методические рекомендации "Ученическое самоуправление"
методическая разработка по теме

Литвинова Елена Анатольевна

Данные методические рекомендации по организации и внедрению, систем ученического самоуправления в образовательном учреждении, адресованы руководителям учебных заведений, заместителям руководителей по воспитательной работе, педагогам – специалистам дополнительного образования детей, лидерам ученического самоуправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenicheskoe_samoupravlenie_metodichka.docx141.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Ученическое самоуправление

методические рекомендации

Составитель: Литвинова Е.А.

Методические рекомендации «Ученическое самоуправление» – Березовский: МОУДОД «ЦРТДиЮ», 2011. – 48с.

Данные методические рекомендации по организации и внедрению, систем ученического самоуправления в образовательном учреждении, адресованы руководителям учебных заведений, заместителям руководителей по воспитательной работе, педагогам – специалистам дополнительного образования детей, лидерам ученического самоуправления.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества»

Город Берёзовский, пр. Ленина 7 А, тел. 3-15-96

e-mail: centr-pionerov@yandex.ru

Адрес сайта        dom-pionerov.ucoz.ru

Содержание

Введение

  1. Из истории школьного самоуправления
  2. Сущность, назначение и принципы организации ученического самоуправления
  3. Модели и формы органов ученического самоуправления
  4. Механизмы построения системы ученического самоуправления
  5. Пути взаимодействия органов ученического самоуправления с администрацией учебного заведения
  6. Законодательное обеспечение деятельности органов ученического самоуправления
  7. Литература

Приложение

Введение

Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства».

Актуальность ученического самоуправления в структуре общего образования отражена в положениях ст. 35 Закона «Об образовании».

Данная статья провозглашает два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление – и дает право на управление учебным заведением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Таким образом, самоуправление является формой управления образовательным учреждением.

Органы школьного самоуправления, сформированные учащимися, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники учебной жизни получают возможность влиять на политику образовательного учреждения – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает учебную жизнь полноценной и насыщенной.

Данные методические рекомендации по организации и внедрению, систем ученического самоуправления в образовательном учреждении, адресованы руководителям учебных заведений, заместителям руководителей по воспитательной работе, педагогам – специалистам дополнительного образования детей, лидерам ученического самоуправления.

Из истории школьного самоуправления

Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, принципы гуманистической педагогики Витторино да-Фельтре и идеи Томаса Мора и др.

Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей.

Несомненный интерес представляют братские школы на Украине. В уставе Львовской братской школы 1586 г. наряду с правами и обязанностями учителя содержатся требования по организации детей.

Выдвинул демократический принцип единой школы славянский педагог Я.А. Каменский. В своем сочинении “Законы хорошо организованной школы” он сформулировал краткие правила организации школьного режима и управления школой. Элементы самоуправления детей были заложены М.В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. “Регламент московских гимназий”, согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами.

Огромное влияние на общественность оказали труды К. Ушинского по проблемам воспитания и обучения. Подходы К. Ушинского были очень популярны и всерьез поставили педагогов перед необходимостью критической переоценки устоявшейся в России системы воспитания.

Раскрывая свое понимание новой школы, И.И. Горбунов в своей статье “Несколько вступительных слов” (1907 г.) подчеркивал, что главным делом для учителей будет установление взаимного доверия, искреннего равенства между ними и учениками, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования.

Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления с. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей “СЕТЛЕМЕНТ”. В основе воспитательной системы лежала идея “детского царства”, где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными.

Актуально для современной школы звучат слова Н.К. Крупской о том, что школьное самоуправление должно охватить всех школьников и, таким образом, не сводится только к работе одних выборных комиссий. Необходимо чтобы на общих собраниях обсуждались все важные, интересующие школьника вопросы.

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования способствующих развитию школьного самоуправления.

16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению “Основные принципы единой трудовой школы”, в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. “Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь, стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы.”

Деятельность органов самоуправления в общеобразовательной школе России регламентировалась утвержденном ВЦИК РСФСР 30 сентября 1918 г. “Положением о единой трудовой школе, Советом народных комиссаров РСФСР 18 декабря 1923 г., Уставом единой трудовой школы, принятым Наркомпросом РСФСР документами – Положением об организациях учащихся в школах второй ступени (1921 г.), тезисами о самоуправлении (1923 г.).

В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения, учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др., трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

По “Положению о единой трудовой школе” школьный совет являлся ответственным органом школьного самоуправления. Принятие этих документов предоставила простор мыслям великих русских педагогов.

Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну им. Ф.Э. Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами.

Система самоуправления коммуны содержалась в “Конституции страны ФЭД”. В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имело право накладывать на коммунаров взыскание.

В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов. В совет командиров входили так же: начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода.

На общем собрании коммунаров избирались: санитарная комиссия, столовая комиссия, хозяйственная комиссия, клубный совет. Полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии излагались в “конституции”.

На рубеже 20-30-х годов в нашей стране завершилось утверждение административно-командной системы, распространившей свое влияние и на сферу образования. Постановлением ЦК ВКП(б) “О начальной и средней школе” от 25 августа 1931 года наркомпросом союзных республик было предложено обеспечить осуществление единоначалия в управлении школой. Согласно новому Уставу советской политехнической школы (1933 г.). Школьный совет стал совещательным органом. В основе коммунарного движения лежала идея коллективных творческих дел И. Иванова, которая привела к возникновению неформальных коллективов.

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации “Об образовании”, в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления. С 1996 г. образовательные учреждения руководствуются законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”. В соответствии с ними управление образовательными учреждениями  должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам.

В наши дни в процессе  коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение с взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. На протяжении десятилетий в педагогике использовался  опыт  и  идеи  С. Шацкого, А. Макаренко, И. Иванова. Внедрялись на практике производные от стройных моделей самоуправления, разработанных этими педагогами. Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос – какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу.

