Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"
статья по краеведению на тему

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии.

Ермакова Марина Николаевна, учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

В современном,  быстро развивающемся и меняющемся мире устаревшие нормы образовательного процесса уступили место новым: происходит переход от индивидуальной работы к командной, от лекции и предупреждения ошибок – к совершению максимально большего количества ошибок и постоянному эксперименту, от классического системного мышления – к нелинейному и творческому «потоковому» мышлению и действию.

Цифровые технологии прочно вошли в жизнь всего современного общества – от школьников и студентов до сотрудников компаний и учебных учреждений. Мы живем в крайне интересную эпоху: еще десять-двадцать лет назад нельзя было представить, что на службе работников сферы образования окажется целый арсенал технологий, способных облегчить учебный процесс, сделать его интерактивным и интересным как для ученика, так и для учителя.

Именно сейчас жизненно важно интегрировать современные технологии в процессе обучения, причем как в виде обучающих материалов, так и в виде новых учебных курсов. Обучение креативным технологиям очень часто играет значительную роль при последующем трудоустройстве или выборе профессии, поэтому начинать знакомство с новейшими разработками в этой сфере стоит уже в школе.

Когда я разработала  собственный элективный курс по краеведению «В Мордовии, и только здесь…», я столкнулась с проблемой: какое учебное пособие использовать для проведения данного курса? Вот тогда и родилась мысль о создании собственного учебного пособия. Но создавать учебник самой не интересно. Намного интереснее и полезнее делать это командой. И я нашла такую команду – это мои ученики!

Как же будет выглядеть наше учебное пособие? Книга – слишком просто, электронный файл в формате PDF – скучно… Даже привычные нам презентации в программе Power Point уходят на второй план. Время диктует новые технологии: использование в образовательном процессе популярных программ Adobe Photoshop и Adobe In Design – вот что ожидает нас и наших учеников уже сегодня.

Предлагаю своим ученикам творить – создать собственное, новое, интересное и современное цифровое  учебное пособие по краеведению для одноклассников и других учеников нашей школы.  При  этом  ребята должны ориентироваться на собственные наблюдения, проводить собственные исследования, сочинять и доказывать, открывать и описывать.

Да, несомненно, работа эта сложная, трудоемкая, но, одновременно с этим,  невероятно интересная, командная, творческая, креативная, смелая и необходимая!

На первом этапе необходимо набрать команду единомышленников среди учащихся старших классов, заинтересованных в данной работе.

Определив основные темы, разделы, направление работы, ребята получают свободу творчества – они могут реализовать свои мысли и оригинальные идеи каждый в своей статье. Таким образом, группа из 15-20 учеников создает свое пособие, состоящее из 20-25 статей или параграфов.

Приступать к написанию личной статьи дети начинают не сразу. Сначала они должны изучить свою тему до мелочей, провести необходимые исследования, может быть даже совершить экскурсии для описания того или иного природного или культурного объекта на территории Мордовии.

Помимо текста в создаваемом учебнике обязательно должна присутствовать наглядность!

А что такое наглядность для школьника? Это, конечно же, собственные впечатления от увиденного. Поэтому наш интерактивный учебник предполагает огромную фотогалерею, которая призвана подробно рассказать о Мордовии. Не о той Мордовии, которая пестрит со всех полок  книжных магазинов, а о той родной Мордовии, которую дети видят своими глазами, со своей позиции подрастающей личности.

И какая же география может обойтись без карт. Карты дети тоже создают сами и только по своим личным наблюдениям (не скачивая из Интернета!) – в программе Photoshop. Это будут индивидуальные, авторские географические карты. Пусть они несут немного искаженный характер научных географических знаний – но, поверьте, какой огромный эмоциональный заряд содержится в них!

Заключительный этап работы не менее сложный, чем все предыдущие. Самый волнительный и ответственный момент – объединение частей в единое целое. Здесь мы придерживаемся программы курса и располагаем статьи в той последовательности, в которой они представлены в планировании.

Таким образом, данный цифровой проект – мощное средство  наглядности как для последующего обучения, так и наглядности того, что наши ученики – это творческие личности, которые обязательно найдут себя в современном информационном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися 5 «Б» класса по созданию проекта «Поэтический голос моей малой родины» в рамках реализации национально-регионального компонента

  Материалы представлены учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Мироновой Валентиной Геннадиевной.       Сначала несколько слов о том...

Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.

В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...

Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.

Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1.  Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...

Реализация национально-регионального компонента на музыкальных занятиях

Реализация национально-регионального компонента на музыкальных занятиях - презентация...

Реализация национально-регионального компонента на уроках географии

Реализация национально-регионального компонента на уроках географии...

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....