Тема: «Светоч православно-христианской веры». Урок-экскурсия, посвященный 100-летию со Дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского
план-конспект по теме

Острикова Ирина Викторовна

 

Цель: сообщить сведения о святителе  Иоасафе Белгородском.

 

Задачи:

 

учить детей видеть и понимать красоту в иконах, поэзии, музыке,

 

способствовать приобщению учащихся к духовным ценностям православной культуры; содействовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Светоч православно-христианской веры».

Урок-экскурсия, посвященный

100-летию со Дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского

Учитель: Острикова И. В.

Цель: сообщить сведения о святителе  Иоасафе Белгородском.

Задачи:

учить детей видеть и понимать красоту в иконах, поэзии, музыке,

способствовать приобщению учащихся к духовным ценностям православной культуры; содействовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Оборудование: презентация урока,  музыкальный центр, музыкальные фрагменты православных песнопений, стенд «Святитель Иоасаф».

Ход урока.

 

I.                   Орг. момент.

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. На уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам в прок.

Постарайтесь все понять,

О Иоасафе Белгородском все узнать.

II. Сообщение нового материала.

Учитель. Сегодня мы отмечаем особый праздник – это 100-летие со дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского. Его называют светочем православно-христианской веры. Давайте вспомним его жизнь, чудеса, поговорим о его удивительном даре исцеления, открытом ему Господом Богом. Для этого мы отправимся на экскурсию. А проведут нам ее наши экскурсоводы: Настя, Дима, Саша, Илья, Дима, Федя, Паша.

Экскурсовод Настя.

            Святитель Иоасаф родился в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии 8 сентября 1705 года в день Рождества Пресвятой Богородицы в именитой дворянской семье Горленко. Младенец Иоаким (впоследствии святитель Иоасаф) всегда находился под особым покровительством Пречистой Владычицы. Родители св. Иоасафа были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви. Отец — Андрей Димитриевич Горленко заведовал войсковым знаменем при гетмане Данииле Павловиче Апостоле, на дочери которого Марии Даниловне он и был женат.

            Семейство Горленко в то время отличалось особой религиозностью, нищелюбием и благотворительностью. Молодой отрок Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью. Еще в годы отрочества Иоакима Милосердый Господь возвестил Свою Святую волю о его будущем в чудесном видении, которое было явлено отцу Иоакима Андрею Димитриевичу.

 Однажды вечером он сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию.

Экскурсовод  Дима. На восьмом году жизни Иоаким был отправлен в Киевскую Академию для изучения наук и в особенности словесных. Благочестивый склад полумонашеской жизни в академии и особенно знакомство с иноками-подвижниками Киево-Печерскими — все это способствовало тому, что уже на 11-ом году своей жизни Иоаким Горленко возлюбил монашество. На 16-ом году жизни, ко времени окончания школьного образования, в нем утвердилось намерение быть монахом и на 18-ом году жизни в Иоакиме окончательно созрела и утвердилась мысль об отречении от мира и принятии иночества.

В скором времени Иоаким оставил академию и удалился в Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался монастырскому послушанию — подготовительной ступени к принятию монашества. Здесь Иоаким любил уединяться в горной пещере для молитвы.

Экскурсовод Саша.После 2-х годичного испытания подвижник Иоаким Горленко на 21 году жизни, 27 октября 1725 года, принял рясофор и наречен был в иночестве Илларионом. 21 ноября 1727-го года, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 22-х летний Илларион, принял великое пострижение в мантию с именем Иоасаф. В следующем году, 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен в сан иеродиакона. Спустя год, иеродиакон Иоасаф был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем.

В 1732 г. Киевскую Академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский.  Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха.

Экскурсовод Илья. Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-Братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Архиепископ Рафаил благословляет его (в 1737 году) на службу в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь игуменом обители.

Здесь молодой игумен явил себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным и весьма заботливым управителем Лубенской обителью. Во время управления Мгарским монастырем, как ранее, так и в последующее время, игумен Иоасаф вел строго подвижническую жизнь.

Будущему святителю в то время много пришлось поработать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств, и в 1742 г. игумен отправляется в Санкт - Петербург за сбором пожертвований на храм Божий. Императрица Елизавета Петровныа милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей.

Экскурсовод Дима. 16 августа 1744 года по прямому указанию Императрицы Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита, и через некоторое время он был вызван в Москву, где 29 января 1745 года архимандрит Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

За время служения в Лавре архимандрит Иоасаф много трудился на пользу вверенных ему святых обителей.

Но не долгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на Белгородскую епархию. 2 июня того же 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был посвящен во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение архимандрита Иоасафа было совершено в неделю всех святых, в С.-Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии.  

6 августа 1748 года, в праздник преображения Господня, новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород  утром ко времени Божественной литургии. Несмотря на слабое здоровье свое и изнурение далеким путешествием из С.-Петербурга в Белгород, он совершил в этот день Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе.