Сущность и назначение ученического самоуправления

«Жизнь без нашего управления

подобна кораблю без штурвала

или блужданию в огромном лесу

без компаса и карты»

Ф. Карделл (амер. психолог и психотерапевт)

Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. В свою очередь, и у учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление - это система, позволяющая ученикам, принимать участие в управлении учебным заведением.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам учебной жизни от имени своих «избирателей» - учащихся. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Границы власти органов ученического управления определяются уставом образовательного учреждения и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать само учебное заведение.

Подчеркивая вышесказанное, можно выделить следующие особенности или характерные черты ученического самоуправления:

- субъектами ученического самоуправления являются специально создаваемые органы ученического самоуправления, ученические общественные организации;

- объектами ученического самоуправления являются учащиеся и их коллективы;

- механизм ученического самоуправления и вся его система функционируют в сфере управления учебным заведением, при постоянном сочетании интересов и запросов субъектов и объектов ученического самоуправления;

- основой для становления и развития системы ученического самоуправления являются ученические коллективы и активность самих учащихся;

- каждый участник ученического самоуправления становится носителем не только ряда учебно-воспитательных функций, но и функций управления жизнедеятельностью учебного заведения;

- интересы и запросы учащихся, их коллективов оказывают непосредственное влияние на формирование органов ученического самоуправления, определение их полномочий и направлений деятельности;

- для методов деятельности субъектов ученического самоуправления характерны убеждение, воспитание, применение мер моральной и материальной заинтересованности, общественного принуждения.

При организации деятельности органов самоуправления учащихся целесообразно руководствоваться следующими позициями:

1. Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников учебной жизни.

2. Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.

3. Ни один коллектив или объединение в учебном учреждении не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.

4. Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общие собрания, такие как конференции, советы, перед органами представительной власти.

5. В каждом учебном заведении действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.

6. Работники учебного заведения, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным проблемам.

7. Органы ученического самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.

Процесс организации ученического самоуправления должен быть направлен на развитие сознательного, ответственного отношения учащихся к возможностям и перспективам своей учебной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении учебным заведением.

Приоритетные принципы самоуправления

При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

- Принцип гуманизма. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности.

- Принцип демократичности. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения.

- Принцип законности.  Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу учебного заведения и ее локальным нормативным документам;

- Принцип равноправия. Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

- Принцип выборности. Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

- Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных документах учебного заведения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;

- Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

- Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

- Принцип объединения. Орган ученического самоуправления – это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития.

- Принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия.

- Принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии.

- Принцип представительства. Избранные в руководящие органы ученического самоуправления члены органа, выполняя свои функции, действуют от имени, по поручению и в интересах учащихся.

- Принцип самоуправления. Орган ученического самоуправления самостоятельно определяет порядок своего функционирования, за исключением ключевых вопросов жизнедеятельности учащихся, решение по которым принимается совместно с администрацией учебных заведений, а также органами муниципальной власти.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Модели и формы органов ученического самоуправления

Модель — некий заменитель реального объекта или явления, сохраняющий важные для исследователя характеристики, признаки и связи феномена, но более удобный, пригодный для практической работы с ним, в частности с точки зрения числа признаков.

Под «моделью» вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия и конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях.

В широком смысле «модель» — это аналог какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.

Что касается ученического самоуправления:

во-первых, моделирование ученического самоуправления позволяет учесть широкую систему основных факторов и условий, влияющих на ее содержание, уровень развития и структуры;

во-вторых, представить основные компоненты структуры ученического самоуправления как логически однородные и на основании этого провести их сравнение и анализ;

в-третьих, выделить внутри основных уровней и компонентов структуры ученического самоуправления отдельные подсистемы, имеющие самостоятельное значение и содержание;

наконец, дает возможности найти основную единицу анализа ученического самоуправления, составляющую его специфику.

Задача в построении модели школьного ученического самоуправления состоит в том, чтобы создаваемая модель была выполнена таким образом, что все составляющие ее элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного ученического самоуправления

При составлении авторских моделей организации ученического самоуправления желательно использовать следующие

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Раздел I. Требования к качеству разработки модели

Это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования.

Научная  обоснованность:

 - наличие четкой цели создания и функционирования модели;

 - раскрытие цели через конкретные задачи, поставленные перед данной моделью;

- педагогически обоснованное соотношение административной и игровой деятельности в модели самоуправления;

- опора на имеющийся опыт, как собственный, так и других образовательных учреждений подобного типа;

- учет современных педагогических достижений и передового опыта.

Четкость структуры:

- наличие с учетом поставленной цели элементов модели, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования;

- взаимосвязь элементов модели, отсутствие «лишних» звеньев;

- выделение уровней самоуправления (личность, первичный коллектив, ученический коллектив, образовательное учреждение) и описание возможностей на каждом из них для всех участников образовательного процесса;

- взаимодействие с педагогическим и родительским самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса.

Качество нормативно-регламентирующей базы:

- наличие соответствующих положений в уставе общеобразовательного учреждения;

- наличие дополнительных локальных актов, регулирующих самоуправление.

Технологичность модели:

- разнообразие форм деятельности органов ученического самоуправления;

- воспроизводимость модели в условиях данного общеобразовательного учреждения;

- предсказуемость результатов ее функционирования;

- возможность измерить результаты функционирования модели.

Наличие педагогически целесообразной социально полезной деятельности:

- наличие системообразующей деятельности;

- разнообразие деятельности органов самоуправления;

- соответствие содержания деятельности цели и задачам данной модели самоуправления.

Обеспечение функционирования модели:

- наличие методических разработок и материалов для педагогов, координирующих самоуправление;

- наличие методических разработок и материалов для школьного актива;

- наличие подготовленных педагогов (организаторов и вожатых) и системы их подготовки;

- наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения;

- наличие необходимой и достаточной для эффективного функционирования модели материально-технической базы (помещения, оргтехника, канцтовары и т.д.).

Учет условий данного образовательного учреждения:

- учет традиций образовательного учреждения, сложившегося морально-психологического климата в коллективе;

- учет особенностей контингента обучающихся;

- учет типа общеобразовательного учреждения;

- учет воспитательного потенциала педагогического коллектива;

- учет воспитательного потенциала родительской общественности;

- учет социальной ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг образовательного учреждения.

