Проблемы трудоустройства молодежи
статья по теме

Караваева Елена Александровна

В работе рассмотрены проблемы трудоустройства молодых специалистов и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_trudoustroystva_molodezhi.docx53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский промышленно-гуманитарный техникум»

(ГБОУ СПО ВО «МПГТ»)

Секция:

Тема: Проблемы трудоустройства молодежи

Мастер производственного обучения:  Караваева Елена Александровна

2011

Содержание

Введение        

1. Причины безработицы молодежи        

2. Социальная поддержка безработной молодежи        

3. Содействие занятости и трудоустройству молодежи        

Список литературы        


Тезисы.

«Проблемы трудоустройства молодежи»

Караваева Е.А.

ГБОУ СПО ВО «МПГТ»

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

Задача мастера – воспитать конкуретноспособного выпускника, которому будет рад работодатель. Обучая подрастающее поколение Вы задумываетесь, кому нужен нащ с Вам выпускник? Как помочь ему сделать шаг вперед? Как научить зарабатывать себе на жизнь?


Цель данной работы: исследование  проблемы трудоустройства выпускников различных учебных заведений и безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет, а также деятельность муниципальных, государственных и частных структур в сфере повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда.  Рассмотрение системы трудоустройства молодежи, которая предусматривает острое взаимодействие образовательного учреждения и работодателя и позволяет молодому специалисту быть востребованным на рынке труда.

Предложения по законодательному регулированию:

1. Оказывать организационную и методическую помощь при создании в учреждениях профессионального образования служб содействия молодым гражданам по их трудоустройству: вводить специальные курсы для выпускников – «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.

2. Создавать социальные гарантии и льготы для молодых специалистов: компенсация оплаты коммунальных услуг, льготные проездные билеты, бесплатное обучение, льготы при оплате детских садов.

3. Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам и сборам.

4. Департаментам образования и управлениям  образования учитывать происходящие изменения на рынке труда, потребность в кадрах.

5. Возмещать затраты в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга нов службы занятости.  


Введение

Развитие любого муниципального образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности и возможности трудоустройства его жителей. Более того, кадровый потенциал должен постоянно обновляться за счет максимального привлечения к трудовой деятельности молодежи. Но ее низкая конкурентоспособность на рынке труда, связанная с отсутствием как жизненного, так и профессионального опыта, приводит, как правило, не к увеличению числа специалистов на предприятиях района, а к пополнению состава безработных.

В качестве примера рассмотрим проблемы, существующие в сфере занятости молодежи города Мурома Владимирской области.

По данным службы занятости города Мурома в составе безработных граждан, состоящих на учете на конец 2010 года молодежь (16-29 лет) составляет  642 человек, или 29.4%. Отчасти это обусловлено низкой востребованностью самых популярных у молодежи специальностей, при дефиците квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. Время диктует моду, в том числе и на выбор профессии. Однако идя у нее на поводу, можно остаться не у дел.

На конец 2010года потребность предприятий в работниках составляет 752 человек.

Но при этом руководители предприятий не принимают на работу молодых специалистов без опыта работы.

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие профессиональных училищ и предприятий. Эти проблемы приобретают для них не только социально-политический, но и реальный экономический характер, так как от их решения напрямую зависят не только их конкурентоспособность и темпы экономического, технологического, инновационного развития, а зачастую и их жизнеспособность. Рынок труда молодежи является особым социально-демо графическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.

В регионах, где эти проблемы являются наиболее острыми, формируются специальные программы, нацеленные на их преодоление и на построение и устойчивое функционирование региональной системы содействия профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования.

1. Причины безработицы молодежи

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

Безработица — сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за от сутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы).

К безработным в соответствии с законодательством Рос сийской Федерации относят трудоспособных граждан, не име ющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней.

На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

К началу XXI века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее числен ность к настоящему времени составляет более 32 миллиона человек, или 22% населения страны.

В сфере образования молодежи состояние дел также не однозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получив ших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с професси ональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возник новению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмот рение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление спе цифики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью.

Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства; механизм спроса и предложения, который функцио нирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Необходимость анализа положения молодежи на россий ском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны, и от стар товых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом опреде ляет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.

