Образовательная программа школы
материал по теме

Функции школы, её назначение

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме:

«Образовательная программа школы:

структура, назначение, функции»

Выполнил:

 Семыкина Наталья Александровна,

заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 5

городского округа Химки Московской области

                                    Научный руководитель:

 Фоменко Ирина Анатольевна,

к.п.н., доцент кафедры управления образованием

ГОУ Педагогическая академия

Москва

2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                                             2 - 4
  2. Образовательная программа школы                                                              5 - 18
  1. Основная образовательная программа школы                                               5
  2. Нормативное правовое обоснование необходимости разработки

                образовательной   программы                                                                    6

  1. Виды образовательных программ                                                                    7
  2. Структура  образовательной программы с учётом перехода начальной школы на новые ФГОС                                                                                     8
  3. Рабочие программы как составной компонент образовательной программы                                                                                                        13
  4. Примерные, авторские и надпредметные программы                                 14
  5. Документы, регламентирующие организацию образовательного процесса                     16
  6. Назначение образовательной программы                                                     17
  7. Функции образовательной программы                                                         18
  1. Заключение                                                                                                    19 - 20
  2. Список использованной литературы                                                                  21

   

  1. Введение

      Устойчивое развитие общества всегда тесно связано с уровнем его образованности. В настоящее время практически во всех развитых странах мира происходит реформирование национальных систем образования и центральной фигурой учебного процесса становится обучающийся, его познавательная деятельность.

      Председатель Правительства России Владимир Путин в своём выступлении перед депутатами Государственной Думы 20 апреля 2011 года с отчётом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год затронул  вопросы развития образования: «… сфера образования имеет важнейшее значение для страны, для граждан. Она определяет жизненные перспективы каждого конкретного человека, а, значит, и будущее всего государства».

      Модель высокого качества была внедрена в 1992 году для оценки деятельности организаций на получение Европейской премии качества. В настоящее время данная модель является самой широко применяемой моделью в Европе. Это основа для большинства национальных и региональных премий качества. Основные принципы концепции всеобщего управления качеством используются и применительно к сфере образования.  

       Известному английскому писателю Р.Киплингу принадлежат слова: «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества»[1].   Под качеством школьного образования понимается качество результатов, процессов, условий и их соответствие нормативным требованиям (государственным стандартам), социальным и личностным ожиданиям, целям общеобразовательного учреждения.  

     Так как потребителями образовательных услуг являются, с одной стороны, внутренние потребители – ученики и их родители, с другой стороны, внешние потребители – образовательные учреждения, в которых продолжают дальнейшее обучение или трудовую деятельность выпускники школы, то вполне логично, что именно потребитель является конечным арбитром, оценивающим качество предоставляемых образовательных услуг и степень удовлетворения потребностей.

       В образовательной деятельности установленными потребностями являются требования образовательных стандартов, определяющих минимальный уровень и объём содержания образования, и требования к подготовке выпускников, которые школа должна обеспечить всем обучающимся.

       С 1992 года образовательная программа школы рассматривается как обязательный документ, и согласно статье 14 Закона РФ «Об образовании» должна быть в каждом  учебном заведении. Наличие этого документа является необходимым условием успешного прохождения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

       Целью данной работы является рассмотрение роли образовательной программы в развитии школы, определение её структуры, назначения и функций.

2. Образовательная программа школы

2.1. Основная образовательная программа школы

       В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ «Об образовании»).

       Организация образовательного процесса на всех ступенях образования осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами и расписанием занятий (статья 15 п.1 Закона РФ «Об образовании»).

       В настоящее время в школьной практике существуют разные образовательные программы. В связи с этим возникает необходимо прежде различить между собой существующие образовательные программы и охарактеризовать новый вид таких программ - основная образовательная программа ступени школьного образования, - определив нормативно-правовую основу существования данного вида программ.

      Именно основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

        В соответствии с п.6 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» ООП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. ООП ступеней школьного образования разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п.5, статья 32 п.6,7 Закона РФ «Об образовании»). Примерные основные образовательные программы могут включать базисный учебный план и набор примерных программ учебных курсов, дисциплин, образовательных модулей (п.5.2. ст.14 Закона РФ «Об образовании»).

