Воспитательная работа в общежитии
материал по теме

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                       Схема изучения личности и коллектива студентов.

 

Что изучать (содержание)

Как изучать (формы и методы)

Где использовать полученные данные

1.Состав первокурсников:

количественный,

половозрастной

Изучение документации, анкетирование

При планировании воспитательной работы, организации коллективных творческих дел.

2.Интересы и увлечения

Индивидуальные беседы

При планировании, для организации мероприятий.

3.Актив

Наблюдения, индивидуальные беседы со студентами

Для улучшения работы органов самоуправления.

4.Общесвенное мнение

Индивидуальные беседы

Для совершенствования воспитательной работы в общежитии.

5.Возростные особенности студентов

Изучение соответствующей литературы, наблюдения

Для работы с родителями.

 

 

6.Студенты группы риска

Наблюдения, индивидуальные беседы с преподавателями, родителями

Для предупреждения возможных негативных поступков.

  

Вопрос о том ,что такое личность, какого человека можно назвать личностью-один из центральных не только l

Для психологии ,но и для философии ,литературы религии –практически для всех отраслей гуманитарного знания.

Личность ,-писал С А . Рубинштейн ,-образует «основу ,изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности.»С другой стороны и все «психические процессы протекают в личности ,и каждый из них в своем реальном протекании(и каждый из них в своем) зависит от нее,»

Понятие «личность « соотносится с такими понятиями ,как «индивид»и «индивидуальность»,Из этих понятий «человек»-самое  широкое и общее, все остальные включаются в него. Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род «Xomosapiens» «человек разумный.»

Индивид является носителем врожденных  свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида-активность ,целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. У студентов ,проживающих в общежитии, естественно  ослаблены связи с родителями. Стараясь компенсировать их, они испытывают постоянную потребность в общении со взрослыми.

Нельзя допускать, чтобы   кто-то был одинок, отвержен ,выключен из коллектива. Влиять на систему деловых отношений легче и проще, на личностные отношения воздействовать сложно, но можно.

Чтобы точнее представить статус каждого студента, я использую социометрический метод, предлагая каждому студенту-первокурснику назвать своих соседей по комнате. Полученные результаты дают возможность тактично воздействовать на межличностные отношения, помогая студентам обрести опыт сотрудничества.

Процесс воспитания строится только на взаимном уважении педагога и студента, искренность общения ,внимание к личности студента   интересны и плодотворны с обеих сторон. Однако уважать личность вовсе не означает всепрощения ,потворства любым действиям и поступкам. Эффективность воспитательной работы зависит от культуры общения ,коммутативных свойств личности.

Интеллект ,положительные качества личности гласно отмечаются, поощряются. Не даром мы говорим «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности.»Это же можно сказать и о понятии «личность».В повседневной жизни мы часто говорим «это личность»,»она сильная личность,»»он –не личность»,оценивая таким образом своих близких ,знакомых.

Говоря так, мы выделяем прежде всего цельность человека, его способность занять некое ,только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

В общежитии воспитатель формирует у проживающих студентов доброжелательное отношение к людям ,оказывает помощь в выборе друзей. Работа воспитателя в общежитии пронизана идеей уважения к личности. Реальное уважение к личности проявляется с первых дней пребывания студентов в общежитии. Необходимо запомнить не только фамилии, но, прежде всего имена. Молодые люди больше всего ценят личный интерес к себе и не любят, когда к ним относятся как к объекту воспитания. Поэтому воспитатель старается установить дружеские контакты с проживающими в общежитии, начало которым могут положить улыбка ,добрый  взгляд ,совместные действия. Пытается понимать настроения и мотивы поведения своих подопечных.

Например, перед экзаменационной сессией воспитатель поздравляет всех студентов информационным бюллетнем,а после каждого экзамена поздравляется каждый студент. Существенный сдвиг в развитии самосознания личности происходит в подростковом и юношеском возрасте. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? Могу ли я уважать себя и за что?» тоесть думать о себе как о личности.

Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности, личности как периода открытия «Я» для самого себя. Эти представления реализуются в поведении ,отношениях с другими людьми ,в том  ,что следует ждать от себя в будущем.