Рынок труда молодежи является особым социально-демо графическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустой чивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (ин валидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчи ва ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудо вой деятельности.

На рынке труда реализуется возможность:

•        свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и так далее);

•        найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

•        независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

•        свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета  квалификации  и образования, соблюдение установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулирование верхнего предела доходов через налоговую систему.

В условиях рыночных отношений проблема занятости мо лодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Положение молодежи в обществе определяет ряд объектив ных и субъективных факторов: уровень материальной обеспе ченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) раз личаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизнен ным установкам. В данной социальной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основ ном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к сущест вующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

В основном она не вовлечена в трудовую деятельность. Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать социально-эконо мические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным резуль татам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.

При этом различные отрасли экономики принимают моло дые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном рабо тодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринима тельстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может услож нить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудо вого потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

Вторая категория — молодые люди 18-24 лет, завершаю щие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и со циального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных за ведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют опре деленный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (рас паду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).

Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.

По данным службы занятости города Мурома в составе безработных граждан, состоящих на учете на 31 декабря 2010 года молодежь (16-29 лет) составляет  642 человек, или 29.4%. Отчасти это обусловлено низкой востребованностью самых популярных у молодежи специальностей, при дефиците квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. Время диктует моду, в том числе и на выбор профессии. Однако идя у нее на поводу, можно остаться не у дел.

Всего в центр занятости населения г. Мурома заявлено с начала 2010 года – 5860 вакансий, из них по видам экономической деятельности:

сельское и лесное хозяйство – 310 вакансий, или 5.2%;

промышленность – 2435 вакансий, или 41.5%;

производство и распределение электроэнергии – 1054 вакансий, или 17.9%;

строительство – 431 вакансий, или 5.2%;

торговля – 325 вакансий, или 5.5%;

транспорт и связь – 279 вакансий, или 4.7%;

финансовая деятельность – 14 вакансий, или 0.2%;

государственное управление – 176 вакансий, или 3.0%;

образование - 157 вакансий, или 2.6%;

здравоохранение – 161 вакансий, или 2.7%;

другие – 518 вакансий, или 8.8%;

На конец 2010года потребность предприятий в работниках составляет 752 человек.

Но при этом руководители предприятий не принимают на работу молодых специалистов без опыта работы.

Особенность положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаи моотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влия ния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

2. Необоснованное представление молодежи о путях адап тации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе бу дущей профессии, а в дальнейшем — в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

3. Падение престижа производительного труда для значи тельной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользу ются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значи тельной материальной выгоды. Все это, конечно, не может спо собствовать подъему экономики страны.

Анализ наиболее востребованных вакансий для моло дежи показал, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информаци онных технологий, далее — необходимы молодые специалис ты с экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемых молодым специалистам, — это все, что связано с бухгалтерией, долж ностями секретарей, администраторов. Есть спрос на людей с техническим образованием.

Для рынка труда молодежи характерны высокая мобиль ность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработ ных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объектив ными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая соци ализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, обра зовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.


2. Социальная поддержка безработной молодежи

Для создания эффективных условий обеспечения занятос ти, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплекс ное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направ лений деятельности центра занятости населения.

Для эффективной работы в системе занятости во многих ре гионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве.

Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологичес кую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

Основной целью деятельности данных организаций явля ется создание благоприятных условий для интеграции молоде жи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение соци альной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

- создание правовых и организационных условий для предо твращения значительного роста безработицы среди молодежи;

- социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;

- обеспечение занятости с ориентацией на интересы и спо собности человека;

- создание системы информации, способствующей приня тию решения о трудоустройстве, обучении и переквалифика ции;

- правовое просвещение молодежи;

- профилактика правонарушений среди подростков и мо лодежи;

- содействие системе поддержки молодой семьи. Поставленные задачи реализуются на основе соответству ющих региональных социальных программ.

Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безра ботицы. В России в соответствии с действующим законодатель ством государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного уволь нения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответ ствии с законодательством Российской Федерации о труде;

-  бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы заня тости.

Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантиру ются:

- бесплатное получение услуг по профессиональной ори ентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством Российс кой Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

-  бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Важной составляющей государственной социальной поддер жки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработ ным:

-  выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготов ки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

-  возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга нов службы занятости.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место рабо ты, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости решает не только социальные, экономи ческие, но и психологические проблемы безработного. Прогно зирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние спо собствует быстрому трудоустройству.


3. Содействие занятости и трудоустройству молодежи

Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование молодежи — проблема комплексная, ее ре шение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие допол нительному образованию молодежи через организацию и функ ционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую проф ориентационную работу с абитуриентами, которая должна со действовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятель ности необходимо реализовать программу "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самооп ределении школьника. В ходе реализации программы появля ется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

Программа "Эффективное поведение на рынке труда" рас считана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с рабо тодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурен тоспособными на рынке труда.

Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

2. Содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безрабо тицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повыше ние квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополни тельного образования, учебных центрах органов службы заня тости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации име ют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

3. Изменение порядка приема молодежи на работу. Ра ботодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их спо собностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке мо лодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Соци альный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления соци альной защищенности молодых людей в некоторых муниципаль ных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

5. Развитие предпринимательской деятельности. В систе ме занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способ ствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подго товку следует рассматривать как самостоятельную образова тельную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предприни мательского образа. Второе является линией подготовки специа листов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

6.  Привлечение молодежи к оплачиваемым обществен ным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.

Под общественными работами понимается трудовая де ятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и професси ональные особенности человека.

Общественная работа позволяет снизить социальную напря женность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.

Удельный вес граждан до 30 лет, принимавших участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имею щие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.

  1. Труд подростков - на благо города.

Организация временного трудоустройства подростков 14 - 18 лет в дни школьных каникул прочно вошла в практику службы занятости. Деятельность Центра занятости населения города Мурома в этом направлении осуществляется во взаимодействии со всеми заинтересованными структурами и при непосредственном участии комитетов общественного самоуправления, по делам молодежи, управлений образования, здравоохранения, культуры администраций Мурома и Муромского района, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, с работодателями. Подростки охотно устраиваются на работу. Во-первых, таким образом они могут помочь родителям или же потратить заработанные деньги по своему усмотрению. Во-вторых, ребята получают возможность почувствовать себя самостоятельными людьми. В любом случае, такая деятельность помогает воспитать у них чувства ответственности, научить ценить трудовые деньги, а некоторых ограждает от правонарушений. На сегодняшний день ГУ "Центр занятости населения города Муром" заключило 31 договор с работодателями о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан. В их числе - шесть договоров с сельхозпредприятиями. Создано более тысячи временных рабочих мест, 117 из них - сельхозпредприятиями. С начала года на временные работы были трудоустроены 974 подростка, в том числе более ста - сельские ребята. В основном, школьники занимаются благоустройством территорий микрорайонов и парков, приведением в порядок детских и спортивных площадок, сельхоз работами. Приоритетным правом временного трудоустройства пользуются подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это дети, оставшиеся без попечения родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, семей безработных граждан, а также "трудные" подростки, состоящие на учете в отделении профилактики правонарушений несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних. По состоянию на 21 июня 2010 года во временных работах приняли участие 683 подростка из неполных, малообеспеченных и многодетных семей, 12 ребят из семей безработных граждан, 47 несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в КДНиЗП администрации округа и ОППН, а также около 30 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из бюджета округа на организацию временной занятости несовершеннолетних выделено 800 тыс. рублей, из казны Муромского района - 100 тыс. рублей. Средства местных бюджетов направляются на оплату труда участников программы. Более 1,3 млн рублей на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних ЦЗН города Мурома выделено из федерального бюджета. Для руководства работой подростков службой занятости совместно с Комитетом территориального самоуправления подбираются опытные бригадиры из числа безработных. Вместе с наставниками школьники делают все, чтобы Муром встретил 1145-летие чистым и красивым.

7. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания граж данам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает воз можность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить ва рианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвали дов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).

8. Создание специальных молодежных организаций для ре шения проблемы занятости. Сегодня социальные предприятия для молодых людей — реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

При создании социальных предприятий приходится преодо левать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подрост ков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работ ников, предприятие как бы включается в реализацию социаль ной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приоб ретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.

Применяются разнообразные формы организации рабо чих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений.