   

2.2. Нормативное правовое обоснование необходимости разработки

      образовательной   программы  

Закон РФ «Об образовании»

  1. Статья 9 п. 1.  Образовательная   программа  определяет содержание образования определенного уровня  и  направленности.
  2. Статья 10 п.1. С учетом потребностей  и  возможностей личности  образовательные   программы  осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно – заочной (вечерней), заочной, форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
  3. Статья 12 п.1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько  образовательных   программ   и  (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  4. Статья 12 п. 6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем  и  направленностью реализуемых им  образовательных   программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
  5. Статья 14 п.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется  образовательной   программой  (образовательными   программами), утвержденной  и  реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
  6. Статья 14 п.8. Образовательное учреждение при реализации  образовательных   программ  использует возможности учреждений культуры.
  7. Статья 17 п.3  Образовательные   программы  дошкольного, начального общего, основного общего  и  среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
  8. Статья 19 п.1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням  образовательных   программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
  9. Статья 32 п.2.6. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка  и  утверждение  образовательных   программ   и  учебных планов.
  10. Статья 32 п.2.6. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
  11. Статья 55 п.4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора  и  использования методик обучения  и  воспитания учебных пособий  и  материалов, учебников в соответствии с  образовательной   программой, утвержденной образовательным учреждением.

 

2.3. Виды образовательных программ

        П.36. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется  образовательными   программами, разрабатываемыми  и  реализуемыми образовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

       Являясь кратким изложением многокомпонентного содержания образования,  образовательная   программа  состоит из целостного ряда составных частей (компонентов), взаимно связанных между собой,  и  тем самым представляет систему.

       В соответствии с целями разработки  образовательной   программы  определяется стиль ее перспективности  и  вид:

•        краткосрочная (от 2-х до 5 лет) перспективная общеобразовательная  программа;

•        долгосрочная (от 5 до 10 лет) перспективная общеобразовательная  программа;

•        общеобразовательная перспективная (до 5 лет)  программа  учебного заведения повышенного уровня образования (гимназия, лицей  и  др.);

•        общеобразовательная  программа   школы  на учебный год.

     

  1. Структура  образовательной программы с учётом перехода начальной школы на новые ФГОС

        По  новым федеральным образовательным стандартам в соответствии с «Законом об образовании»

  1. Образовательная программа общеобразовательного учреждения конкретизирует основные образовательные программы и положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования применительно к особенностям вида учреждения общего образования, состава обучающихся, места его расположения и педагогических возможностей.
  2. Образовательная программа является локальным актом общеобразовательного  учреждения;  принимается педагогическим советом и утверждается управляющим советом и учредителем образовательного учреждения; вводится в действие приказом директора.
  3. Образовательная программа общеобразовательного учреждения должна учитывать пожелания родителей учащихся в части достижения результатов образования, обеспечивающих реальную возможность его продолжения на следующей ступени и способствующих более высокому уровню социализации обучающихся.
  4. Образовательная программа общеобразовательного учреждения должна гарантировать возможность достижения результатов образования, планируемых основными образовательными программами, и не может ограничивать права учащихся на получение доступного качественного образования.
  5. Общеобразовательное учреждение несет ответственность перед родителями обучающихся и учредителем за выполнение своей образовательной программы и ежегодно публикует отчет о ее выполнении.

    Структура образовательной программы:

1. пояснительная записка;

  1. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
  2. образовательный план;
  3. рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин;
  4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
  5. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
  6. программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;
  7. программа коррекционной работы (данная программа разрабатывается, если в образовательном учреждении есть дети с ограниченными возможностями здоровья);
  8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

     В конце образовательной программы школы находится лист внесения изменений и дополнений.

Пути создания условий, необходимых для модернизации образовательной программы общеобразовательного учреждения, определяются его программой развития.

Пояснительная записка к основной образовательной программе должна раскрывать:

  1. цели реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
  2. принципы и подходы к формированию основной образовательной программы и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
  3. общую характеристику основной образовательной программы.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны:

  1. обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценок при промежуточной аттестации;
  2. являться основой для разработки основных образовательных программ образовательных учреждений;
  3. являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Программа формирования универсальных учебных действий учащихся на ступени начального общего образования должна содержать:

  1. описание ценностных ориентиров содержания образования;
  2. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  3. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

Рабочие программы отдельных учебных предметов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета;
  2. общую характеристику учебного предмета;
  3. описание места учебного предмета в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
  6. содержание учебного предмета;
  7. примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  8. описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета.

      Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

        Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Она должна обеспечивать:

  1. формирование установки на использование здорового питания;
  2. использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  3. применение рекомендуемого врачами режима дня;
  4. формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, другие вещества);
  5. становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
  6. формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы должна:

  1. закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  2. ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
  3. обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
  4. предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу)
    и оценку эффективности деятельности школы;
  5. позволять вести оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Система оценки достижения планируемых результатов выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования и предполагает комплексный подход к оценке результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

2.5 Рабочие программы как основной компонент образовательной        программы

Рабочие программы являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для  обучающихся.

Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

- особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;

- статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);

- образовательных потребностей и запросов обучающихся;

- особенностей контингента обучающихся;

- авторского замысла педагога.  

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

  1. программы по учебным предметам;
  2. программы дополнительного образования;
  3. программы элективных курсов;
  4. программы факультативных занятий.

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе
а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; в)
 примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

  1. Примерные, авторские и надпредметные программы

На основании п. 19 ст. 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" разработка примерных программ отнесена к компетенции РФ в лице ее федеральных органов  Государственной власти. Примерные программы являются структурным элементом основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и являются  нормативными документами, развивающими и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Примерные программы выполняют две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

       На основе примерных программ авторы  и авторские коллективы разрабатывают учебно-методические комплекты и программы по предметам в рамках учебно-дидактических линий. Такие учебные пособия и программы называются авторскими. После соответствующей экспертизы  авторские комплекты и учебники включаются (или не включаются) в федеральный перечень, а программы (наряду с примерными) используются в качестве основы для составления рабочих программ.

       Надпредметная программа – это методический инструмент достижения интегративных (метапредметных) результатов образования.

     Основные черты надпредметной программы заключаются в следующем:

  1. в программе формулируется какой-либо из образовательных результатов, на достижение которого она направлена (освоение какой-то области знаний, ориентация в определенных проблемах, формирование способов решения коммуникативных, организационных, познавательных, аксиологических и иных проблем и т. д.);
  2. определяются условия достижения планируемого образовательного результата (что надо изучить, какими знаниями, умениями, видами деятельности необходимо овладеть);
  3. указывается перечень модулей, составляющих надпредметную программу; в качестве модулей выступают учебные предметы, на материале которых могут формироваться необходимые знания и умения, программы дополнительного образования, программы дополнительного образования, социально-творческой и самообразовательной деятельности;
  4. в программе каждого модуля указывается примерные темы занятий (или виды самостоятельных работ);
  5. надпредметная программа включает график занятий по разным предметам и способы завершения программы, формы подведения итогов и аттестации учащихся. 

      Индивидуальные образовательные программы могут предусматривать изучение отдельных предметов (образовательных модулей) в других учебных заведениях, самостоятельное изучение обучающимися интересующих их предметов (при консультативной поддержке учителей), прохождение определенных курсов дополнительного образования для детей, участие обучающихся в различных видах социально-творческой  и пр. деятельности.

  1.  Документы, регламентирующие организацию образовательного процесса     

        Образовательная программа общеобразовательного учреждения должна включать следующие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса:

  1. сводное расписание учебных занятий и внеурочной деятельности обучающихся;
  2. перечень интерактивных образовательных технологий, которые предполагается использовать на занятиях по двум и более предметам;
  3. положение об организации домашней работы обучающихся, включающее в себя определение её основных целей (общих для ряда или всех учебных предметов) и  рекомендации для учителей по использованию ресурсов времени на домашнюю работу обучающихся;
  4. рекомендации (или пакет локальных актов: положений, инструкций, приказов и т.п.) для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся;
  5. рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля усвоения образовательной программы;
  6. свод инструкций по обеспечению комплексной безопасности образовательного процесса.
  1. В образовательной программе общеобразовательного учреждения должны быть определены способы оценивания текущей учебной деятельности обучающихся и способы оценивания деятельности обучающихся за рамками изучения обязательных учебных предметов.

2.8. Назначение   образовательной   программы         

       Это мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом школы содержания образования и соответствующих технологий для его реализации.

      Деятельность по разработке образовательной программы может и должна стать средством развития сотрудников школы, вовлечение педагогического коллектива в управление образовательным учреждением. Наиболее целесообразно подключение педагогического коллектива на этапах:

•        формулирования предназначения школы;

•        разработки "модели" выпускника школы;

•        формирования и обоснования учебного плана;

•        разработки критериев реализации образовательной программы.

