Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Валентина Александровна Дмитрова

В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 – 8 классах школы 8 вида. Тексты сочинений и изложений составлены с опорой на местный материал, что позволяет воспитывать у детей «местный патриотизм», а также расширять кругозор знаниями о своеобразии растительного и животного мира в родном крае. При отсутствии местной тематики в учебниках по чтению, этот вопрос можно успешно решать на уроках внеклассного чтения, включив Ненецкое устное народное творчество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дмитрова В.А.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

г.Нарьян – Мар, Муниципальное казённое образовательное учреждение Заполярного района для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ненецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Национально-региональный компонент является составной частью школьного образования. Он обладает самоценностью и самозначимостью. Это важно учитывать при введении регионального компонента в учебные программы. Ведь в основной массе люди живут в том регионе, где они родились и выросли.

В свои рабочие программы по русскому языку и чтению я включила национально – региональные материалы, которые позволяют учащимся лучше осознавать себя, свой город, свой посёлок, село, регион, которые являются неотъемлемой частью своей страны, а также способствуют становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой родины».

Академик Д. Ушинский считал, что в качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности»  (местный патриотизм) где они живут, т.е. знание своего непосредственного окружения и умения сопоставлять его с изучаемым материалом.

Знания по краеведению можно вводить в любой предмет. Я расскажу об использовании местного материала в работе по развитию связной письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 – 8 классах.

5 класс – сочинения:  «Осень», «Зима» (сезонные изменения в природе родного края по личным наблюдениям.)

6 класс – сочинение  «Золотая осень», изложение описательного характера «Олень в тундре».

7 класс -  сочинение «В походе», где дети пишут о традиционном проведении в школе Дня здоровья на природе в родной местности. Изложение  «Зимой на севере» с отражением климатических условий в месте проживания. Сочинение «Мой край», в котором в свободном стиле ребята пишут о своих посёлках).

8 класс – сочинение  «Памятник Победы». Сочинению предшествует экскурсия к памятнику, установленному в центре нашего города по улице Победы, а затем ребята описывают в своих работах памятник воинам – северянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В таких сочинениях реализуются не только учебные задачи, но и обеспечивается патриотическое и нравственное воспитании.

Дети учатся:

  • Описывать предметы и объекты (город, село, памятники)
  • Выражать своё отношение по поводу (экскурсии, похода и т.д.)

Какие цели преследуют уроки развития речи на местном материале?

  1. Способствуют расширению кругозора знаниями о своеобразии растительного и животного мира, природных особенностях.
  2. При использовании текстов, отражающих жизнь, природу родного края применяется лексика, обозначающая традиционные предметы быта, природные явления (выделывали шкуры, пастухи ушли кочевать с оленями, тундра весной вся в цвету и т.д.)
  3. Воспитывают уважение к людям, проживающим на территории округа, к их труду.

Во вступительной беседе перед написанием творческих работ вовлекаю в разговор ребят. Особенно хорошо владеют знаниями по данным темам учащиеся, живущие в сельской местности, в тундре. Изучение местной природы, жизни, труда населения округа важно, т.к. многие учащиеся нашей школы остаются жить и работать в своём посёлке. Знание города помогают выпускникам найти соответствующую их возможностям работу.

Региональный компонент использую и на обычных уроках русского языка, например уроки краеведческой направленности по теме «Имена собственные, обозначающие географические названия» (5-7кл.), по теме «Наречие». «Значение наречий в речи» (9 кл.)

Блок уроков по теме «Наречие» построен на материале стихотворных и прозаических произведений ненецкого писателя и поэта Василия Ледкова:

«Смотрю я налево – там волны играют.

  Смотрю я направо – зазубрины скал.

  И парус небесный ветра распирают,

  А ниже дома Варандей раскидал.»

(Задание: - Найдите в этом отрывке наречия).                                

На следующем уроке для коррекции недостатков речевого развития ребятам предлагается составить небольшой рассказ с использованием наречий, которые указывают на последовательность действий по темам на выбор:

  • Как собрать чум.
  • Как поймать оленя.
  • Как разжечь костёр.
  • Как ловить рыбу.

«Вкрапление» регионального компонента использую и при составлении предложений со словарными словами на уроках русского языка, отражающими какие – то события, происходящие в округе, например: словарное  слово – делегат. Ребята составили следующие предложения с этим словом: Делегаты съезда оленеводов выехали из Нарьян-Мара утром. В Москву они приехали в полдень.  (далее ребята выполняют грамматическое задание, т.е находят  и выделяют приставки в словах: выехали, приехали).

Академик Д.С. Лихачёв пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы». У каждого из нас есть «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это наш порог жизни, наша малая родина. Приобщение к духовно – культурным ценностям малой родины, формированию патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.

Учебники по чтению в школе 8 вида, по которым мы работаем, специальные. Тексты рассказов подобраны без опоры на краеведение. Местная тематика отсутствует. Что можно сделать в этом случае? Эти вопросы можно решать на уроках внеклассного чтения. Ненецкое устное народное творчество на уроках внеклассного чтения в нашей школе  изучаем поэтапно:

 5 – 6 класс – Ненецкие сказки (бытовые). Сказки С.Писахова.

7 класс – Ненецкие сказки (о животных).

8 класс – Ненецкий фольклор (загадки, пословицы, поговорки, кроссворды, составленные на основе языка тундры.)

9 класс – Творчество М.Р.Голубковой, северной былинной песенницы.

Можно найти и в наших учебниках рассказы, которые дают материал для знакомства учащихся с особенностями духовной жизни северного народа в разные периоды его существования. Чувством любви к своей малой родине, к русскому Северу напоены рассказы нашего земляка Ф.Абрамова (5класс «Из рассказов Олёны Даниловны».) Урок – путешествие на Чукотку в рассказе Ю.Рытхэу «Пурга». Крупин «В лугах» (летние работы в деревне, сенокос). В.П.Астафьев «Осенние грусти» (труд в деревне).

Старшеклассники знакомятся с творчеством поэта Николая Рубцова. Многие песни на стихи Рубцова входят в репертуар нашего северного хора.  Во многих рассказах знакомлю ребят с «деревенским словарём». Ищем пословицы и поговорки, которые являются своеобразным источником информации о северном крае.

Региональный компонент на уроках чтения осуществляется через: сравнительный анализ лексики (метать сено – стоговать, коврига – каравай, яранга – чум); углублённое понимание известных слов – регионализмов (сени, ставни, прясло, горница и т.д.); уточнение значения слов (бурки – пимы, малица – паница, наст, хорей).

Национально – региональный компонент реализуется и во внеклассной деятельности через проведение литературных недель. Дважды посвящали эти недели творчеству Степана Писахова – патриота северной литературы. Ребята рисовали по сказкам Писахова, писали мини – сочинения «Быль – небылица», показывали своё сценическое мастерство не только по сказкам Писахова, но и инсценировали ненецкие сказки.

Подобное обращение к культуре севера, к местным корням повышает уровень национального самосознания, способствует нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, воспитывает познавательный интерес и любовь к родному краю, помогает укрепить связи с родственниками, проживающими на территории округа. Человек не должен забывать об истоках родной речи, о духовном богатстве своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...

реализация регионального компонента на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной школе)

Региональный компонент на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе...