Здоровьесбережение в образовании.
статья по теме
В статье раскрыты:
Основные факторы риска нарушения здоровья в образовательном процессе
Приёмы здоровьесбережения обучающихся в условиях образовательного процесса.
Факторы риска труда учителя и пути профилактики нарушения здоровья, мероприятия по здоровьесбережению и формированию мотивации здорового образа жизни.
Профилактические меры по предупреждению травматизма в образовательном учреждении.
Основные нововведения в СанПиН 2.4.2.2821-10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_v_obrazovanii.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение в образовании.
- Основные факторы риска нарушения здоровья в образовательном процессе:
- большой объем образовательной нагрузки
- нерациональные технологии обучения и расписания занятий
- школьное питание
- раннее обучение
- гипотиномический характер обучения
- нерациональное чередование учебы и отдыха
- отсутствие/низкая мотивация школьников
- нездоровье педагога
- авторитарный стиль общения
- Приёмы здоровьесбережения обучающихся в условиях образовательного процесса.
- Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
- Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья
- Реализация дополнительных образовательных программ
- Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:
- Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, учитель должен помочь ему в этом.
- Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
- Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к уроку.
Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это самостоятельный путь учителя к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
- Факторы риска труда учителя и пути профилактики нарушения здоровья, мероприятия по здоровьесбережению и формированию мотивации здорового образа жизни.
Внутренние факторы риска:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (89% опрошенных педагогов, уходя с работы, анализируют прошедший день и строят планы на завтра, 4% все время думают о работе);
- повышенная нагрузка на голосовой аппарат;
- сниженная двигательная активность;
- своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови;
- эмоциональная перенапряженность;
- "творчество по необходимости".
Внешние факторы риска:
- нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся;
- отсутствие возможности рационального питания;
- отсутствие системы доступных рекреационно-оздоровительных мероприятий;
- несоблюдение правил гигиены обучения;
- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
- повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний;
- авторитарный стиль руководства;
- развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив (исследование показало ущербность социально-психологического самочувствия женщин-педагогов, 27% женщин не замужем. Среди тех, чья семейная жизнь не устроена, женщины 31-50 лет, стаж их педагогической деятельности свыше 10 лет).
Способы предупреждения эмоционального выгорания:
- планомерное решение проблем;
- конфронтация;
- дистанцированние (изменение масштабов происходящего в сторону уменьшения);
- самообладание;
- поиск социальной поддержки;
- принятие ответственности за происходящее;
- позитивное переформулирование (поиск положительного в происходящем).
Приемы профилактики неблагоприятных эмоциональных (невротических) состояний
1. Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».
2. Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
3. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
4. Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
5. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
6. Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.
7. Не «копить» в себе отрицательные эмоции
8. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
- Развивать динамичность установок.
Профилактика сосудистых заболеваний:
- Научитесь снимать стрессовые состояния
2. Соблюдайте важнейший принцип рационального питания: ограничение соленой, копченой и консервированной пищи
- Исключите курение.
- Исключите алкоголь.
5. Контролировать свой вес.
2. Не растягивать желудок
4. Не есть в плохом настроении! Жировые клетки в отсутствии серотонина более поглощают питательные вещества и быстрее увеличиваются.
5. Ежедневно необходима рациональная физическая активность: пешеходные прогулки, плавание, ходьба на лыжах и др.
6. Важно знать свое артериальное давление
7. Следить за содержанием холестерина в крови.
8. Следить за содержанием сахара в крови.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
- Основные нововведения в СанПиН 2.4.2.2821-10.
- В новых санитарных правилах четко оговаривается, что ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом.
- Новые санитарные правила определяют требования и к территории образовательного учреждения, где должны быть размещены площадка для игр или стадион и зона отдыха, а также и к самому зданию школы. Так, рекомендуется в проектируемых и реконструируемых школах размещать учебные помещения для школьников 1-х классов не выше 2-го этажа, а для 2-4 классов – не выше 3 этажа. При этом в 1-м классе должно быть не более 25 детей, а для компенсирующего обучения – не более 20 детей.
- Спортивный зал рекомендуется размещать на 1 этаже здания или в отдельно пристроенном здании, при этом должны быть предусмотрены снарядные, раздевальные, душевые и туалеты для мальчиков и девочек.
- Школьная библиотека в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов (гимназиях и лицеях) используется в качестве справочно-информационного центра, оборудованного компьютерами с электронными базами данных, а общеобразовательная школа должна к этому стремиться.
- Кабинеты, коридоры, залы в новых строениях станут просторнее и выше. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях школ высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.
- В целях необходимости естественного освещения и проветривания через фрамуги и форточки не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.
- Санитарные правила четко оговаривают медицинское обеспечение школ. В тех, что уже построены, на первом этаже находятся кабинет врача и процедурная комната, оба помещения - не меньше 14 кв. метров. Исключение - сельские школы, тут допускается обслуживание на сельском медпункте. В в новых проектах будут предусмотрены не только кабинеты врача и процедурная, но и комната для хранения уборочного инвентаря и туалет.
- Все вопросы, касающиеся школьных столовых и организации питания школьников, отражены в санитарных правилах СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
- Санитарные правила рекомендуют размещать начальные классы в отдельном блоке, желательно - с выходом на участок. Занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе, в первую смену, с 40-минутной переменой в середине учебного дня, без оценок и домашних заданий. Для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна, не менее 1 часа, 3-х разового питания и прогулок. Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. При традиционном режиме обучении предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Для ранее построенных общеобразовательных учреждений, которые эксплуатируются в соответствии с проектами, оборудование помещений для сна носит рекомендательный характер.
- Величина максимальной недельной образовательной нагрузки состоит из часов урочной и внеурочной деятельности, она увеличена на 1 час за счет третьего урока физкультуры. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
- Организация профильного обучения в 10-11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.
- С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели.
- В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг, 3-4-х классов – более 2 кг; 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х – более 3,5 кг, 9-11-х – более 4,0 кг.
Санитарные правила направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию и распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы педагогического совета "ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. "
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?Эффект...
Здоровьесбережение школьников в условиях модернизации образования и введения ФГОС.
Сегодня, пожалуй, слово «модернизация» стало одним из самых часто употребляемых, но каждый прекрасно понимает, что в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности нельзя оставаться статичным, а нужн...
Здоровьесбережение как биологическая предметная составляющая в условиях перехода на стандарт второго поколения образования.
статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии в МОУ "СОШ №89"...
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....
Здоровьесбережение в образовании
Какой должна быть школа будущего!...
Доклад по теме »Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы»
В рамках соглашения о сотрудничестве минобразования и минздрава Ростовской области, разработан уникальный пилотный проект, направленный на комплексное решение проблемы сохранения и укрепления зд...
Проблемы здоровьесбережения в образовании
Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в пристальном внимании не только со стороны медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание ...