Перспективы развития профессионального образования в современных социально-экономических условиях.
материал на тему

Перспективы развития образования: преемственность профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivy.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Александровна Ефимова

 к.и.н., преподаватель истории

 и иностранного языка

первой квалификационной категории

Прфессионального училища №2

г.Ковров

 

Перспективы развития профессионального образования в современных социально-экономических условиях.

Система профессионального образования в России стала формироваться со времен  Петра I. [4, с.8] Появившиеся училища призваны были отвечать требованиям времени. В настоящее время профессиональное образование ставит перед собой широкие образовательные и воспитательные задачи. «Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.» [9, с.6]  Задача увеличения к 2020 году числа квалифицированных работников «с тем, чтоб оно составило не менее трети от числа квалифицированных работников» поставлена Президентом РФ  В.В. Путиным [8, с.3]. Целью учреждений профессионального образования является решение проблемы нехватки квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей промышленности и сельского хозяйства.

В условиях реформы образования перспективы развития профессионального образования вызывают большой научный интерес.  Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование XXI век: стратегии и перспективы развития, международное сотрудничество», проведенная в марте 2012г. в Томске  опубликовала резолюцию. В ней, в частности, констатируется наблюдающийся в Российской Федерации отход от системы непрерывного образования. Это явление, по мнению участников конференции, носит негативный характер. Непрерывное профессиональное образование должно быть двухуровневым довузовским (начальное и среднее), трехуровневым высшим (бакалавриат, специалитет, магистратура). Целесообразно организовать предпрофессиональное образование в школах, ввести производственную практику на базе предприятий и школьных мастерских. Во Владимирской области разработкой идей преемственности профессионального образования и предпрофессионального образования школьников занимался в 1980-е годы А.В.Гаврилов [5, с.4]. Отмечается, что предложенное Минобразования и науки сокращение сроков начального и среднего профобразования приведет к снижению качества образования и подготовки рабочих кадров. [6, с.31].

О необходимости непрерывности образования говорят и другие авторы: Беляева А.П., Леднев В.С., Новиков А.М. [1 с.18, 2 с.168, 3 с.243]. С 1970-х формируется концепция «непрерывного образования». Она была выдвинута еще в 1920-е годы и была принята на вооружение многими государствами. Развитие непрерывного образования в Российской Федерации необходимо из-за постоянно обновляющихся социальных требований к профессиональным качествам работников, необходимости учета личностных интересов. Идея концепции – образование осуществляется на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование – система – организация образования от дошкольной ступени до послевузовского повышения квалификации. Образовательные учреждения должны стать многофункциональны, многопрофильны, многоступенчаты. Старший научный сотрудник Центра управления образованием Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук Читаева Ю.А. в статье «Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее» так видит перспективы непрерывного образования: профессиональная школа будет готовить специалистов по управлению и по технологии. Система образования преемственна, гибка, динамична, прогностична, т.е. имеет место интеграция образования. Интегративным будет и содержания образования. Преобладает компетентностный подход,  потому что его цель – обеспечение качества образования, а результат – способность индивида действовать в проблемных ситуациях[10, с.45].

В настоящее время экономика России все еще сохраняет значительную зависимость от цен на энергоресурсы. Многие эксперты полагают, что Россия больна «голландской болезнью», то есть сильнейшей зависимостью экономики от экспорта одного-двух видов сырья. Существует даже мнение о том, что огромные запасы природных ресурсов мешают модернизировать производство, что превращается в т.н. «проклятие ресурсов».

У российской экономики несколько слабых сторон. Одной из них является неравномерное развитие Москвы и Московской области по сравнению с другими регионами России. Валовой региональный продукт Москвы намного превышает ВРП любого из федеральных округов. Другой проблемой является слишком раздутый государственный аппарат и связанная с ним коррупция. Коррупция является основным фактором, ухудшающим инвестиционный климат страны. В 2010 году количество чиновников в Российской Федерации составило более полутора миллионов человек (на одного чиновника приходится 95 жителей). Международная организация Transparency International, проводившая исследования в сфере коррумпированности государств, отдала России меньше 3 баллов, что по оценке этой организации является очень плохим показателем.

Тем не менее, мы можем говорить о наблюдаемой положительной динамике. В целом за 1999-2008 годы рост валового внутреннего продукта составил 93,8%, промышленности - 79,1%. Российская экономика занимает 6 место в мире по объёму валового внутреннего продукта за 2011 год. По данным на 2007 год, доля экономики России в мировой экономике - 3,2% [7, с.14].

В настоящее время Российская Федерация обладает на наш взгляд достаточным потенциалом для усовершенствования производства. Использование нанотехнологий, новых компьютерных программ должно позволить вывести промышленность и сельское хозяйство на качественно новый уровень. В.В. Путин, говоря о Едином экономическом пространстве, отмечает необходимость синтеза возможностей Российской Федерации и Европейского Союза. Россия, оставаясь сырьевым источником, при наличие ряда факторов, в том числе, квалифицированных рабочих, способных и стремящихся самосовершенствоваться, способна занять достойное место в мировом производстве, развивать инновационную экономику.

Мы считаем, что в ближайшей перспективе профессиональное образование будет развиваться в направлении непрерывности образования, интеграции образования в условиях компетентностного подхода к образованию. Это позволит вывести отечественную экономику на качественно новый уровень, а так же даст возможность каждой личности в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал. Надеемся, что внесенные в «Закон об образовании» изменения будут отвечать поставленным временем требованиям.

Литература

  1. Беляева А.П. Тенденции развития профессионального образования//Непрерывное многоуровневое профессиональное образование/Под ред.Х.Беднарчика Спб.:изд-во ИТЭ, 1997 С.9-18.
  2. Леднев В.С. Непрерывное образование. Структура и содержание.М.,1988. – 171с.
  3. Новиков А.М. Профессиональное образование России (перспективы развития)М.: ИЦПНПОРАО, 1997г. 254с.
  4. Очерки истории профессионально-технического образования в СССС.М.,1981 186 с.).
  5. Протокол заседания педагогического Совета ПУ№2   21.11.1987г.
  6. Профессиональное образование: стратегии и перспективы// Профессиональное образование №5 2012 с.31.
  7. Россия 2020. Основные задачи стратегического развития Российской Федерации // Министерство экономического развития России, март 2008
  8. Указ Президента «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» №597 от 07.05.2012г.
  9. Федеральный Государственный образовательный стандарт 2008г.).
  10. Читаева Ю.А. Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее //Научные исследования в образовании№7 2012 с.42-45.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности управления в условиях закрытой вечерней школы в современных социально-экономических условиях. творческий отчет заместителя директора по учебно-воспитательной работе

В данной работе описан процесс  воспитания и обучения школьников в вечерней школе при исправительной колонии с учётом особенностей контингента обучаемых, поставлены цели и задачи работы образоват...

Интеграция общего и дополнительного образования в новых социально-экономических условиях

В работе отражены теоретические и практические вопросы интеграции основного и дополнительного образования детей,значение и необходимость рассмотрения данной проблемы по созданию единого образова...

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Перспективы развития ГСКОУ школа V вида №26 в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и роль педагога в этом процессе

Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования обеспечения системы шко...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...