Положительное отношение к данной модели:

- отношение учащихся разных возрастов (младшие школьники, подростки, старшеклассники);

- отношение педагогов различного профиля, отношение родителей различных категорий;

- отношение органов управления образованием разного уровня;

- отношение общественности микрорайона, различных государственных и общественных организаций и структур.

Творческий вклад авторского коллектива:

- особые отличия предложенной модели от подобных моделей ученического самоуправления;

- уникальные признаки, отличающие данную модель от других моделей ученического самоуправления.

Раздел II. Структура модели

Это система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии.

Блок целеполагания:

Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

Позиционный блок:

Общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.

Организационный блок:

Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

Нормативный блок:

Дает перечень и краткую характеристику основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность. Как правило, это устав общеобразовательного учреждения с указанием конкретных положений, регулирующих взаимоотношения администрации и органов самоуправления, Положение о самоуправлении (педагогическом, ученическом, родительском) и т.д.

Содержательный блок:

Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

                Технологический блок:

Раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений. Например, заседание ученического совета школы, выборы и референдум по важнейшим вопросам жизни школы и т.д.

Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей

Это описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

- Соответствие содержания целям и задачам

- Соответствие содержания деятельности и технологий, которые используются в процессе этой деятельности.

- Соответствие нормативной базе

Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели

Это описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью:

Качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива

Стиль педагогического управления

Учет внешних условий

Учет перспектив развития

Постоянное обучение и самообучение актива

Совершенствование нормативной базы

Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели

Это система показателей, которые позволяют судить о степени достижений поставленной цели:

Степень достижения поставленной цели

Накопление детьми социального опыта

Характер внутренних процессов

Взаимодействие с внутренними процессами и социумом

Характер изменений отношения к данной модели

Раздел VI. Перспективы развития модели

Это описание возможных вариантов развития модели с точки зрения достижения поставленных целей и задач.

Эффективное функционирование модели

Прогресс модели

Регресс модели

В случае моделирования школьного ученического самоуправления важно и моделирование структуры рассматриваемого объекта, и моделирование его действия. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, также будет уместно строить модель на основе установления вероятностных событий.

Наглядно представить соотношение видов деятельности позволяет дополнительный прием — графическое описание — визуальное изображение модели, позволяющее представить соотношение двух основных видов деятельности, связанных с организацией самоуправления в образовательном учреждении: а) административная деятельность, с помощью которой администрация образовательного учреждения организует самоуправление (педагогического, ученического, родительского коллективов); б) игровая деятельность, позволяющая включить в самоуправление максимальное число учащихся, учитывая их собственные интересы, и получать максимально возможный воспитательный потенциал от самого процесса самоуправления.

Разрабатывая инновационную модель ученического самоуправления, следует учитывать следующие ее характеристики:

  1. Модель всегда индивидуальна.

Индивидуальна

Исходной позицией создания модели ученического самоуправления должно быть ясное понимание того, что регион или отдельная организация не может вступить на путь инновационного развития по чужой модели.

2. Модель — это объект, которого нет в действительности.

Нет в действительности

Проектная деятельность предполагает бросок вперед, и к тому же существующая модель при переносе в новые условия обязательно будет претерпевать изменения

3. Модель носит прогностичный характер.

Прогноз

Прогнозируют состояние школьного ученического самоуправления, его кадровое и научное обеспечение, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности.

4. Модели носят объяснительный характер.

Объясняет

- Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности с работой ученического самоуправления.

- Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особенностей.

- Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности, осуществляемой в коллективе, и соотнесение этой деятельности с целевыми установками отдельной личности.

5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования.

Средство соорганизации

Проектирование — акт социального действия. Оно немыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать.

6. Модель является инструментом для конструирования будущего.

Возможность конструирования будущего

Модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного — связи между процессом ученического самоуправления и организацией учебного заведения.

Существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:

Административная модель

Административная модель (условное название "Школьный совет") - это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Председатель

Совет младших классов

Конференция

Совет старших классов

Совет средних классов

Сильные стороны: 

Слабые стороны:

1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории РФ

2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

1. Исключение потенциала воспитательных программ (в т.ч. и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении

2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического

 3. Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

Игровая модель

Оракул

Игровая модель (условное название "Ньюландия") - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Мастера своего дела

(исполнительный орган)

Ареопаг

(законосовещательный орган)

Собрание Мирян

Солнечный Мир

1-4 кл.

Мир Юность

9-11 кл.

Мир Надежда

5-8 кл.

Сильные стороны:

Слабые стороны:

1.Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии

2.Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы

1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением

2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса

3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления

Совмещенная административно-игровая модель

Совмещенная административно-игровая модель (условное название "Демократическая республика") - это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Министерства

Дума

Мэрия

Малые города

Средние города

Старшие города

       Президент

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения. Однако изучение массовой практики показывает, что большинство образовательных учреждений имеющих школьное самоуправления используют так называемую модель “Школьный совет”. В данной модели самоуправления основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы - все это административные структуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Модели организации ученического самоуправления разнообразны и не стоит заострять внимание на одной. Обязательно следует исходить из потребностей и возможностей учебного заведения.

Механизмы построения системы ученического самоуправления

 Любое дело, которое задумано, зависит от возможностей или условий его претворения. Самоуправление тоже надо взрастить и начать строить там, где есть предпосылки совместной деятельности, которую нужно организовать. Условиями для развития  ученического самоуправления, являются следующие моменты:

-администрация выражает готовность поддержать новое дело, расширить и закрепить права детей, учителей и родителей;

-педагогический коллектив поддерживает идею;

-учащиеся неоднократно выражают готовность реорганизации учебной жизни, предлагают проекты, участвуют в коллективной творческой деятельности

Также стоит учитывать определенные ТРЕБОВАНИЯ к формированию системы самоуправления учащихся:

- Требование преемственности с учебной деятельностью, согласно которому самоуправление способствует лучшей реализации учебной и досуговой формам деятельности учащихся.

