Роль регионального компонента в преподавании социально-гуманитарных дисциплин
статья по теме

Каждый человек – своего рода первооткрыватель. И у истока его длинной жизненной дороги – своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой. Предстаёт она человеку в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. И какой она останется в его памяти, во многом зависит от нас, от того, как мы сумеем привить детям любовь к своему родному краю, селу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_regionalnogo_komponenta.rar20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

(Доклад заслушан на заседании РМО учителей истории

и обществознания 26 августа 2011 года)

                                                                     Подготовила учитель истории

                                                 и обществознания

                                                  МОУ «СОШ №14»

                                                         Эсельбекова Гулюмхан

                                                 Менглидурдыевна

                                           

                                               Народ - это дерево, корни которого его история.

                        Не будет корней - не будет дерева,

                                               не будет истории – не будет и самого народа.

                                                                                            Кара Сейтлиев

Каждый человек – своего рода первооткрыватель. И у истока его длинной

жизненной дороги – своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой.

Предстаёт она человеку в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. И какой она останется в его памяти, во многом зависит от нас, от того, как мы сумеем привить детям любовь к своему родному краю, селу.

Изучение регионального компонента  в  средней  школе  строится  на  принципе  10-15%  от  общего  числа  учебных  часов  по  истории  Отечества.  На  этом  этапе  изучение  истории  своего  края  начинается  с  эпохи  великого  переселения  народов  и  заканчивается  нач.  XXI в.  в  соответствии  с  программой  изучения  истории.

На  этом  этапе  работы  можно  выделить  три  уровня  краеведческой  познавательной  деятельности  учащихся:

1) получение  школьниками  готовых  знаний  о  крае  со  слов  учителя;

2) самостоятельное  приобретение  знаний.  Источниками  таких  знаний  могут  быть  учебные  пособия, научно-популярная  и  научная  литература, публикации  в  периодической  печати,  материалы  музеев;

3) изучение  школьниками  истории  родного  края  в  ходе  углубленного  поиска, когда они  фактически  выступают  в  роли  юных исследователей, которые занимаются в архивах, проводят опрос местного населения, работают над различными исследовательскими проектами.

Данные уровни можно соотнести с основными ступенями школьного образования:

- начальная школа - первый уровень;

- основная школа – первый и второй уровни;

- средняя школа, старшие классы основной школы – второй и третий уровни.

В реальной школьной практике все уровни, естественно, тесно, органически связаны друг с другом и составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников.

Изучение краеведения соблюдает принцип концентризма: обучающиеся изучают историю своей семьи, своего рода, улицы на которой они живут, школы, где учатся, родного села, края, постепенно расширяя круг своих познаний. Использование местного материала способствует формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико-правовой культуры, содействует воспитанию патриотизма и гражданственности, формирует целостный взгляд учащихся на развитие края как части России, развивает навыки исследовательской работы. Получая творческие задания, школьники получают нравственные переживания, становятся активными творцами урока. Процесс изучения истории родного края становится интересным, увлекательным, развивает навыки самообразования.

Для обучающихся среднего возраста важно «прочувствовать» изученный материал, для этого использую элементы творчества в виде рисунка, кроссворда, ребуса.

Учащиеся 9–11 классов имеют определѐнные навыки самостоятельной и исследовательской работы, поэтому я привлекаю их к подготовке исследовательских работ. И учащимися проводится большая поисковая работа в этом направлении. Ребята пишут рефераты, исследовательские работы, выступают с ними на уроках, на всевозможных конкурсах и олимпиадах.

Изучение истории России неразрывно связано с историей края. Поэтому на уроках я широко использую краеведческий материал. И здесь очень большое поле деятельности для самих ребят. Обычно я ставлю перед ними проблему, а задача учащихся – найти ответ на нее.

Когда говорим о русско-японской войне, обязательно  даю опережающее задание: подготовить сообщение об эсминце «Трухменец Ставропольский», который был построен на личные деньги ставропольских туркмен и участвовал в ходе русско-японской войны. По данной теме Шабанов Мухамед написал исследовательскую работу и защищал ее на краевом этапе  туристско-краеведческого движения «Отечество».

В ходе изучения темы «Революция и гражданская война в России. Ставропольский край в годы  революции и гражданской войны» применяю краеведческий материал из газет, книг, учебных пособий. (История СК в истории России. А.Ю. Кругов).  Дети готовят сообщения о наших земляках, участниках гражданской войны.  

          Советская Россия, СССР в 1920 – 1930 гг. Ставропольский край в годы коллективизации. Рассказываю о развитии народного хозяйства в эти годы, о трудностях, с которыми столкнулся Ставропольский край, о коллективизации (на основе материалов о создании первого колхоза «Кызыл эскер»). Когда говорим о строительстве нашего аула, показываю фотографии, где запечатлены моменты  первых построений в ауле.

 Волны репрессий накатывали на нашу страну с завидным постоянством в 20- 30 годы. Рассказываю о репрессиях и обязательно говорю, как они проходили в нашем ауле. Неоценимую помощь в раскрытии этой темы оказывают документальные материалы из школьного историко-этнографического музея, где есть воспоминания наших земляков, газетные статьи, документы репрессированных.

В ходе изучения темы «Великая Отечественная война» уделяю большое значение региональному компоненту. Учащиеся ведут большую поисковую работу по различным темам, таким как «Труженики тыла в годы войны», «Мои односельчане в годы войны», «Моя семья в годы войны», «Партизанское движение в Благодарненском районе» и т.д. И, как правило, 1-2 урока по этой теме провожу с использованием местного материала, обязательно в школьном музее, где очень много документов по данной тематике.