9. Правовое регулирование молодежной политики. Необ ходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-эко номическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятель ности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоуст ройству, решению жилищных проблем, развитию разносторон них способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющи ми друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение.  Но молодой специалист хочет получать социальные гарантии и «приличную» заработную плату.

 Для этого нужно совершенствовать законодательную базу. Нужно как можно больше внимания уделять молодым специалистам

Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, при влекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.

По сравнению с 2008-м годом вакансий для выпускников, желающих работать по специальности, почти не осталось. В основном молодые специалисты идут работать в сферу торговли, обслуживающего персонала. Работодатель смотрит на выпускника, как на специалиста без опыта работы, без практических навыков, и предлагает ему ту работу, на которой не предполагается высокая заработная плата, не требуется особых навыков. Происходит это потому, что в условиях кризиса работодатель стал очень придирчив, и по-настоящему высокую зарплату он будет давать тому, кто имеет большой опыт, кому не нужны годы адаптации и обучения. Никто не хочет тратить деньги, которых в кризис и так нет, и время на обучение вчерашнего студента.

В 2011-м году выпускник практически не будет иметь шансов устроиться на службу по полученной специальности, не имея опыта работы. Резко понизился и уровень заработной платы. Раньше выпускник смело мог рассчитывать, что будет зарабатывать в месяц порядка 20 тысяч рублей, теперь же уровень оплаты труда колеблется в районе 10 тысяч руб. Выпускникам 2011 года следует подготовиться к этому и рассчитывать, что если им и удастся устроиться на желаемую должность, то скорее всего придется два-три года работать только ради опыта с маленькой зарплатой, чтобы потом искать другую вакансию.

Работодатели во все времена высоко ценили такие качества, как коммуникабельность, быстрая обучаемость, активность. Кроме того, молодой специалист должен быть амбициозен, но в меру, настойчив, но не нагл, должен быть уверенным пользователем компьютера, знать иностранный язык, а лучше – не один. Очень важно правильно подать себя, показать, почему и чем именно вы лучше других. Хорошим признаком будет демонстрация полученных знаний применительно к практическим задачам, ведь об уровне современного образования, и говорить не приходится! Выпускников считают людьми, мягко говоря, необразованными, а вам необходимо доказать обратное, сломать, сложившийся за последние годы, стереотип на собственном примере. Задача трудная, но выполнимая.


Список литературы

  1. Ориентация на труд, а не на безработицу. Государственная служба, 2009, №2,с.22-25.
  2. Динамика отдельных показателей по регистрируемой безработице. - М.: Федеральная служба занятости, 2004.
  3.  Дунаева Н. Молодёжь на рынке труда. // Вопросы экономики. - 2004. - № 1. - С. 81-91.
  4. Либанова Е.М., Палий О. Рынок труда. - К: Основы, 2004.-491 с
  5. ЛибановаЕ. М. Рынок труда. – К: Центр учебной литературы, 2003.-224с
  6. Махсма М.Б. Экономика труда и социально-трудовые отношения.- К: Аттика, 2005.-304с
  7. Четвернина Л., Лакунина А. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики. - 2007. - № 5. - С. 115-130.
  8. http://www.demoscope.ru
  9. http://www.docidoc.ru/
  10. http://trudobzor.ru/
  11. http://www.newsland.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема трудоустройства выпускников школы VIII вида.

Специальные (коррекционные) школы VIIIвида постоянно испытывают сложности в трудоустройстве выпускников. Крайне необходимынормативные документы, которые будут обязывать руководителей предприятий созда...

Проблемы современной молодежи

Данное мероприятие проводилось в рамках реализации программы " Профилактика ассоциального поведения подростков". В качестве приложения можно использовать видеоролики социальной рекламы. Можно подобрат...

Презентация "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"

Презентация к выступлению на семинаре. Тема "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"....

Социально-психологические проблемы современной молодежи и пути их решения

Воспитание – один из центральных компонентов учебного процесса, который проходит через все фундаментальные труды по педагогике....

Проблемы трудоустройства. (Родительское собрание)

Проблемам прохождения учебной и производственной практики, а также дальнейшего трудоустройства и профессионального совершенствования при содействии молодежного кадрового центра было посвящено родитель...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...