Целостно-интегрированный подход на этапе предпрофильной подготовки
статья по теме

 

Одним из направлений профильного обучения в нашей школе является социально-экономическое направление. Познакомлю вас с тем, какую работу провожу  на этапе предпрофильной подготовки, осуществляя целостно-интегрированный подход. В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как часть окружающего мира. Особая роль в обновлении содержания учебно-воспитательного процесса отводится образовательному старту—начальной школе, в частности учителю начальных классов. Ведь на первоначальном этапе предпрофильной подготовки обучающиеся должны получить целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них, должны научиться понимать простые экономические понятия и ввести их в активный словарный запас. Целостно-интегрированный подход способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.  Такой подход я осуществляю по трем направлениям: урочная деятельность, внеурочная и воспитательная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Целостно-интегрированный подход на этапе предпрофильной подготовки» Басынина Лариса Николаевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» города Бугульмы РТ (lorabas@ya.ru)

       Одним из направлений профильного обучения в нашей школе является социально-экономическое направление. Познакомлю вас с тем, какую работу провожу  на этапе предпрофильной подготовки, осуществляя целостно-интегрированный подход. В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как часть окружающего мира. Особая роль в обновлении содержания учебно-воспитательного процесса отводится образовательному старту—начальной школе, в частности учителю начальных классов. Ведь на первоначальном этапе предпрофильной подготовки обучающиеся должны получить целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них, должны научиться понимать простые экономические понятия и ввести их в активный словарный запас. Целостно-интегрированный подход способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.  Такой подход я осуществляю по трем направлениям: урочная деятельность, внеурочная и воспитательная работа.

     Жизнь сегодня настоятельно требует, чтобы даже обучающийся начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет, от чего зависит цена, как создается богатство и каковы его источники, поэтому возникла необходимость в разработке и внедрении в практику серии интегрированных уроков экономики с предметами федерального компонента. Назвала её «Экономические игры на уроках в начальных классах».Целями таких уроков являются:

       --формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников,

       --формирование основ экономических знаний, доступных для младших школьников,

       --освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя,

       --создание основы для профильной подготовки в старших классах.

За методическую основу для преподавания экономики в начальных классах Лариса Николаевна взяла  педагогическую технологию развивающего обучения Л. В. Занкова. Основой обучения является участие самих обучающихся в процессе приобретения информации. На таких уроках содержание не передаю обучающимся в виде готовых выводов, им предоставляется возможность самим находить решение, вести научный поиск. Сочетание логических причинно- следственных связей, аналогий позволяет повысить интерес ребенка к таким интегрированным урокам, а это, в свою очередь, лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. Применяя игровые технологии при изучении экономики, стимулирую активность детей, формирую способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях. Использую игры разных видов: обучающие, контролирующие, деловые. Они носят не только образовательный, но и праздничный, соревновательный характер. Учитывая наглядно- образное мышление младших школьников, в “Экономические игры на уроках в начальных классах” ввожу задания, основанные на изобразительной деятельности детей. Обучающиеся используют рабочие тетради-альбомы для творческих работ. Так, на уроке «Путешествие на остров Бартер» учащиеся могут рисовать цепочки обмена; на уроке «Деньги» – изобретают и рисуют свои денежки; на уроке «Банки» рисуют банк; на уроке «Потребности» изображают свои потребности рисунками, схемами. По мере приобретения обучающимися экономических знаний добиваюсь, чтобы на уроках в ответах дети использовали ранее изученные экономические понятия.

         Эффективным приёмом преподавания экономики в начальных классах является составление и решение задач экономического содержания. Это способствует усвоению на практике через математический аппарат курса экономики. Так, при изучении темы «Деньги» обучающиеся составляют задачи на определение цены, стоимости. У каждого обучающегося имеется тетрадь – альбом для творчества, в которую он записывает сочинённые им задачи, мини-рассказы на экономические темы, стихи, составляет тесты.

Результаты проведения интегрированных уроков

экономического содержания

(по итогам проведённого тестирования)

  1. знают и понимают экономические понятия;
  2. умеют применять на практике экономические знания и понятия;
  3. проявляют значительный интерес к выполнению творческих работ и с удовольствием выполняют их

 Как педагог, апробирующий и внедряющий в практику новые методики и технологии, разработала авторскую программу по интегрированному курсу по праву и граждановедению для начальной школы «Правовая азбука». Цель этого курса – гражданско-правовое просвещение обучающихся, являющееся начальной ступенью профильного образования школьников.  Необходимым условием реализации явяляется осознание педегогом неотъемлемости своих прав и прав обучающихся, формирование определенного мировоззрения, стремление учителя подготовить детей к жизни в демократическом обществе. Преподавание строится на принципе  преемственности между начальной и средней школой. На занятиях младшие школьники получают лишь общее представление об основных правах и свободах. На первой ступени материал изучается в ходе решения проблемных ситуаций и готовится база для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Тексты и формулировки документов предлагаются в более простом в языковом отношении варианте.  Полученные на занятиях опыт и знания помогают обучающимся обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей. В этой программе реализовала межпредметные связи, что усиливает значимость изучаемого материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире. УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ обучающихся по программе «Правовая азбука»

умение оценивать поступок человека с точки зрения права

умение доказать собственное мнение

умение корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека»

до изучения прав

             0%

            12%

                      2%

в период изучения

              37%

           65%

                      30%

Воспитательную работу учитель планирует, опираясь на технологии, которые основаны на системно-деятельностном подходе к воспитанию и обеспечивают его личностно-ориентированную направленность; приобщается к инноватике - процессу осознанного, целенаправленного совершенствования своей деятельности, конструирования педагогической реальности на основе освоения нового. Басынина Л. Н. разработала и внедряет в практику модель воспитательной системы «Вертикаль», представляющую собой социально-технологический вариант, в котором на основе содержания смоделирована методика осуществления педагогической деятельности. Принцип системно- деятельностного подхода к воспитанию, заложенный в «Вертикали», способствует обеспечению за счет соответствующих технологий личностно-ориентированной направленности воспитательного процесса, достижению целей и решению задач, поставленных конкретной социальной ситуацией, определяющей базис модели, её основу. Духовность рассматривается в модели как основа воспитательных отношений.

Воспитательную работу Басынина Л.Н. планирует, опираясь на интеграционный подход, на технологии, которые основаны на системно-деятельностном подходе к воспитанию и обеспечивают его личностно ориентированную направленность. Каждая эффективная воспитательная система имеет свою модель, в которой четко определены механизмы её жизнедеятельности, дееспособности (компоненты, условия, принципы).  Я разработала и внедряю в свою практику модель воспитательной системы «Вертикаль», представляющую собой социально- технологический вариант, в котором на основе заданного содержания смоделирована методика осуществления педагогической деятельности. Эта модель содержит несколько структурных проектов, содержание которых носит интеграционный характер. Главное назначение проектов – оказать помощь в определении содержания, форм воспитывающей деятельности детей и их родителей, механизмов взаимодействия школы и семьи.

 Один из проектов «Азбука экономики» направила на реализацию следующих задач: развитие основ экономических знаний, объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей, освоение первоначальных практических навыков потребителя. Эффективность занятий по изучению школьниками экономики достигается путем интеграции, участием детей в творческой деятельности, их активной позицией. Полученные обучающимися знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, семьи, а при обучении в старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в группах курса предпрофильной подготовки «Основы создания имиджа»

Обращение к понятию компетентностный подход связано с желанием определить изменения в образовании (и в дополнительном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обще...

«Дополнительное образование как целостное интегрированное образовательное пространство непрерывного образования личности»

Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО соста...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....

«Реализация дифференцированного подхода в предпрофильной подготовке школьников на основе психофизиологической диагностики»

В рамках предпрофильной подготовки становится актуальным применение дифференцированного подхода к обучающимся. В данной публикации раскрывается методика организации дифференцированного подхода на осно...

Методическая разработка Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча) на этапе начальной подготовки (первый год обучения)

В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым осн...

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...