- Требование комплексного подхода к формированию системы самоуправления, который предполагает находить такие его формы, которые наиболее успешно решают взаимосвязанные задачи воспитательной работы.

- Требование абсолютной добровольности участия учащихся в различных формах самоуправленческой деятельности.

-  Требование разнообразия форм самоуправления, сменности его видов, обеспечивающих сферу творческого, общественно-полезного самовыражения каждого учащегося.

- Требование реализации самоуправления в разнообразных коммуникативных пространствах: организациях, ассоциациях, клубах по интересам, творческих коллективах.

- Требование координации деятельности различных организаций, действующих на принципах самоуправления, с целью обеспечения их творческого сотрудничества.

Если  ученическое самоуправление необходимо и есть для него все условия, следует провести выборы в общешкольный ученический Совет (5-11 кл.), или как вариант можно создать 2 совета: Совет старшеклассников (8-11 кл.) и Малый Совет (5-7 кл.). Это будут исполнительные органы высшего органа ученического самоуправления - конференции или общего собрания представителей классов. На этапе становления работы по самоуправлению Совет составят кандидатуры, предложенные классами (по1-2 от класса).

Позднее можно будет организовать выборную кампанию с обсуждением кандидатур и программ (особенно по выборам Президента). Организовать голосование, освещать предвыборную гонку в СМИ.

Высшим органом ученического самоуправления может являться ученическая конференция или школьное собрание представителей классов. В положении закрепляются полномочия этого высшего органа ученической власти. Обязательно проводится собрание 1-2 раза в году. Учащиеся должны знать в лицо своих лидеров, знакомится с работой учащихся разных классов школы и структурных элементов ученического Совета.

Ученическая конференция может иметь следующие полномочия:

В обязанности ученического Совета могут входить:

- рассматривать и утверждать перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся;

- решать вопросы, связанные с участием учащихся в управлении образовательным учреждением; обсуждать и принимать планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом учреждения;

- формировать органы самоуправления в учебном заведении;

- вырабатывать и формулировать предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; выражать отношение учащихся к проектам учебных документов, планам и программам их осуществления;

- рассматривать и утверждать положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц;

- заслушивать отчеты и информацию, оценивать результаты деятельности органов самоуправления.

Высшим органом ученического самоуправления школы между ученическими конференциями может являться ученический совет, который созывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть.

- координация деятельности всех органов и объединений учащихся школы, планирование и организация внеклассной и внешкольной работы;

- организация самообслуживания учащихся, их дежурства, поддержание дисциплины и порядка в школе;

-   установление шефства;

- подготовка и проведение собрания или конференции учащихся школы;

-   организация выпуска своих газет, радиопередач;

- обсуждение на своих заседаниях и утверждение планов подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивание отчетов о работе своих рабочих органов (комиссий, штабов, редакций и др.) органов самоуправления первичных коллективов и принятие по ним необходимых решений, заслушивание информации и отчетов ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания;

- решение вопросов поощрения и наказания, принятие решений об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

- принятие решений об использовании заработанных ученическим коллективом денег и т.д.

Выбранный состав Совета может делиться на комиссии, штабы или комитеты. Суть не в названии, а в содержании деятельности, которая выбирается соответственно целям воспитательной работы, специфике школы. Можно выделить несколько основных направлений деятельности органов ученического самоуправления:

Представительское направление: участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления.

Разрешение конфликтов: посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (работа школьных служб примирения);

Информационное направление: информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета

Шефское направление: организация шефства старших над младшими

Внешние связи: организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом

Организаторское направление: поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников

Правозащитное направление: защита прав учеников в школе. Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой

Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам. Возможно, ученическое самоуправление в конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Если Совет 5-11 классов, то в штаб входят представители разных классов, не менее чем 3 чел. В Совет также должен входить Президент и его заместитель, которые выбираются на первом заседании, но они не входят в штабы по направлениям работы. В ученический Совет также могут входить представители других объединений школы, Совета музея, клубов.

Заседания Совета обычно проводит председатель или его заместитель. Собирается совет не реже одного раза в месяц и по мере необходимости.

Перечень необходимой документации:

1.Положение о   Совете  ученического самоуправления учебного заведения.

2.Структура органа самоуправления (модель).

3.Возможные направления деятельности и формы работы штабов.

4.План работы Совета на текущий год.

5.Протоколы заседаний совета.

Вся документация по деятельности органа самоуправления ведется секретарем или Президентом. Хранится документация у руководителя Совета самоуправлением.

Следующий этап действий - планирование или «мозговой штурм». Каждый штаб дает свои предложения в план работы учебного заведения. Учитываются предложения классных коллективов и других детских объединений. Всегда нужно оставлять право выбора за детьми, но не забывать учитывать традиции школы. На этапе становления самоуправления возможно выполнение плана, предложенного взрослыми, с учетом предложений детей. В дальнейшем дети сами должны осуществлять планирование своей деятельности. Предложения по планированию от органа самоуправления должны входить в общешкольный план воспитательной работы, который, если в школе есть Совет школы (учителя, ученики, родительский комитет) обсуждается и утверждается на одном из первых заседаний года. Если такого органа, как Совет школы, нет, то его необходимо создать, так как без него соуправление будет неполным.

Для развития самоуправления и его становления наиболее приемлема и эффективна методика коллективных творческих дел (КТД). Для выполнения запланированных мероприятий могут создаваться на разновозрастной основе Советы дела. Советы создаются строго под конкретную задачу для выполнения определенного проекта.

Анализ дела обязательно проводится на заседании ученического самоуправления. Анализ деятельности Совета самоуправления по направлениям - в конце года на ученической конференции или ученическом собрании. На этой конференции выступают представители штабов с отчетом о своей деятельности или президент со сводным отчетом. Оценивается деятельность Совета по итогам года. Обязательно выражаются благодарности за работу лучшим группам классам, объединениям, ученикам,   кураторам.

Работа ученического Совета должна отражаться в СМИ образовательного учреждения. Возможно создание уголка «Вести Совета». Можно писать о своих успехах и трудностях в газеты, искать единомышленников в учебных заведениях своего города.