Учитель. Так начал свое архипастырское служение великий угодник Божий святитель Иаосаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения.

С целью поднятия образовательного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял пасомых православно-христианской вере и благочестию.

Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням.

Однажды святитель собрал к себе в свой архиерейский дом священников от всех Белгородских и окрестных церквей. Между пастырями был один 130-летний старец-священник, на которого святитель Иоасаф и обратил свое внимание. Старец-священник рассказал, как в бытность священником в селе N в один какой-то праздник совершил раннюю Божественную литургию, опасаясь строгого телесного наказания от своевластного сурового помещика, он отслужил для него и позднюю (вторую) Божественную литургию, несмотря на то, что невидимый голос неизвестно откуда и от кого происходящий, говорил ему: «Остановись, что ты делаешь? Не дерзай, если же дерзнешь, проклят ты будешь». «Я, — говорил святителю Иоасафу священник, — не рассудил и дерзновенно ответил: «Ты будь проклят» и продолжал как следует совершать по чиноположению. Святитель от такого объяснения содрогнулся и сказал: «Что ты сделал? Ты проклял ангела Божия, хранителя того места, оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего».

Ничего не сказал более тогда святитель, а, оставив иерея на несколько дней у себя, приказал отыскать ему походную церковь. Рано утром преосвященный Иоасаф отправился с походною церковью за Белгород, где находилась ранее упраздненная деревянная церковь. Преосвященный повелел иерею-старцу начать  Божественную литургию. Во время совершения литургии святитель стоял в алтаре на правой стороне. По окончании литургии святитель подозвал старца-священника и повелел читать «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко...» все до конца. По прочтении этой молитвы, архипастырь, благословляя старца-священника, сказал: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». Примиренный молитвами святителя с Богом, ангелом, охранявшим святый престол, и своею совестью, старец-священник в полном облачении стал слабеть и, опустившись под престолом, на котором только что принес умилостивительную Жертву, предал дух свой Богу.

Экскурсовод Федя. В 1754 году, когда святитель приехал в село Замостье (ныне город в Харьковской области), в притворе местной церкви он обратил внимание на стоявшую в углу икону Богоматери, около которой были ссыпаны уголь и мусор. Владыка остановился и долго с благоговением смотрел на икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред образом на колени и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не видят бо, что творят»  – звучит духовная музыка.

Святитель Иоасаф перед Песчанской иконой Пресвятой Богородицы.

Этот образ я видел во сне.

Все так явственно происходило…

Голос свыше звучал, и ко мне

Благодати волна исходила.

И однажды в вечерней тиши

На изюмском приходе убогом

Во внезапном смятении души

Я склонился в молитве пред Богом.

И в притворе, в угле и пыли

Я заметил: икона стояла,

Лик Царицы Небес и земли,

И во тьме благодать воссияла.

Миг – и хлынули слезы из глаз.

Я склонил перед Нею колени

В этот скорбный и радостный час

За народ в покаянном молении.

О, не ведают, что здесь творят!

О, Пречистая Мати, прости им!..

…Льются слёзы и звёзды горят

Над просторами Малороссии…

Протоиерей Игорь Кобелев

«В образе сем, — сказал владыка сопровождавшему его благочинному, — преизобилует благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для этого села и всей страны». Святитель вошел в храм и указал место для образа Пресвятой Богородицы позади левого клироса и велел поставить его вместо находившихся там обветшавших икон. С того времени и началось прославление иконы, именуемой по всему югу России «Песчанской». Сооружение храма для нее на Песках и перенесение ее в новый храм, предвиденное святителем, состоялось только в 1826 году.

Экскурсовод Паша. Имея безграничное милосердие и незнающую пределов любовь к ближнему, Святитель Иоасаф особенно отличался делами милосердия и благотворительности бедным и неимущим. Так, пред великими христианскими праздниками, он имел обыкновение посылать преданного себе келейника в жилища бедности, к лицам, известным ему крайней нищетой, с подаянием (денег и одежды).

Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, «чтобы левая рука не знала, что делает правая» (Мф. 6,3). Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению Владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить, от кого они присланы.  Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе «в сиянии» святителя Иоасафа.

Вся жизнь св. Иоасафа его была непрестанным служением Богу, непрестанным хождением пред Ним. Спасительное учение Христа было его родной стихией. Отражением аскетического духа, которым проникнута жизнь святителя Иоасафа, служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Приснопамятный святитель Иоасаф «имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду». Строгий к другим, святитель был еще строже к себе. В домашней жизни он соблюдал строгую простоту и скромность иноческую. Строгость св. Иоасафа была выражением нравственной чистоты и строго аскетического настроения, пронизавшего всю его жизнь.

Учитель. Обладавший молитвенной настроенностью, которая доходила до пределов созерцания, блаженный архипастырь с обильными слезами совершал бескровное жертвоприношение. При бое часов святитель произносил молитву, которую сам составил и которая стала называться молитвой святителя Иоасафа Белгородского.