В коллективе люди объединены общими     целями совместной деятельности; эти цели обусловлены общественно полезными мотивами. Взаимоотношения людей устойчивы, носят характер взаимопомощи. Коллектив занимает существеннейшее место в процессе развития личности,

Человек становится личностью в обществе других людей, он не может   жить без общества себе подобных. Личностью ,как мы знаем ,человек не рождается ,а становится, и становится именно благодаря общению с другими людьми.

Взаимодействие коллектива и личности сложные. С одной стороны, коллектив ,безусловно ,влияет на личность, он в состоянии не только формировать ,но и перестраивать ,перевоспитывать ее. С другой стороны, личность влияет на коллектив: каждый человек привносит в коллектив свой ум,эмоциональность,характер,способности.

Коллектив создается не ради коллектива, его значение в том, что он дает возможность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами коллектива, направленной на достижение цели ,значимой как для личности так для коллектива и общества в целом.

Проведение комплексных мероприятий позволяют осуществить воздействие на коллектив в целом и на каждую личность в отдельности. С этой целью, в конце сентября ,проводится «Неделя уюта».Однако эпизодические ,пусть  даже блестяще подготовленные мероприятия не могут стать решающими для достижения воспитательных задач. Необходима хорошо продуманная система работы, предусматривающая создание духовной атмосферы.

Отправной точкой для разработки такой системы служат комплексные    мероприятия, которые предусматривают реализацию нескольких аспектов воспитания в их взаимосвязи, что позволяет осуществить воздействие на коллектив в целом и на каждую личность в отдельности. В процессе подготовки и проведения комплексного мероприятия укрепляются межличностные связи, создаются условия для самовыражения студентов, повышения уровня общей культуры.

Предварительно перед «неделей» проживающим разъясняется почему необходимо любому человеку овладеть навыками культуры быта. Инициативная группа продумывает, как более рационально организовать труд.

В трудовых делах раскрывается каждый студент. В процессе подготовки и проведения трудовых дел формируются не только организаторские но и коммуникативные навыки студентов: им легче познакомится, подружиться, влиться в коллектив.

«В любой социальной общности взаимопонимание и контакт достигаются лишь при условии упорядоченного взаимодействия людей на нормативной основе. Если нет единой нормы ,четкого правила, то каждый действует лишь по личному усмотрению и постоянно «натыкаться» на интересы других, не содействует ,а мешает их продвижению к цели. Словом , наступает хаос. Вот почему там, где нет честных и ясных правил поведения ,где они не соблюдаются, людей вечно раздирают противоречия и конфликты.

Только стабильность и порядок могут обеспечить хорошие межличностные отношения . Ибо порядок –это ясность взаимных ожиданий, когда ученик и учитель не преподносят друг другу неприятных сюрпризов, а действуют так как положено при сотрудничестве.»(Шакуров Р. Х. Социально –психологические основы управления.)

Коллективный опыт и коллективные нормы сопровождают человека всю жизнь. В любом возрасте влияние коллектива на личность очень значительно и разлад с ним воспринимается очень остро.

Особенно болезненно разлад с коллективом сверстников воспринимается в юном возрасте, когда потребность в общении очень велика. Это состояние приводит студента к унизительному ощущению собственной неполноценности,ущемленности и воспринимается как трагедия. Молодой человек либо теряет веру в себя, либо замыкается, обиженный и оскорбленный, либо теряет чувство собббственного достоинства.

Студенческий коллектив в известном смысле похож на производственный. Ему нужен результат, общение и деятельность важны и нужны не сами по себе, а в связи с определенной целью: получить образование, специальность. Статус студента в корне меняет его положение в обществе. Он хочет быть независимым и стремится стать им ,освобождается от прежних прочных связей с семьей и становится во многих отношениях на собственные ноги. У студента множество обязанностей, которые реализуются вне семьи ,появляются межличностные контакты ,он часто оказывается перед необходимостью сделать выбор.         

