Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии
методическая разработка по литературе

Колесникова Валентина Ананьевна

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                   671610,  Республика Бурятия, п. Баргузин,  ул. Калинина, д.51 «А»,  тел. 41540, факс  (30131)41540, эл. адрес: barguzinschool@gmail.com

Отчёт по теме самообразовании за 2016-2017 учебный год

                 Использование национально-регионального компонента

                       на уроках русского языка и литературы Бурятии  

            Колесникова В.А., учитель русского языка и литературы

  Проблема приобщения школьников к национальным традициям культуры, литературе народностей, проживающих в регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.  

  Исходя из положений, что Республика Бурятия в течение многих веков являлась той точкой, где столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной, и из того, что, по словам отечественного философа А.С. Панина, «в современных условиях малые города и регионы выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки», разумное включение национально-регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.  

   В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а) формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б) содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе,  приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
в) расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.

Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:

  • во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,
  • во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,
  • в–третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.  

Отобранные мною тексты, и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. Рассмотрим предлагаемые тексты, направленные на формирования языковой компетенции, при изучении некоторых разделов русского языка.

Тема: «Склонение имен существительных»

Национально – региональный компонент: «Эвенкийские сказки»

1.В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любят вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью купцов и богачей. 2.Они чаше всего рассказывают сказки о животных. 3.Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. 4.Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. 5.Для этих сказок характерны конкретность и выразительность.

Задания

  1. Озаглавьте текст
  2. Объясните значение слова «эвенок»
  3. Определите падеж имен существительных.
  4. Все существительные распределите по типам склонений.
  5. Подведите итог, расскажите о типах склонения в русском языке.
  6. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
  7. Из предложения № 4 выпишите глагольные, именные словосочетания.
  8. Какие эвенкийские сказки вы можете назвать, главными героями которых являются животные. Какие человеческие качества и характеры высмеиваются в названной вами сказки?  

Тема: «Текст»

Национально – региональный компонент «Бурятские литературные сказки» (Отрывок из сказки Владимира Митыпова «Мамонтенок Фуф»)

Фуф, как всякий малыш(?) его возр..ста, не мог обойтись без шалостей. И ему самому вовсе (не) казались шалостями. Б..ды в этом, может, и не было бы, но Фуф был у матери один, а потому рос безобразно капризным. Он страшно любил делать то, что запрещала ему мама. А это никогда к добру (не) приводит.

Фуф был наказан, когда хотел пот..нуть за хвост своего дядю – носорога Рума. И он проделал–таки это. Однажды, когда разморенный (полу)денным солнцем Рум др..мал, уткнув голову в кусты, Фуф подкрался и дернул его за хвост. Носорог со сна взр..вел так, что на другом конце рощи шлепнулась с дер..ва росомаха Чива, подстерегавшая идущих на водопад оленей. Олени, увидев Чиву, кинулись назад, по пути переполошили др..мавших в гр..зи свиней, и те, визжа и вопя вздорными г..л..сами, вын..слись в степь. Их увидели антилопы и тоже дернулись с места, внеся сумятицу даже в стадо невозмутимых бизонов.

Вот что наделал один–единственный шалун..

Задания

  1. Какова тема данного отрывка?
  2. Озаглавьте текст
  3. Укажите тип и стиль текста.
  4. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
  5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.
  6. Найдите слово, образованное способом сложения.
  7. Объясните значение слова «шалун». Расскажите свою историю, которая бы помогла понять значение слова «шалун».

Тема: «Прямая речь»

Национально – региональный компонент: «Восточный календарь»

Мышь и верблюд
бурятская сказка

      Поспорили Мышь и Верблюд.
      Я первым увижу солнце сказал Верблюд.
      Нет, я первой увижу солнце ответила Мышь.
      Не спорь со мной рассердился Верблюд. Ты не больше моей ресницы, а я гора.
      Всю ночь Верблюд смотрел на восток, чтобы увидеть первым солнце. А Мышь сидела на горбу у Верблюда и смотрела на Запад. Хитрая Мышь знала: когда настанет рассвет, солнце сначала осветит вершины западных гор.
       Начался рассвет, засверкали западные горы. А Верблюд все смотрит на восток, ждет, когда солнце появится.
       Я первой увидела солнце закричала Мышь. Оглянись!
      Оглянулся Верблюд и видит: горы на западе сияют, озаренные первыми лучами.
      Так маленькая Мышь оказалась умнее большого Верблюда.
      С тех пор первый месяц в году у бурят называется месяцем Мыши.