 

«Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

 

Экскурсовод Артем. Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил.  

Свидание св. Иоасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец святителя, преисполненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу. Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и облобызались почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну.

Учитель. Посетив свое родное гнездо, св. Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св. Иоасаф тяжело заболел и, проведя более двух месяцев на одре болезни, приобщившись святых Тайн покаяния, причащения и соборования, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня.

Ученица. В Грайвороне.

Храм на месте кончины Святителя –

Что свеча под небесным шатром.

Ныне града Надмирного жителя

Град земной вспоминает добром.

И в осенних просторов молчании,

В тишине, обостряющей слух, -

Вышних Сил ощутимо звучанье

И природы молитвенный дух.

Здесь береза и клен, как в обители,

Облачением желтым горят

 

И по-своему в память Святителя

Тихим шелестом службу творят.

Здесь людские сердца очищаются,

Видя бурной эпохи надрыв,

Обновляются и освящаются,

Для Христа двери настежь открыв.

Здесь построенный храм – Домом Божиим

Наречётся – и в этом вся суть, -

Для бредущих мирским бездорожьем

Вечной Жизни и Истины путь.

Учитель. В час блаженной кончины св. Иоасафа, игумен Хотмыжского монастыря Исаия во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение. Будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причем святитель, стоя у окна, указывал ему на восток и на ярко восходившее солнце, сиявшее ослепительным светом, и сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию». 15 декабря после заупокойной литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома тело почившего св. Иоасафа было отправлено в г. Белгород для погребения.  Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.

 

Так жил, так трудился на ниве Христовой, подвизался подвигом добрым и почил в Господе Белгородский святитель Иоасаф, великий светоч православно-христианской веры.

(На фоне духовной музыки ученик читает стихотворение)

 

Моление с поля брани.

В полночной тьме и в утреннюю рань,

И день, и вечер на дорогах «биографий»

Со злом не утихает наша брань,

Святителю Христов Иоасафе.

 

Теперь щит веры нам нужней всего,

В крови, в жаре ожесточённой битвы.

Как знамя нам – свет лика твоего,

Как острый меч – огонь твоей молитвы.

 

Нам дан пример, как в мире этом жил

И вёл ты брань со смертными грехами,

И дивно песнь победную сложил

Сквозь даль веков звучащими стихами…

 

И ныне перед строем нашим стань,

Веди сквозь искушения и беды,

Премудро направляя эту брань

Ко Царству Вечной Славы и Победы!

III. Закрепление материала.

Учитель: Когда вы вернетесь домой, вам, конечно же, захочется рассказать о святителе Иоасафе Белгородском. Кому вы расскажите о нем?

Ученики. Родителям, бабушке, дедушке, братьям и сестрам, друзьям.

Учитель. А чтобы ничего не забыть, давайте составим план вашего будущего рассказа (дети вместе с учителем составляют план рассказа).

План рассказа.

Семейство Горленко.

Учеба в Киевской Академии.

Молодой игумен.

Епископ Белгородский и Обоянский.

Дела милосердия святителя Иоасафа.

Наша память о святителе Иоасафе.

После этого дети составляют свои рассказы по этому плану.

IV. Подведение итогов.

- О каком святом вы сегодня узнали?

- Что вам о нём запомнилось больше всего?

Дома нарисуйте людей, которым помог святитель Иоасаф?

Рефлексия.

Покажите, какие чувства вызвал у вас урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ поэмы святителя Иоасафа Белгородского, чудотворца

Святитель Иоасаф, Белгородский, чудотворец оставил после себя удивительно нужную сегодняшнему человеку поэму "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными". О чем эта поэма, читайте в мое...

Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."

Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, доброд...

Игра "Счастливый случай", посвященная 60-летию образования Белгородской области

«Счастливый случай»(урок-игра) Цель: создание условий для комплексного повторения            краеведческого материала по истории своей малой...

Конспект урока в 10 классе по теме: "Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского".

Вопросы духовности и нравственности в современной дидактике имеют первостепенное значение. выдающийся русский философ В.О.Ключевский писал:"Исследование развития народной духовной жизни - вот в чем со...

Конспект урока в 10 классе по теме: "Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского".

Вопросы духовности и нравственности в современной дидактике имеют первостепенное значение. выдающийся русский философ В.О.Ключевский писал:"Исследование развития народной духовной жизни - вот в чем со...

Святитель Иоасаф Белгородский

В 2016 году православные верующие отметят105-годовщину  со дня канонизации Святителя Белгородского Иоасафа.Святителю Белогорья посвящена  данная презентация...

Мастер - класс "Храм -часовня. Пещерка Святителя Иоасафа"

Мастер - класс "Храм -часовня. Пещерка Святителя Иоасафа". Конспект занятия....