В различных учреждениях по–разному называется орган детского самоуправления «Школьный Парламент», «Дума», «Президентский совет», «Ребячье вече», «Советы учащихся», «Советы старшеклассников». Здесь суть не в названии, а в эффективности деятельности на благо учебного заведения, микрорайона. У каждого образовательного учреждения свой путь развития, своя специфика обучения, свой социум. Также и у детского самоуправления будет свой путь развития. Нельзя слепо копировать чье-то Положение о совете старшеклассников, чью – то модель школьной республики, а надо изучать, брать и внедрять лучшее.

В трудной, но увлекательной работе с детьми, особенно со старшеклассниками, появляются свои находки, открытия, успехи. Общее, конечно, у всех органов самоуправления должно быть одно: социализация детей, которая предполагает развитие самостоятельности, принятие и реализацию управленческих решений, развитие лидерских качеств, наличие групповых целей деятельности.

Пути взаимодействия органов ученического самоуправления с администрацией учебного заведения

Взаимоотношения органов ученического самоуправления с администрацией учебного заведения должны регулироваться Договором (Соглашением) о партнерстве.

Договор о партнерстве

                Ученическое самоуправление

Администрация

Органы ученического самоуправления должны взаимодействовать с администрацией на основе принципов автономии и сотрудничества.

Представители администрации образовательного учреждения могут присутствовать на заседаниях органов ученического самоуправления, как и представители органов ученического самоуправления на совещаниях администрации.

Рекомендации органов ученического самоуправления должны рассматриваться соответствующими органами управления учебным заведением.

Решения по вопросам жизнедеятельности учащихся представителями администрации образовательного учреждения должны приниматься с учетом мнения органов ученического самоуправления.

Орган ученического самоуправления, взаимодействуя с органами управления образовательным учреждением, могут:

- проводить работу, направленную на повышение сознательности учащихся и их требовательности к уровню получаемых знаний и навыков, воспитание патриотического отношения к Отечеству, истории и лучшим традициям, чувства сопричастности к современным процессам, происходящим в городе и в ученической среде.

- вырабатывать и реализовывать совместно с Администрацией предложения по повышению качества учебного процесса, решать вопросы, персонально затрагивающие интересы учащихся, в том числе  вопросы питания, здравоохранения, культуры, спорта, финансов, выделяемых на организацию деятельности органов ученического самоуправления.

При наличии нескольких форм ученического самоуправления в образовательном учреждении, статус и разграничение полномочий органов ученического самоуправления может определяться договором (соглашением).

Администрация учебного заведения вправе ставить на рассмотрение органов ученического самоуправления соответствующих уровней решение отдельных вопросов учебной жизни, если это не противоречит установленному порядку управления. Решения органов ученического самоуправления по указанным вопросам имеют рекомендательный характер.

Законодательное обеспечение деятельности органов ученического самоуправления

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

использующее опыт людей на благо общества. 

С. Джонсон (классик англ. литературы)

В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят:

1. Всеобщая декларация прав человека.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Закон РФ «Об образовании».

5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.

Стоит подробно остановиться на каждом из них, специально выделив вопросы школьного самоуправления.

1. Первый международный правовой документ — Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года).

Статья 21, имеет отношение к вопросу самоуправления.

«1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства».

Разумеется, эти положения Всеобщей декларации прав человека приняты в России, и Конституция Российской Федерации гарантирует каждому взрослому человеку эти права. Но готовить детей к реализации этих прав необходимо еще в стенах школы. Поэтому и рассматривается Всеобщая декларация прав человека как принципиальный международный нормативный акт, которым может и должно руководствоваться образовательное учреждение.

2. Следующий нормативный акт — Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Данная Конвенция в большей мере ориентирована именно на соблюдение прав ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации.

 «1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний». (Статья 15).

 «1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам,

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

е) воспитание уважения к окружающей природе». (Статья 29). 

Следовательно, при организации образовательного процесса в российской школе следует обратить серьезное внимание на «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе», а это возможно сделать прежде всего с использованием принципов реального самоуправления в общеобразовательном учреждении, когда ребенок школьного возраста включен в процесс управления общеобразовательным учреждением вместе со взрослыми (педагогами и родителями).

3. Следующий нормативный документ — это «Конституция Российской Федерации».

Статья 32 Конституции прямо указывает на то, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Таким образом, Конституция РФ, являясь Основным Законом страны, провозглашает и конкретизирует основные права и свободы человека на государственном уровне. Для программы ученического самоуправления важнейшим является положение о том, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, то есть распространяются на всех участников образовательного процесса. Но, с другой стороны, нужно хорошо понимать требования статьи 60 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Именно это положение Конституции требует особого педагогического подхода при подготовке подрастающего поколения для исполнения им в полном объеме всех гражданских прав.

4. Федеральный закон «Об образовании», принятый 10.07.1992 г., является основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления.

В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Следует обратить внимание на два основных требования закона. Во-первых, образование в нашей стране должно осуществляться «в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права». Это означает, что любая школа, ее администрация ОБЯЗАНЫ выполнять требования законов России и тех международных нормативных актов, которые ратифицированы (то есть действуют на территории нашей страны). Именно под этим углом зрения рекомендуется прочитывать все излагаемые в данной статье материалы.

Во-вторых, в понятии «образование» на первое место поставлено воспитание, что особенно важно для понимания необходимости соблюдения принципа самоуправления в условиях школы. Именно воспитательный эффект в процессе образования достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс реального самоуправления, разумеется, при четком разграничении полномочий всех участников образовательного процесса.

При внимательном прочтении статей можно  убедиться в том, что и содержание образования требует особых отношений внутри школьного коллектива, включая ученическое самоуправление, так как «обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее самореализации», а также «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», невозможно без практического участия обучающихся в этих видах деятельности.

А статья 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями» специально указывает принципы управления: «2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Наконец, еще одна статья данного закона прямо требует включать учащихся в процесс управления делами школы. Это статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» - «4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

Таким образом, требования Закона Российской Федерации «Об образовании» являются основополагающими для организации самоуправления в общеобразовательном учреждении, поскольку оно должно функционировать на основе именно данного закона. В соответствии с требованиями данного закона необходимо воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека. Закон содержит важнейшие положения, опираясь на которые можно организовать запуск программы самоуправления в конкретной школе:

обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательным учреждением;

допускается существование в учебном заведении собственных локальных актов, учитывающих как специфику самого учреждения, так и изменения, которые происходят в окружающей жизни;

закон содержит основные требования к уставу учебного заведения, включая систему органов самоуправления, распределение их компетенции и т.д. Их игнорирование - нарушение закона.

5. Следующий документ не является законом Российской Федерации. Это уже подзаконный акт, так как он принят не парламентом, а утвержден Правительством Российской Федерации. Это «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года № 919).

Данный правовой акт конкретизирует и дополняет требования Закона Российской Федерации «Об образовании», задавая рамки локальных актов, которые должна принять каждая школа России.

В статье 49 Типового положения говорится о том, что «права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами».

А в статье 50 перечисляются права обучающихся: «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения;

е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».

Таким образом, данный правовой акт требует, чтобы в уставе каждой школы обязательно был пункт, где четко зафиксировано право обучающихся на участие в управлении делами школы в той или иной форме. Эту форму определяет само учреждение. Но она обязательна.

Далее в Типовом положении, в статье 68, прямо указывается: «Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления».

Стоит обратить внимание именно на эти слова: «...строится на принципах единоначалия и самоуправления».

В Типовом положении, в статье 69, определены некоторые конкретные формы самоуправления: «Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».

Данный нормативный акт не дает исчерпывающего списка форм самоуправления. Слова «и другие формы» открывают простор для разработки и использования форм самоуправления, которые максимально соответствуют цели конкретного образовательного учреждения, всей системе органов самоуправления и т.д. Именно это положение открывает простор для авторских поисков и создания авторских моделей самоуправления. Таким образом, действующее законодательство содержит необходимые нормы для проведения подготовительной работы, основная цель которой уточнение, а в случае необходимости и создание соответствующей нормативной базы, которая может и должна регулировать все основные аспекты организации и функционирования самоуправления в общеобразовательном учреждении, включая ученическое самоуправление.

Таким основным нормативным актом для каждой школы является ее собственный устав (см. Приложение)

Анализ действующих уставных документов общеобразовательных учреждений и многих других позволяет сделать вывод о том, что, даже имея детально разработанную законодательную базу, школы, гимназии и лицеи не спешат специально вводить положения, посвященные ученическому самоуправлению.

Существующая правовая база является юридической основой для организации ученического самоуправления. Важнейшими с этой точки зрения являются положения устава общеобразовательного учреждения, предоставляющие совету образовательного учреждения право принимать локальные акты. Таким документом, рекомендованным для принятия советом, может быть «Положение об ученическом совете» и т.п. (см. Приложение)

Принятие подобного документа позволит наполнить реальным содержанием уставное положение о праве обучающихся на участие в управлении учебным заведением, что полностью соответствует требованиям международных и российских нормативных документов, регулирующих вопросы управления в сфере образования.

Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой. Представительный орган ученического самоуправления не нуждается в том, чтобы школа признала его полномочия по защите прав учеников – они уже есть в действующем законодательстве.

Литература

1. Бабенко, Л. Л.  С чего начать в общеобразовательном учреждении создание ученического самоуправления. omc. mosuzedu.ru

2. Бочкарев, В. И.  Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.

3. Бочкарев,В.И. Ученическое самоуправление в школе. www.couo.ru.

4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.

5. Кабуш, В.Т. Самоуправление учащихся: учеб. пособие / В.Т. Кабуш. - 4-е изд.- Мн.: АПО, 2005. – 187с.

6. Коршунова, О.С. Ценностные приоритеты детей и их лидеров / О.С. Коршунова // Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности / Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.- М., 2004.- С.84-101.

7.Курбатов, В.И., Курбатова, О.В. Социальное проектирование: учеб. пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 416 с.

8. Матыцина, И.Г. Мир коммуникативной игры: методические рекомендации для педагогов / И.Г. Матыцина. - 2-е изд., испр. и допол. - Брест: Изд-во БрГИПКиПРРиСО, 2008. - 49 с.

9. Методические рекомендации для специалистов органов по делам молодежи и лидеров студенческого самоуправления/ Рожнов О. А., Соколов А. В., Кондратьев С. Ю., Возжаева Е. И., Резванов А. А., Малкина Н. В., Кротов Д. В., - Ростов-на-Дону, - 2005.

10. Прутченков, А., Новикова, Т. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист №4/2006 г.

11. Прутченков, А., Калиш, И., Солодова, О.  Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. www.ug.ru/archive/221

12. Прутченков, А., Гребенник, И. Помочь самоопределению личности, ее самореализации. Правовые основы организации школьного самоуправления. www.ug.ru/archive/538

13. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб.- метод. пособие / М.И. Рожков. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 160 с.

14. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2002. – 92 с.

15. Селиванова, Н.Л.  Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М., «Педагогическое общество России», 2001 – 284 с.

16. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с.

17. Социокинетика. Лидерство в детском движении: время и ценности / Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.  - М., 2004. - 464 с.

18. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. - М., 1980. - 160 с.

19. Всеобщая декларация прав человека.

20. Конвенция о правах ребенка.

21. Конституция Российской Федерации.

22. Закон РФ «Об образовании».

23. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Создавайте лишь немного законов,

но следите за тем, чтобы они соблюдались.

Д. Локк

1. Устав муниципального общеобразовательного учреждения

(выдержки)

2. Цели, основные задачи и предмет деятельности школы.

2.5. Школа имеет право участвовать в создании и действии ассоциаций, союзов, иных объединений, создаваемых в целях развития и совершенствования образования.

5. Управление школой.

5.3. Формами самоуправления школы являются совет школы, попечительский совет, конференция, педагогический совет и другие формы, разрешенные действующим законодательством РФ в общеобразовательных учреждениях.

