ученического самоуправления.

                                     

Механизм реализации программы.

1 этап – «Подготовительный» 2007-2008 учебный год

  1. Диагностика интересов и потребностей учащихся школы.
  2. Формирование направлений работы детской организации, выборы органов самоуправления, знакомство с  атрибутикой детской организации,
  3. Анкетирование членов детской организации,
  4. Изучение возможных условий реализации программы и  

       социального  заказа со стороны школы и родителей.

2  этап – «Организационное становление детской организации» 2008-2009  учебный год

  1. Реализация программы.
  2. Создание творческой атмосферы в детской организации, условий для самореализации подростков, раскрытие творческих возможностей.
  3. Координирование направлений деятельности.

3 этап  – «Стабильное развитие программы и итоги» 2009-2010  учебный год

  1. Создание условий для самовыражения и самореализации ребенка.
  2. Оценка вовлечения членов детской организации в     различные виды  деятельности.
  3. Анализ реализации деятельности направлений и работы  органов  самоуправления.
  4. Мониторинг членов д.о.

Методы, необходимые для реализации программы.

  1. метод авансированного доверия
  2. метод личного примера
  1. метод убеждения
  2. метод общественного мнения
  3. метод поощрения
  4. игры
  5. соревнования
  6. традиции.

Средства реализации программы:

  1. СМИ
  2. Общественные организации
  3. Методическая литература
  4. Музыкальная аппаратура
  5. Интернет

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Заместитель директора школы
  1. Старшая вожатая,
  2. Классные руководители

ПРИНЦИПЫ:

                                   

                                     

  1. Принцип личностного ориентира - признание личности каждого ребенка высшей социальной ценности; уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
  1. Принцип природосообразности - обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка; подбор видов, содержания  и форм деятельности с учётом ведущими потребностями подростка;
  2. Принцип уважения - уважительное отношение между взрослыми и детьми;
  3. Принцип успешности - создание ситуаций успеха;
  4. Принцип самостоятельности – все вопросы, связанные с деятельностью детской  организации, решаются только её членами;
  5. Принцип креативности (творчества) – творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего;
  6. Принцип самоуправления и соуправления.

Формы деятельности:

  1. Тематические вечера, утренники.
  2. Диспуты, конференции.
  3. Конкурсы, смотры, турниры, олимпиады
  4. КВНы
  5. Выставки
  6. Стенгазеты
  7. Социальные проекты
  8. Ролевые игры и др.

Условия реализации программы:

  1. Заинтересованность детей  в деятельности детской организации «Галактика»;
  2. Поддержка со стороны администрации школы, педагогического  коллектива, родителей;
  3. Наличие материальной базы (оформление мероприятий, наличие специальной  литературы, аппаратуры);
  4. Опора на положительные потребности и интересы, создающие «эффекта актуальности» и ситуация «Успеха»;
  5. Создание атмосферы доброжелательного взаимопонимания и душевного комфорта;
  6. Творческое отношение к воспитательному процессу ;
  7. Активизация учащихся через работу в органах ученического самоуправления.

Структура самоуправления детской организации «Галактика»

             

 

   Структура организации:

  1. Каждый класс – отдельная команда со своей атрибутикой, командирами, штабом.
  2. Все команды объединены в единую школьную «Галактику».
  3. Высшим руководящим органом Организации является  Общий сбор.

Сбор правомочен принимать решения по любым вопросам деятельности детской организации. Исключительной компетенцией Сбора является:

  1. утверждение Устава организации, внесение в него изменений, дополнений;
  2. определение приоритетных направлений деятельности организации;
  3. избрание Штаба управления;
  4. Совет д.о. «Галактика» является постоянно действующим исполнительным органом, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания детей, формирования у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям;
  5. в компетенцию Совета входит: утверждение плана на год, заслушивание итоговых отчетов, разработка и утверждение программы д.о. «Галактика»;
  6. совет д.о. избирается в начале учебного года сроком на один год открытым голосованием на общем сборе членов детской организации «Галактика»;
  7. в Совет д.о. избираются наиболее активные, дисциплинированные члены организации, пользующиеся у товарищей авторитетом, способные повести за собой.

4. В период между собраниями постоянно действующим руководящим органом является Совет командиров, заседания проводятся два раза в месяц.  

5. Совет командиров:

  1. обсуждает вопросы, определяющие общие перспективы деятельности организации, обеспечивает ее стратегию в реализации поставленных целей.

 6. Заседания Совета командиров считаются правомочными при явке более половины членов Совета. Решения на заседании принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Совета и подписываются   главнокомандующим (председателем детской организации) и секретарем.

  1. Общее руководство Организацией  в период между заседаниями

осуществляет главнокомандующий «Галактики»

  1. Главнокомандующий «Галактики»:

- осуществляет деятельность по установлению контактов с органами общественной самодеятельности, другими общественными организациями, органами местного самоуправления;

- определяет направления деятельности Организации.

                          ОБЩИЙ СБОР  детской организации

ШТАБ ПРАВЛЕНИЯ «Галактики»

(состоит из командиров по

два члена Штаба от каждого экипажа)

 ОБРАЗОВА         ЦЕНТР            ЦЕНТР            ЦЕНТР             ПРЕСС-        ЦЕНТР

 ТЕЛЬНЫЙ       ТВОРЧЕС-       ЭКОЛО -         «ПАТРИОТ»         ЦЕНТР       ФИЗ-РЫ И

   ЦЕНТР             ТВА                 ГИИ                                                         СПОРТА

  Ответств.         Ответств.      Ответств.           Ответств.       Журна-.         Ответств.

   за учебу     за культурно-    за эколо-        за патриот.     листы          за физкультур

                     массовую              гию              работу                                но-оздорови

                         работу                                                                          тельную раб.

                         

      Совет               Волонтерский отряд         Вожатые    

    Библиотеки

         Педагоги-консультанты, классные руководители, педагог-    

      организатор, музыкальный         руководитель

Классные ученические

             собрания

   Классные советы            

                                                Учащиеся школы со 2 по 9 класс

СОВЕТ командиров

 

     Заседания Совета командиров проходят в Штабе практически при 100% явке членов. Совет командиров - это настоящая школа лидеров. Ребята обсуждают, анализируют, спорят, предлагают. Они учатся принимать решения, отвечать за эти решения.

   Все решения Совета командиров доводятся до сведения коллектива школы членами Совета капитанов на следующий же день после заседания, решение вывешивается на стенд под рубрикой «Решение Совета капитанов».

     Каждый член Совета капитанов выбирает поручение в соответствии с направлениями работы Совета и таким образом формируются соответствующие отделы.

     В последние годы Совет организации реально обеспечивает целенаправленную совместную деятельность школьных работников, учащихся и учителей. Совет осуществляет стратегическое планирование, создает благоприятные условия для дальнейшего развития школы.

     Характер взаимодействия детского самоуправления и педагогического коллектива, который мы создали в нашей школе, дает широкие возможности для развития детской самодеятельности, активности и инициативы. Тем самым реализуются гуманные идеи о представлении детям права на  самостоятельную реализацию собственной жизни. А также это способствует созданию демократического стиля отношений между взрослыми и детьми.

Связи нашего управления

      Детская организация «Галактика» сотрудничает с районными детскими организациями, отделом молодежи, опираясь на их помощь и поддержку.

      Детская организация взаимодействует с управлением образования, другими государственными и общественными организациями, объединениями в соответствии со своими целями.

      Детская организация «Галактика» поддерживает связь с Домом детского творчества, библиотеками, с другими школьными объединениями и организациями района, со службой социальной защиты, Советом Ветеранов Великой Отечественной войны.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В начале учебного года, вооружившись маршрутом движения школьной «Галактики», ребята отправляются в путешествие по необъятным просторам Вселенной.

                             

                              Метеорит «Рыцарский»

                                                                                                                                                                               

 

Комета «Новогодний шар»      Лунный кратер «Мисс-очарование»

                             

                           

                                         

                                             

                                                                                                         

                                                                                     

                                             

Планета «Золотая осень»               Созвездие «Мужество»                   

   

                                               

                           Планета «Прощальный май»

Во время путешествия им предстоит посетить планеты, встретиться с метеоритом, кометой, покорить лунный кратер.

Но при этом они узнают много нового и интересного о своей школе, о правах и обязанностях школьников, об истории русского народа и его подвигах; о настоящем России; сумеют рассказать о своем классном коллективе, поиграть с друзьями, подготовить сюрприз и подарок, спеть песню, принять участие в выставке рисунков, узнают о милосердии, этикете, истории нашего края, о структуре, символах и атрибутах детской организации.

Ребята учатся организовывать и проводить праздники, игры, соревнования, помогать близким в трудную минуту, правильно вести себя в общественных местах.

        Деятельность программы создаёт такие условия в детском коллективе, когда дружба старших и младших становится необходима и тем, и другим, пускает крепкие корни, а традиции детской организации  сохраняются и передаются от поколения к поколению. Взаимоотношения детей и взрослых в рамках детской организации строятся на основе сотрудничества и равноправия через совместную деятельность в ней.