Уже нет в живых ни одного фронтовика, все меньше остается тружеников тыла, но на уроках обязательно вспоминаем тех земляков, кто ушел из жизни, или еще жив, но в силу своего возраста уже не все может вспомнить и прийти на встречу. Такие уроки дают возможность учащимся близко соприкоснуться с историей своей семьи, своих близких. Они обогащают их знаниями родного края, раскрывают связи края, аула с Родиной, помогают увидеть, почувствовать неразрывную связь истории аула с историей и жизнью нашей страны. Кроме того, защищая свои проекты, они оттачивают свою речь, вырабатывают умение доказательно отстаивать свои мысли, грамотно оформлять работы, методически верно заниматься исследовательской работой. А это способствует повышению качества  написания творческих работ. Учителю важно научить школьника верно работать над проектом. Так ученица 9 класса Минаева Гульнара создала научно-исследовательскую работу «У войны не детское лицо», которая стала призёром краевого этапа туристско-краеведческого движения «Отечество - 2010», дипломантом учебно-исследовательской конференции  «Благодарненские чтения (2011г), получила сертификат участника краевой конференции МАН. Ее работа посвящена  детям войны, которым пришлось испытать все тяжести войны.  

Домашние задания на уроках даются исследовательского характера: написать эссе на заданную тему («Самое знаменательное событие ХХ века, повлиявшее на историю моей семьи», «История страны – история семьи»), провести мини социологический опрос («Игры и игрушки трех поколений»), подготовить сообщение («Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «История музейного экспоната», «Имена в нашей семье»), написать сочинение («Награды в нашем доме», «Школа во времена моих родителей, или кто такие пионеры», «Кем я могу гордиться в нашей семье»). Считаю, что подобные творческие работы имеют большое образовательное и воспитательное значение. Обучающиеся выполняют их с огромным увлечением и чувством ответственности, которое порождается сознанием важности порученного им дела.

Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного народа, края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Обучающиеся занимаются сбором материала об истории переселения туркмен, о жилищах и основных занятиях туркмен, об истории аула и его улиц, школы, колхоза, фотографий, рассказов очевидцев, писем. Эта работа помогает учащимся в познании современности, в установлении связи с изучаемым на уроке материалом.

Для десятиклассников мной разработана авторская программа «Культура туркмен Ставропольского края». На занятиях курса я знакомлю учащихся с материальной и духовной культурой ставропольских туркмен.

Особое место в изучении истории родного края, аула занимает работа школьного музея. Школьный историко-этнографический музей расширяет и углубляет знания учащихся. Здесь собран богатый материал об истории аула, школы, о жителях аула, учителях, выпускниках школы. Музей имеет около 1000 экспонатов, большое количество экспозиций.

Изучая историю аула по экспонатам музея обучающиеся знакомятся с интересными людьми: участниками Великой Отечественной войны, локальных войн, тружениками тыла, ликвидаторами Чернобыльской аварии, слышат «живые голоса истории» со старых грампластинок, магнитофонных лент, держат в руках документы эпохи: старые газеты, фотографии, письма с фронта, таким образом, как бы «прикасаются» к истории.

На основе материалов школьного, краевого  музеев, рассказов старожилов, ученик нашей школы Эсельбеков Азамат  написал  исследовательскую работу «Юрта - жилище кочевых туркмен».   Он стал лауреатом всероссийской конференции МАН «Наука – шаг в будущее», Оразалиева Заира стала призером этой же конференции с работой «Национальная одежда туркмен Ставропольского края».

Определенная работа с учащимися ведется по составлению родословной. Цель этой работы состоит в том, чтобы ребята узнали корни своей семьи, судьбу своих предков. Они начинают составлять свою родословную, двигаясь от простого к сложному. Они не просто схематично составляют родословную, но и пишут историю каждого члена своей семьи.

При подготовке темы, связанной с вопросами краеведения, необходимо помнить слова туркменского поэта Кара Сейтлиева: «Народ-это дерево, корни которого его история. Не будет корней - не будет дерева, не будет истории – не будет и самого народа».  Изучая свою семью, свой край, историю своей «малой» родины школьник зажигает свою путеводную звезду, ведущую его к познанию истории.

Как учитель истории, я вижу свою главную задачу в том, чтобы на уроках и во внеклассных мероприятиях формировать духовную связь молодых людей с предшествующими поколениями нашего народа. Стараюсь прививать детям понимание того, что, несмотря на десятки и сотни лет, разделяющих нас с предками, мы несем исторически общие моральные ценности и не должны им изменять.

Подводя  итог  можно  сделать  вывод: на  сегодняшний  день  краеведение  является  очень  важным  звеном  образовательной  системы.  Мною  сделаны  лишь  первые  шаги  в  развитии  этого  направления.  В  дальнейшем  планируется  продолжать  углубленно изучать историю и культуру своего народа, и историю СК. Планируем  продолжать  сотрудничество  со школьным историко-этнографическим музеем и совместно выпустить сборник материалов о туркменах Ставропольского края.  

Как-то журналисты спросили у А.Солженицына, как бы он обозначил национальную идею России. Ответ был гениальным: «Сохранение народа и его духовности». Хочется, надеяться, что сохранению народа будут способствовать те социальные и демографические программы, которые сейчас осуществляют Президент и Правительство, а вот вопрос духовности нации зависит от нас с вами, от тех, кто ежедневно соприкасается с душами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испотзование регионального компонента в преподавании предмета "Искусство. Музыка" в общеобразовательной школе.

Представлен материал для изучения творчества татарских композиторо на уроках музыки....

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....

Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.

Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий....

Статья на тему "Использование национально-регионального компонента в преподавании татарского языка"

НРК – составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанного на особенностях истории, языка, традиций, обычаев быта того или ...

Региональный компонент в преподавании математики

Методические рекомендации по использованию регионального компонента в математике...

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных ...

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"...