5.4. Высшим органом самоуправления школы является конференция обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей), делегаты на которую избираются в соответствии с представительством, определенным советом школы.

Конференция:

 — принимает устав школы, изменения и дополнения к нему;

 — избирает совет школы;

 — создает постоянные или временные комиссии и органы самоуправления по различным направлениям деятельности, утверждает положения о них и определяет их полномочия.

5.5. Основным органом самоуправления школы в период между конференциями является совет школы, который: — утверждает правила внутреннего распорядка, положения о премировании, правила для обучающихся и иные локальные акты.

5.6. Совет школы состоит из представителей педагогических работников, родителей (законных представителей) и учащихся старших классов.

6. Права и обязанности участников образовательного процесса.

6.3. Обучающиеся имеют право:

— на участие в управлении школой через органы самоуправления;

 — на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации.

2. Положение об ученическом совете

1. Общие положения

1.1. Ученический совет является выборным органом ученического самоуправления образовательного учреждения (школы, гимназии, лицея — далее «Школы»).

1.2. Ученический совет функционирует на основании действующего законодательства, устава школы и настоящего положения.

2. Цели и задачи ученического совета

2.1. Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.

2.2. Задачами деятельности ученического совета являются:

2.2.1. Представление интересов учащихся в процессе управления школой.

2.2.2. Поддержка и развитие инициативы учащихся в школьной жизни.

2.2.3. Защита прав учащихся.

3. Функции ученического совета:

3.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

3.2. Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации.

3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.

4. Права ученического совета

Ученический совет имеет право:

4.1. Проводить на территории школы собрания, в том числе и закрытые, и иные мероприятия не реже одного раза в неделю.

4.2. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях.

4.3. Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы.

4.4. Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения.

4.5. Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы.

4.6. Представлять интересы учащихся перед администрацией школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы.

4.7. Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже одного раза в месяц.

4.8. Проводить среди учащихся опросы и референдумы.

4.9. Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся.

4.10. Направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой.

4.11. Организовывать работу общественных приемных ученического совета, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых учащимися проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями.

4.12. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях.

4.13. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета.

4.14. Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе.

4.15. Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения.

4.16. Опротестовывать решения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учета предложений ученического совета.

4.17. Опротестовывать решения администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие уставу школы.

4.18. Создавать печатные органы.

4.19. Участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении от этой должности.

4.20. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений.

4.21. Направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся.

4.22. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией.

4.23. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями.

4.24. Вносить предложения в план воспитательной работы школы.

4.25. Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы.

4.26. Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше.

4.27. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и уставом школы.

5. Порядок формирования и структура ученического совета

5.1. Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год.

5.2. В состав ученического совета учащимися 5-11-х (вариант 8-11-х) классов делегируется по одному представителю от класса.

Примечание. Другие варианты данной статьи. 5.2а. Состав ученического совета формируется учащимися 5-11-х (вариант 8-11-х) классов путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 8-11-х (вариант — 10-11-х) классов.

5.2б. Состав ученического совета избирается школьной ученической конференцией.

5.3. Ученический совет самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава председателя ученического совета.

5.4. В составе ученического совета могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

6.2. Изменения в настоящее положение вносятся советом школы (школьной конференцией и др.) по предложению ученического совета (школьной ученической конференции).

  1. Положение об общешкольной конференции

1. Общие положения.

1.1.В данном «Положении» под термином «Общешкольная конференция» понимается собрание представителей общественных организаций, работников школы, родителей, обучающихся и иных организаций для решения текущих и перспективных вопросов деятельности школы.

1.2.Конференция Школы - орган самоуправления Школы

2. Полномочия ОШК.

2.1. Полномочия, состав участников, порядок образования и деятельности Общешкольной конференции определяются законодательством Российской Федерации об образовании, Уставом образовательного учреждения.

2.2. Конференция Школы:

- принимает положение об Управляющем совете школы;

- принимает решение о представительном составе избираемых членов Управляющего совета;

- заслушивает ежегодный отчет Управляющего совета;

- вправе принять решение о прекращении деятельности действующего состава Управляющего совета и формировании нового состава.

3. Порядок подготовки ОШК.

3.1 Конференция проводится не реже 1 раза в год. Решения принимаются простым большинством голосов от числа делегатов конференции.

3.2.Делегатами на конференцию могут быть избраны представители:

От родителей (законных представителей) - на классных родительских собраниях по 1-2 человека от каждого класса.

От работников школы - на общем собрании трудового коллектива численностью не менее 1/2 от общей численности работников.

От обучающихся - на классных собраниях 7-9 классов до 5 человек от каждого класса. Заседание Конференции правомочно, если на нём присутствует не менее половины членов конференции.

3.3.Все делегаты имеют равные права и обязанности.

4. Порядок проведения ОШК.

4.1.        Общешкольная конференция проводится ежегодно. Порядок созыва и проведения конференции определяется ее Регламентом.

4.2.        Регламент конференции определяет:

— порядок ведения конференции, выборов председателя и секретаря;

—утверждение повестки дня;

—рассмотрение вопросов, внесенных в повестку дня;

- принятие резолюций, контроль за их исполнением.

5. Решение ОШК.

5.1. Резолюция — решение, принятое в результате обсуждения на общешкольной конференции. Принятие решений конференции осуществляется коллегиально, открытым голосованием.

52. Принятым считается решение, получившее большинство голосов от присутствующих на конференции. Решение по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав и локальные акты осуществляется квалифицированным большинством (2/3 от числа избранных делегатов).

5.3.        Решения общешкольной конференции, а также ее поручения, вызовы, запросы и обращения подлежат исполнению администрацией, а также структурами, созданными и функционирующими в учебном учреждении.

5.4.        Решение общешкольной конференции может быть пересмотрено только общешкольной конференцией.

5.5.        В решении конференции, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса, должны содержаться следующие сведения:

—наименование документа, дата и место его принятия;

—о количестве лиц, принявших участие в голосовании по решению;

—необходимые данные об инициаторе обращения (если таковой имеется);

—формулировка рассматриваемого вопроса, основания для его рассмотрения;

—доводы в пользу принятого конференцией решения, а при необходимости также доводы в обоснование не принятия решения;

—формулировка решения;

—указание на порядок, сроки и особенности вступления решения конференции в силу.