Задания

  1. Прочитайте сказку по ролям.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания.
  3. Почему Верблюд и Мышь написаны с заглавной буквы.
  4. Какое явление объясняет сказка?
  5. Придумайте свою историю об одном из названий года по восточному календарю.

Тема: «Лексика»

Национально – региональный компонент : «Происхождения названия озера Байкал»

Происхождение названия озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространённые версии происхождения топонима «Байкал»:

•  Бай-Куль ( тюрк. ) — богатое озеро

•  Байгаал-Далай ( монг. ) — богатый огонь

•  Бэй-Хай ( кит. ) — северное море

Первые русские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название «Ламу» (море). Со второй половины XVII века русские переходят на название, принятое у бурят, — «Байгаал» (произносится как «Бэйгхэл»). При этом они лингвистически приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к», в результате чего окончательно сложилось современное название.

Задания

  1. Прочитайте внимательно распространенные версии происхождения топонима «Байкал». Какая версия, на ваш взгляд, отражает современное названия озера. Письменно обоснуйте свой ответ
  2. Текст начинайте так: «На мой взгляд,  версия …..» или «Мне кажется, что….», или «Я считаю, что..». Приведите два – три аргумента в защиту своей версии. Не забудьте сделать вывод.
  3. Какой тип речи вы использовали?  

Тема: «Стили речи»

Национально – региональный компонент : «Легенды о байкальских ветрах» (По материалам книги В.Стародумова "Омулевая бочка")

Омулевая бочка

Над рыбными угодьями, сказать надо, хозяйничали тут ветры-великаны - Култук и Баргузин, попервости – хорошие приятели. А страшилищами были оба - словами не передать! Густые волосы разлохмачены, пеной брызжут почище бесноватых, пойдут гулять по морю - света белого не увидишь! Любили они друг к другу в гости ходить - поиграть, повеселиться. А для забавы была у них одна на двоих игрушка чудесная – бочка омулевая.

Задания

  1. Спишите текст.
  2. Определите стиль речи, укажите речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.
  3. Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи.
  4. Что вы узнали о байкальских ветрах?
  5. Объясните значение слова «попервости».
  6. Почему только «попервости они были хорошие приятели»? А что произошло потом? Напишите свое продолжение истории о двух ветрах – великанах

Тема: «Числительное»

Национально – региональный компонент: «История города Северобайкальск».

История Северобайкальска связана с Байкало-Амурской магистралью. Город был основан как центральная точка для железнодорожного проекта. Было принято решение построить новый город в 20 км юго-западу от Нижнеангарска, что позволило дальнейшее развитие в будущем. Первоначально рассчитывали увеличить население до 14 000 человек. Первые поселенцы из комсомола прибыли в 1974 году и основали трудовой лагерь, который позже стал городом Северобайкальск. Лагерь первоначально был из палаток и железнодорожных вагонов. Лагерь быстро вырос с развитием железных дорог. В 1980 году Северобайкальск получил статус города. В течение этого времени до завершения железной дороги, город был партнёром с Ленинградом (ныне Санкт-Петербург). После завершения Байкало-Амурской магистрали начался упадок города. Население в начале 1980-х было 35 тыс. человек, в 1989 году  — 28,3 тыс., 25,8 тыс. в 2002 году .

Задание

  1. Прочитайте внимательно текст.
  2. Озаглавьте текст, спишите.
  3. Пишите числительные словами.
  4. Что вы узнали об истории родного города?
  5. Согласны ли вы с мнением автора о городе? Свою точку зрения обоснуйте.
  6. Что вы можете сделать в будущем для развития и процветания Северобайкальска?