        Программа детской организации «Галактика» работает по 6 направлениям:

       

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ

       

                     

КОЛЕСО ИСТОРИИ

(Гражданско-патриотическое направление)

 

формирование гражданских качеств, гордости за свою страну, уважение к традициям и обычаям народа, формирование ответственности за соблюдение законов и прав человека

  1. изучение и усвоение истории Отечества, родного края,  

  школы;

  1. участие в программе «Древо жизни»;
  2. изучение местных традиций, участие в походах,  

 экспедициях;

  1. встречи с ветеранами воин, труда, с интересными    

 людьми;
-охрана родной природы, исторических и культурных памятников.

  1. туристические походы по родным местам;
  2. создание экспозиции «История школы» в краеведческом уголке;
  3. неделя «Музей и дети»;
  4. конкурс творческих работ;
  5. военно-спортивные игры на местности;
  6. встречи с ветеранами ВОВ, героями Афганской и Чеченской воин;
  7. операции «Памятник»;

-        выставки рисунков «Моя родная Белгородчина»;
-   конкурс строя и песни.

-  военно-патриотическая игра «Зарница»;

-  вечер к 9 мая «Никто не забыт, ничто не забыто»;

-  конкурс патриотического плаката «Как это было…»;

-  акция «Мы с вами, ветераны».

Получение учащимися новых  знаний по истории и культуре малой Родины, сведений из жизни и деятельности замечательных людей нашего села, Отечества.

Знание законов ДО, Устава школы, Конвенции о правах ребёнка.

Уважение к традициям и обычаям своего народа.

ЛЕСНЫЕ ТРОПЫ

(Экологическое направление)

 

      Человек – друг природы. Природа – мой дом.

  Научить детей жить в единстве с природой;

              учить понимать лозунг «Человек – друг природы. Природа   – твой дом».

  1. экологические праздники;
  2. мероприятия по уборке территории школы, Братской могилы, могил воинов-интернационалистов, воинов, погибших в Чечне;
  3. организация «Зеленого патруля».

·        Создать «Красную книгу села Самарино

·        «Операция « Поможем зимующим птицам»

·        Конкурс экологов «Мы хотим, чтоб от народа не страдала  природа»

·        День птиц «Весну на крыльях принесли»

·        «Операция «Озеленим планету»

·        Митинг «Война, как фактор ухудшения среды обитания»

·        Уборка  территории школы

·        Экскурсии «Красота родной природы»

   

                                                       

                                                                                     

                      (духовно-нравственное направление)

 - приобщение детей к духовно-нравственным  

                ценностям,

              - воспитание творческой личности,

              - создание условий для реализации творческого

                потенциала учащихся.

  -«Веселые вечеринки»;

-КВН;

-«Рождественские посиделки»;

-концерты, вечера;

-выставки изобразительного искусства;

-фольклорные праздники;

-игровые программы;

-театрализованные представления;

-тематические литературно-музыкальные композиции;

- музыкально-поэтические вечера;

    -  Акции «Забота», «От сердца к сердцу».

- Участие в месячнике, посвящённом Дню пожилого человека «Пусть будет теплым вечер жизни».

-  Концерты в  «Доме - интернате для престарелых».

-  Принятие 1-классников в  ДО «Галактика»;

     -  Смотр художественной самодеятельности «Школьные звездочки»;

-   Вечер к 8 марта «День, пахнущий мимозой»

-  Вечер юмора «Улыбаться разрешается»;

-  День семьи  «Мама, папа, я – спортивная семья».

  1. Повышение социальной активности детей;
  2. Повышение уровня духовно - нравственной,   гражданской, правовой культуры  учащихся.
  3. Объединение детей при выполнении общих дел за счет создания своих традиций, символов, законов.

                                                       

                            (информационное направление)
                 
  Участие в работе  центра печати и  

                                      статистики.    

                                            Развитие информационной культуры  

                                      школьников.

  1. организация работы  центра печати;
  1. проведение   встреч с интересными людьми;
  2. проведение выставок, конкурсов рисунков, стенгазет, плакатов;
  3. оформление массовых мероприятий: выпуск пригласительных, поздравительных газет, оформление сцены, выставок…

 -  конкурс-смотр на лучшее оформление классного уголка;

 -  выпуск  школьной газеты «Экспресс»

 -  конкурсы поздравительных газет (на День учителя, День  

    матери, Новый год,  14 февраля, 23 февраля, 8 марта,

1 апреля);

  -  выставки рисунков, плакатов различной тематики

 («Я против  наркотиков»,  «Курению скажем «Нет!»»,

«Первый снег»)

-  День Земли. Конкурс экологических карикатур  «Примерь Улыбку» 5-7 кл.

  1. Приобретение коммуникативных навыков.
  2. Повышение интеллектуального уровня мышления школьника.
  3. Формирование оформительских навыков

                     

         

( спортивно – оздоровительное направление).

  формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни; просветительская работа с учениками через воспитательные мероприятия.

  1. Классные часы, беседы;  
  1. Ролевые игры;
  2. Выпуски газет, пропагандирующие здоровый образ жизни;  
  3. Спортивные соревнования, работа спортивных секций.

  1. Акция «Курению скажем: Нет!»»;
  2. Спартакиада школьников
  3. Акция «Мы против наркотиков».  
  4. Дни здоровья (1 раз в четверть).
  5. Старты надежд;
  6. Осенний марафон;
  7. Школьная спартакиада;
  8. Рыцарский турнир;
  9. Игра «Ловкие, сильные, смелые»;

конкурс плакатов «Нет вредным привычкам»;

  1. Беседы по пропаганде здорового образа жизни;
  2. Занятия в спортивных секциях.

  1. Сохранение и укрепление своего здоровья через знание, и  выполнение комплексов физической культуры
  2. Осмысленное отношение к своему здоровью и к окружающему миру.
  3. Проявление негативного отношения к антиобщественным явлениям:

       курению, наркомании, токсикомании, алкоголизму

Твори, выдумывай, пробуй.

(образовательное направление)

         

           

  развитие интеллектуальных и творческих  

               способностей учащихся.

       - распространение и пропаганда знаний и

         интеллектуальных форм досуга;

  1. участие в интеллектуальных играх;
  2. создание клуба знатоков

  1. Тематические викторины, олимпиады по предметам
  1. Проведение предметных недель
  2. Организация конкурсов лучших ученических работ, рефератов, исследовательских работ, сочинений, проектов, стихов, рисунков
  3. Помощь слабоуспевающим учащимся
  4. Поощрение отличников, победителей конкурсов, олимпиад
  5. Организация дежурств по школе, отчетных линеек-собраний за неделю.

   Для активизации деятельности программы, включенности и заинтересованности всех членов детской организации, развития творчества организовано соревнование между командами-классами по четырем возрастным группам:

                                  1 группа – 1 – 4 классы

                                  2 группа – 5 – 6 классы

                                  3 группа – 7 – 9 классы

   Разработаны и приняты критерии оценки деятельности команд. Итоги подводит Совет командиров 1 раз в четверть.

Реализация данной программы позволит:

  1. Стимулировать работу действующей детской организации.
  2. Получить учащимися новые дополнительные теоретические знания по истории и культуре малой Родины, интересные сведения из жизни и деятельности замечательных людей нашего села, Отечества.
  3. Повысить уровень духовно - нравственной, гражданской, правовой культуры  учащихся.
  4. Осмыслить свое  отношение к своему здоровью и к окружающему миру.  
  5. Повысить  самооценку личности ребенка
  6. Повысить степень социальной и творческой активности школьников
  7. Повысить уровень самоуправления

ЛИТЕРАТУРА

  1.  «Будем работать вместе» сборник программ СПО- ФДО.1992.
  2. «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений»  (справка) журнал «Воспитание школьников» №3 2002.
  1. «Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004годы». «Воспитание школьников»№3.
  2. АфанаьевС.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. «Что делать с детьми в загородном лагере»,М.,1995.
  3. Афанасьев С.П. «Сто отрядных дел»,2005.

6. Астахова Н.И. «Классному вожатому» Барнаул 2001.

       7. Волохова А.,Фришман И. «Вариативно-программный подход в деятельности детских общественных объединениях», «Воспитание школьников» №3 2003.

8. Лебедев Д. «Детское общественное движение: испытание временем». «Воспитание школьников» №1 2003 .

9.ЛутошкинА.Н. «Как вести за собой»- М.,1986.

10.Леванова Е.А. Мастерская вожатого Кипарис 2003.

11.Сысоева М.Е. «Организация летнего отдыха детей-М.1999.

12.«Классный руководитель»-№2-4 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского общественного объединения «ЮККА и К˚» «Раскрась мир в яркие цвета»

Одной из важнейших задач воспитания является организация культурного досуга детей, формирующего личность будущего гражданина. Ребенок должен быть не только пассивным потребителем досуговых услуг, но и...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...

программа Детского оздоровительного лагеря "Город детских сердец"

в данной программе воспитанники детского лагеря строят свой  город из подручного материала...