Ориентация личности формируется, как известно ,наиболее ярко в двух видах  деятельности: познавательной и коммуникативной. Ставя задачу реализовать заложенный в них потенциал, воспитатель в работе может выделить следующие важные аспекты :формирование мировоззрения ;формирование социальноценных и профессионально важных качеств  личности; организация коллектива. Создание благоприятной психологической атмосферы, качества педагогических условий –важнейший воспитательный результат, необходимое условие –важнейший воспитательный результат ,необходимое условие успешности любого вида деятельности в группе студентов. Организация коллектива не может рассматриваться как цель ,но прежде всего как средство для достижения результатов в учебной и воспитательной работе. Наличие в коллективе малых  групп, имеющих скрытую или открытую отрицательную направленность, не такое уж редкое явление. В этой ситуации  целесообразно постараться нейтрализовать явление групп в коллективе и переориентировать студентов на   другие виды деятельности. При организации групповых дел учитывается целый ряд условий:   ,

-временная протяженность групповых дел, от замысла до их реализации, должна быть небольшой, иначе теряется интерес, гаснет          эмоциональный накал;  

-минимальная подготовка дела требует простых форм, не влияющих на текущие события  жизни студента;

-успех любого дела определяется четким распределением полномочий каждого студента в подготовке     и проведении мероприятия;

-каждое дело должно быть способствующим духовному росту студента, развитию взаимоотношений в коллективе;

-деятельность коллектива становится фактором  развития личности ,если она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность студентов.

Духовный рост студента ,развитие его личностных качеств неразрывно связаны с коллективной деятельностью, обретение личностных духовных ценностей невозможно без соприкосновения с миром других людей, без взаимного обмена ценностями .Обретение своего духовного «Я»-процесс длительный ,многофакторный, взаимодействие»коллектив –личность» предполагает и влияние коллектива на личность, и   вклад личности в коллектив.   Осуществление этих сложных процессов требует высокого мастерства воспитателя, который руководствуется основными положениями:

-организация деятельности коллектива основывается на доверии, взаимном уважении, доброжелательности;

-позиция воспитателя-рядом и вместе;

Воспитатель – не только организатор процесса, но и носитель духовных ценностей;

-взаимодействие студентов и воспитателя имеет характер диалога;

-содержание деятельности предполагает проблемность,что стимулирует интеллектуальную деятельность ,способствует эмоциональной насыщенности.                                                                                    

                                      Виды и формы деятельности.

 

Вид деятельности

 

 

Форма деятельности

 

Познавательная(формирует навыки культуры умственного труда, потребность к самообразованию,духовнасть)

Конкурсы

Лекции

Дискуссии

Конференции

Коммуникативная (воспитывает культуру общения,поведения,способность взаимодействию)

Диспуты,

Вечера,

Встречи с интересными людьми, массовые мероприятия.

Вид деятельности

Форма деятельности

 

Художественная (направлена на освоение духовных ценностей, повышение общей культуры)

Трудовая (направлена на собрание, при умножение материальных ценностей)

И спортивно – оздоровительная (формирует потребность сохранить своё и чужое здоровье, нести здоровый образ жизни)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотры, концерты художественной самодеятельности.

 

Генеральные уборки,субботники,рейды,трудовые десанты.

 

Спортивные секции, встречи с медицинскими работниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Н. К. Крупская и А. В. Луначарский ,опираясь на учение классиков, выдвинули

положение о том что основным условием формирования нового человека ,является коллектив ,а основной целью –воспитание коллективиста.

Таким образом ,коллектив имеет огромное значение на формирование личности.

Коллектив, это среда развития студента,коллектив,это среда в которой осуществляется организационное сплочение, формируются социальные чувства, такие как единство и коллективизм.Следовательно,наша задача сплачивать коллектив  в процессе учебной,трудовой,общественной деятельности,где вступая в отношения сотрудничества,дружбы и взаимопомощи,наши воспитанники сплачиваются в единую,сильную организацию.                                                                                                                   

 

                                                                         

Целевая комплексная программа 2009-2012 г.

«Студенческий быт»

            Целью программы «Студенческий быт» является создание в каждом учебном заведении отвечающих уровню современных требований жилищно-бытовых условий студентов, организация их быта, отдыха, общественного питания, медицинского и бытового обслуживания системы воспитательной работы, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных, идейно зрелых специалистов, прочно усвоивших моральные нормы общежития.

Воспитательная работа в общежитии:

1.     Шире привлекать актив студентов к планированию и проведению воспитательной системы.

2.     Постоянно информировать студентов по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики России, актуальным проблемам развития культуры, шире использовать такие формы работы в общежитии как диспуты и устные журналы.

3.     Усилить нравственное, правовое воспитание; обеспечить изучение и выполнение каждым студентом норм морали и правил проживания в общежитии. В обязательном порядке знакомить всех с Положением и Правилами распорядка в общежитии, остро реагировать на все случаи их нарушения.

4.     Создать в общежитии объединения по интересам, добиваются привлечения к занятиям в одном из них каждого студента. Практиковать проведение конкурсов среди жильцов  общежития. Продолжить работу по вовлечению студентов в работу кружков, действующих в училище.

Наглядная агитация и художественно-эстетическое оформление общежития:

1.     Разработать и внедрить в общежитии  наглядную агитацию, сочетающую информацию о важнейших событиях в стране и за рубежом с высоким уровнем художественно- эстетического оформления. Обеспечить своевременное её обновление.

2.     Разработать рекомендации по оформлению интерьера комнаты отдыха, холла и жилья комнат общежития.

Развитие студенческого самоуправления:

1.     Избирать органы ученического самоуправления  в общежитии из наиболее активных студентов. Обеспечить преемственность передачи опыта старшекурсников студентам младших курсов. Оказывать постоянную помощь в их работе. Привлекать студенческий актив к решению важнейших вопросов. Совершенствовать формы контроля.

2.     Проводить работу по сохранности жилых комнат и общественных помещений. Ежегодно анализировать состояние этой работы в каждой комнате, подводя итоги на заседаниях Совета общежития.

3.     Силами студентов в осеннее - летний период производить покраску полов и мелкий косметический ремонт жилых комнат  в общежитии. Обратить внимание на знание и соблюдение техники безопасности.

4.     В полной мере использовать права совета общежития в организации быта учащихся, их самообслуживание. Остро реагировать на все случаи нарушения норм морали и правил проживания в общежитии, используя в воспитательных целях главным образом коллектив студенческой группы, создавая обстановку нетерпимости к нарушителям.

Улучшение жилищно-бытовых условий:

1.     Укомплектовать жилые комнаты, вспомогательные помещения необходимым инвентарём и оборудованием в соответствии с типовыми нормами и санитарными правилами обеспечить своевременную замену вышедшего из строя оборудования.

2.     Добиваться регулярного проведения дезинфекций, дезинсекций помещений общежития, соблюдение сроков и порядка смены постельного белья, проведение генеральных уборок, осуществление постоянного контроля за санитарным состоянием жилых комнат, мест общего пользования и прилегающей территории.

Охрана здоровья и техника безопасности в быту:

1.     Инструктажи студентов по технике безопасности  при обращении с электрическими приборами.

2.     Обеспечить безусловное соблюдение санитарных требований и положения о студенческих общежитиях особенно в части температурного режима, освещение жилых комнат.

3.     Не допускать привлечения студентов к выполнению работ, связанных с повышенной опасностью.

4.     Исключить возможность применения неисправных бытовых электроприборов.

5.     Установить строгий контроль за выполнением приказа директора училища о запрещении курения в общежитии и пользования электронагревательными приборами в жилых комнатах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план воспитательной работы в общежитии

Планирование воспитательной работы в общежитии - это первое, чему должен научиться начинающий воспитатель. План составлен с учётом ундивидуальных психологических особенностей и интересов обучающихся, ...

План воспитательной работы на 3 этаже общежития на 2014-15 уч. год

Трудовое воспитаниеВоспитание основ безопасности жизнедеятельностиВоспитание здорового образа жизниНравственное воспитаниеПатриотическое воспитаниеРазвитие творческих способностейЭстетическое во...

Перспективный план воспитательной работы в общежитии ГОБУ НПО ВО «ПЛ № 29» на 2014-2015 учебный год

Организационно   управленческая деятельностьФормирование гражданских качеств и патриотизма  Формирование эстетических норм исходя из ценностей: «Человек, Отечество, труд, знания, м...

Методическая разработка "ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ"

Воспитание в общежитии - это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия на различных уровнях, в том числе с классными руководителям...

План воспитательной работы в общежитии 2014-2015 учебный год

В основе воспитательной работы лежит система, которая основана на максимальном содействии развитию социально активной, нравственной, образованной личности,  формированию профессиональных знаний, ...

«Здоровье сберегающие технологии, как приоритетное направление воспитательной работы лицея и общежития»

«Пора, наконец признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульны...

Воспитательная работа в общежитии

В статье рассказывается о воспитательной работе в общежитии...