5.6.        Решение подписывается председательствующим и секретарем конференции.

5.7.        Контроль за исполнением решения конференции осуществляется Управляющим Советом школы, о чем делается соответствующая запись.

5.8.        В случае непринятия решения по обсуждаемому вопросу право на повторное его внесение в повестку дня может быть осуществлено на следующей очередной общешкольной конференции. По данным вопросам могут быть использованы предварительные согласительные процедуры.

6. Обязанности председателя и секретаря ОШК.

6.1.        Проводит конференцию избранный большинством голосов председатель, который вносит на рассмотрение делегатов вопросы, подлежащие рассмотрению в соответствии с предложенной повесткой дня, а также осуществляет и другие полномочия в соответствии         с         данным «Положением» и Уставом образовательного учреждения.

6.2.        Секретарь конференции избирается большинством голосов от присутствующих.

Организационно обеспечивает проведение конференции, ведет протокол.

7. Заключительные положения.

7.1. Данное «Положение» вступает в силу после утверждения на общешкольной конференции.

  1. Положение о Совете МОУ «СОШ»

I. Общие положения

  1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.35, п.2), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п.69).
  2. Совет МОУ «СОШ» орган самоуправления школой, состоящий из трех представительств: представительство учителей, представительство родителей (законных представителей), представительство учеников, осуществляющий в соответствии с Уставом общее руководство школой.
  3. Цель деятельности Совета МОУ «СОШ» – руководство функционированием и развитием школы в соответствии со стратегическими документами – Программой развития, целевыми программами и планами развития отдельных направлений.
  4. Руководство деятельностью Совета МОУ «СОШ» осуществляет избранный на заседании председатель.
  5. Представители, избранные в Совет МОУ «СОШ», выполняют свои обязанности на общественных началах.
  6. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Советом МОУ «СОШ» и утверждаются на его заседании.

II. Задачи Совета МОУ «СОШ»

  1. определение перспективных направлений функционирования и развития МОУ «СОШ» (совместно с Педагогическим советом);
  2. привлечение общественности к решению вопросов развития школы;
  3. создание оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса в МОУ «СОШ»;
  4. защита законных прав учащихся, работников МОУ «СОШ» в пределах своей компетенции;
  5. решение вопросов, связанных с дальнейшим пребыванием учащихся в школе, в случаях нарушения Устава МОУ «СОШ»;
  6. решение конфликтных вопросов с участниками образовательного процесса в пределах своей компетенции.

III. Организация деятельности

  1. Совет МОУ «СОШ» избирается на три года. Представители с правом решающего голоса избираются в Совет МОУ «СОШ» открытым голосованием на собрании обучающихся II и III ступеней, родительском собрании, Педагогическом совете по равной квоте три человека от каждой из перечисленных категорий.
  2. Председатель Совета МОУ «СОШ» проводит его заседания и подписывает решения.
  3. Организация деятельности Совета МОУ «СОШ» осуществляется по принятому на учебный год плану.
  4. Совет МОУ «СОШ» собирается председателем по мере надобности, но не реже двух раз в год. Внеочередные заседания Совета МОУ «СОШ» проводятся по требованию одной трети его состава, собрания обучающихся II и III ступеней, родительского собрания, Педагогического совета, директора МОУ.
  5. Решение Совета МОУ «СОШ» является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава Совета МОУ «СОШ» и если за него проголосовало не менее двух третей присутствовавших, среди которых были равным образом представлены все три категории членов Совета МОУ «СОШ».
  6. Процедура голосования определяется Советом МОУ «СОШ».
  7. Решения Совета МОУ «СОШ» доводятся до всех участников образовательного процесса не позднее, чем в течение трех дней после прошедшего заседания.

IV. Компетенция Совета МОУ «СОШ»

  1. утверждение плана развития МОУ «СОШ»;
  2. утверждение разработанных программ развития перспективных направлений деятельности МОУ «СОШ»;
  3. принятие решения об исключении обучающегося из МОУ «СОШ»;
  4. направление ходатайств, писем в различные административные органы, общественные организации, учебные заведения, предприятия и организации различных форм собственности по вопросам перспективного развития;
  5. образование экзаменационной комиссии в случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой;
  6. проведение собеседования с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам выполнения ими своих обязанностей в соответствии с действующим законодательством, Уставом и локальными актами МОУ «СОШ»;
  7. издание локальных актов в соответствии с Уставом.

V. Документация и отчетность Совета МОУ «СОШ»

  1. Основными документами для организации деятельности Совета МОУ «СОШ» являются:
  1. Отраслевые нормативно-правовые документы.
  2. Устав и локальные акты МОУ «СОШ».
  3. Программа развития МОУ «СОШ».
  4. План работы Совета МОУ «СОШ» на учебный год.
  5. Протоколы заседаний Совета МОУ «СОШ».
  1. Председатель Совета МОУ «СОШ» в начале нового учебного года отчитывается по результатам деятельности Совета МОУ «СОШ» за прошедший учебный год перед собранием педагогических работников, учащихся, их родителей (лиц, их заменяющих)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка педагогического совета учителей и учителей-дублёров на Дне самоуправления

Сценарий педагогического совета учителей и учителей-дублеров на День самоуправления (11 класс)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реал...

Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии

1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...

Методическая разработка урока обж ко дню самоуправления

Разработка урока в 6-м классе, проводимого учениками 8-го класса в "День самоуправления"....

Методическая разработка "Новые подходы к развитию ученического самоуправления"

Решающая роль должна принадлежать взрослым,   в одном: в систематической и последовател...

методические рекомендации по проведению "Дня самоуправления"

В данной статье представлены методические рекомендации по проведению Дня самоуправления школьников, которые не некоторое время займут место учителей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Методическая разработка посвящена вопросам диагностического сопровождения процессов организации и развития ученического самоуправления в образовательном учреждении, а также его эффективности как средс...