11 класс. Тема: «Подготовка к ЕГЭ»

Национально – региональный компонент : «История города Северобайкальска» Фрагмент текста из статьи Александра Рохлина, спец. корр. «Гудка» "Вальс на бульдозере"

(1) Северобайкальск строили ленинградцы, и дух Питера присутствует здесь ощутимо остро. (2)На привокзальной площади памятник первостроителям города – молодой человек в робе и каске, но над его головой, словно птица, маленький кораблик с парусами, устремленный на север.(3) И эта точка в архитектурном плане «держит» весь город. (4)Вокзал, по замыслу архитекторов, должен был напоминать революционный крейсер «Аврору». (5)Воплощение оказалось глубже и интереснее. (6)Здание похоже на стремительный белоснежный клипер, пришвартовавшийся вдруг к железной дороге. (7)Впрочем, Байкал всего в трехстах метрах.(8) В здании вокзала всего один этаж, а высоченный потолок похож на парус, взлетающий в небо. (9)Отсюда кажется, что город – морской, подвижный, романтичный и очень легкий. (10)Сходство с Питером подчеркивается, кажется, и намеренно.(11) «Окно в БАМ» тянется за «окном в Европу» даже в самых неожиданных вещах.

(12) Cеверобайкальcк можно обойти вокруг за один чаc. (13)Весь центр – это несколько кварталов, светлые пятиэтажки c худосочными лиственницами во дворах. (14)Питерская линейность и четкость читается всюду.(15) Даже в мелочах. Ленинградский проспект украшают идеально ровные ряды клумб c многолетними цветами. (16) А улица 60-летия Октября вдоль вокзала полыхает краcнолиcтными рябинами, высаженными, кажется, по стрелочке. (17)Рябины – главное украшение городской флоры.(18) Благодаря им город и в дождь не кажется серым и скучным.

(19)У Северобайкальска, выросшего буквально на пустом месте, нет истории (в сравнении с традиционными русскими городами.) (20)Откуда ей взяться за тридцать лет? (21)У человека в этом возрасте есть только воспоминания. (22)Молодость Северобайкальска притягивает к себе. (23)Ты кажешься себе первооткрывателем.

(24)Наверное, таким в XVIII веке был молодой Санкт-Петербург. (25)Новая столица фактически новой страны. (26)Разреженный воздух, открытые пространства, улицы, на которых больше тайги, чем человеческого жилья, загадочное манящее море и дух новизны, заставляющий расти дальше.

Задания

1. Какое высказывание противоречит позиции автора

а) Северобайкальск строили ленинградцы, поэтому во всем ощущается дух Питера

б)У Северобайкальцев нет истории, потому что им нечего вспомнить из прошлого.

в) В городе Северобайкальске ты кажешься себе открывателем, потому что многое еще не изучено и незнакомо.

г) Дух новизны, присутствующий в городе заставляет расти, становиться лучше. .

2 Определите стиль и тип речи текста.

А.публицистический стиль; рассуждение.

Б. Научно – популярный стиль; рассуждение.

В. Художественный стиль; повествование.

Г. Официально- деловой стиль; описание.

3.Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.

4. Из предложения 16 -18 выпишите все производные предлоги

5. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

6. Среди с 1 -8 предложений найдите простое односоставное предложение. Напишите его номер.

7. Найдите в тексте простое двусоставное нераспространенное предложение. Напишите его номер.

8. Найдите во втором абзаце предложения с обособленным определением Напишите их номера.

8. Среди предложений 1 - 4 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

10. Напишите номер тех средств выразительности, которые использованы в тексте (цифры пишите в порядке возрастания)

  • антитеза
  • оксюморон
  • олицетворение
  • парцелляция
  • эпитеты.

11.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.  

Предлагаемые тексты могут вписаться в существующую программу по русскому языку, дополняя и обогащая ее. Основные трудности разработки и внедрения в учебный процесс национально – регионального компонента связаны с его отбором, составлением и адаптацией.

 Формирование культурологической компетенции в процессе освоения русского языка является для нас столь же важной проблемой, как и освоение языка в целом. Работа по данной теме будет продолжена на следующий учебный год.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА  В  ИЗУЧЕНИИ  АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА...

Статья на тему "Использование национально-регионального компонента в преподавании татарского языка"

НРК – составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанного на особенностях истории, языка, традиций, обычаев быта того или ...

Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.

В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...

Использование национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своей ре...

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....