  1. Функции  образовательной   программы

 Образовательная   программа   образовательного  учреждения должна выполнять следующие функции:

  1. социальную функцию (согласованные позиции заказчиков: государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общества, участников  образовательного  процесса);
  2. функцию корреляции (комплексное условие реализации концепции  образовательного  учреждения (научно – методическое обеспечение  и  обоснованность, субъектная ориентированность, ресурсообеспеченность, структурированность, открытость);
  3. правозащитную функцию (механизм обеспечения прав ребенка в сфере образования);
  4. экономическую функцию (описание  и  предъявление комплексной  образовательной  услуги, оказываемой  школой  населению);
  5. имиджевую функцию (визитная карточка  образовательного  учреждения, предъявляемая обществу).
  6. бюджетообразующую функцию (организационно – педагогическое обоснование бюджета образовательного учреждения).

 

  1. Заключение

     

       Развитие системы школьного образования, её переход из режима функционирования в режим непрерывного развития в значительной мере   определяется не только тем, насколько эффективно осуществляется управление образовательной системой и её компонентами, но, прежде всего тем, каково содержание образования, базовые принципы его построения, основные процедуры и критерии оценки соответствия процесса образования его основным результатам, заявленным целям и задачам.

        В современных социокультурных условиях, когда образовательное учреждение становится всё более сложно организованной, саморазвивающейся системой, эффективность его развития предполагает, с одной стороны, научное понимание и описание целостной системы управления, а с другой – внедрение в практику инновационных подходов в управлении.

        Правильная и разумно организованная деятельность по разработке и последующей реализации образовательной программы позволит администрации и педагогическому коллективу школы:

1. переосмыслить специфику и предназначение своей школы, более чётко сформулировать её концепцию;

2. определить и  обосновать  содержание образования в своей школе;

3. создать основу для формирования учебных планов школы на достаточно продолжительное время;

4. разрабатывать учебные планы как механизм реализации образовательной программы;

5.   мотивированно выбирать содержание школьного компонента образования, обеспечивая принцип преемственности;

6.   обосновать особенности организации образовательного процесса;

7. выбрать адекватные формы контроля реализации образовательных целей школы со стороны администрации;

8. более успешно проходить процедуры аттестации и государственной аккредитации;

9. "оградить" обучающихся от необоснованной сменяемости учебников и методических пособий;

10.  обосновать набор дополнительных платных образовательных услуг.

      В условиях возрастающей конкуренции коллектив педагогов должен уметь отстаивать и завоёвывать новые позиции на рынке образовательных услуг, постоянно повышать качество образования, создавать привлекательный образ настоящего и будущего своей школы. Неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения, способом реализации его стратегических задач стал образовательный маркетинг.   Лидирующие позиции достигаются многими способами: эффективностью педагогической деятельности, созданием современных образовательных систем, ориентированных не только на выполнение государственного заказа, но и на удовлетворение потребностей обучающихся, их родителей и учителей.  И очень важное значение приобретает работа по созданию образовательной программы школы с учётом перехода начальной ступени на новые ФГОС.

       Грамотно составленный документ поможет школе обеспечить выполнение главной задачи современной школы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа": «… раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» и  достижение результата образования: не только получение знаний по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

        

  1. Список использованной литературы

  1. Гришина И.В., Конасова Н.Ю., Курцева Е.Г. Процедуры оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя. - СПб.: КАРО, 2007
  2. Дик Н.Ф., Иванова Н.Б.  Настольная книга руководителя образовательного учреждения. - Ростов н/Д: Феникс, 2004
  3. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. - М.: Образовательный центр Педагогический поиск, 2000
  4. Литвиненко Э.В., Сергеева М.А., Нечаев М.П. Экспертное оценивание в лицензировании и аттестации образовательных учреждений и управленческих кадров. - М.: 5 за знания, 2008 – (Методическая библиотека)
  5. Муниципальное образование: инновации и эксперимент [Электронный ресурс] журнал № 3 (2010) Раздел: От теории к практике реализации ФГОС второго поколения, с 10-19, http://in – exp.ru  Изд. дома Инновации и эксперимент в образовании
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011
  7. Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: методическая работа в школе. М.: Глобус, 2007
  8. Материалы сайтов http://www.standart.edu.ru

                                         http://college.ru/pedagogam

                                         http://mo.mosreg.ru

                                         http://mon.gov.ru


[1] 1 Цитата приведена по книге Э.В. Литвиненко, М.А. Сергеевой, М.П. Нечаева «Экспертное   оценивание в    лицензировании и аттестации образовательных учреждений и управленческих кадров» М.: 5 за знания, 2008 (Методическая библиотека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"

Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Образовательная программа школы на 2011-2015 гг

  Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа», характеризует специфику содержания образовани...

Образовательная программа школы

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения , характеризует специфику содержания образования и особенности о...

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Школа предпринимательства и СМИ"

Новизна программы.Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения...