Реализация национально-регионального компонента в обучении и воспитании
статья

Гаврилова Елена Ревмировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_realizatsiya_natsionalno-region.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация национально-регионального компонента в обучении и воспитании

           В законе «Об образовании» существуют два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:

федеральный компонент  - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

национально-региональный компонент – не менее 10%;

           Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. 

           Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. 

          Согласно   Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р)   «в сфере воспитательной и образовательной работы с осужденными предполагается:

         развитие  …  работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;

         поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной … педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики;

          Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, в структуре которого обязательно есть  и национально-региональный компонент. В нашей стране, на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека, очень много возможностей применения знаний к региону. Одна из главных задач, стоящих перед современной школой, - научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, относиться уважительно к национальным корням, так как мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого но и лишению себя будущего.

          А для наших учеников особенно актуален этот вопрос. Для них нужно осмысление прошлого и нужна надежда на будущее.

         Многолетний опыт исправления осужденных подтвердил необходимость выделения из общей массы осужденных лиц в возрасте от 18 до 30 лет и применения к ним наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

        Для молодежи характерны импульсивность, агрессивность, подверженность настроению и ситуации.

         Их мировоззрение крайне противоречиво, что объясняется прежде всего наличием в сознании элементов стихийности, отсутствием социально значимого жизненного опыта.

        На развитие умственных способностей большинства молодых осужденных повлиял их низкий общеобразовательный уровень.

          Перед учителями при исправительных колониях стоит трудная задача. Они занимаются перевоспитанием осужденных, а это всегда сложнее чем воспитание. Думаю, что процесс перевоспитания начинается с пробуждения каких-то нравственных чувств, они будут закладывать фундамент изменений в сознание осужденного. Лишь пробудив у осужденных такие общепринятые нормы поведения людей, как справедливость и честность, добро и зло, можно переходить к нормам нравственности, говорить о какой-то системе ценностей. А ведь  овладение системой ценностей и является важнейшей целью образования.

         Усвоение ценностей субъективно, особенно для наших учащихся, и возможно при условии включения в содержание образования и воспитания регионального материала. Изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы ценностей учащегося.

          Особенностью, оказывающей влияние на изучение родного края, является то, что он в картине мира у осужденных может осознаваться в качестве «дома» – одной из важнейших ценностей человека, а эта ценность часто отсутствует у наших учеников. Образ среды обитания как своего дома определяет и стратегию безопасного поведения, направленную на сохранение защищенного  дома и себя в этом доме.

           Богатейшая природа, уникальный Байкал  и многотысячелетняя история Бурятии предоставляет разнообразные возможности для проведения в разных формах и методах краеведческой  работы.

           Понятие «родной край» междисциплинарно по сути, потому здесь так же необходимы знания по биологии, экологии, географии и по другим предметам в программах которых содержится национально-региональный компонент.

          В 2017г., был выпущен сборник «Вопросы экологического воспитания».  В Год экологии, посвященный 100-летию заповедной системы России, 100-летию Баргузинского заповедника, Году особо охраняемых природных территорий.       В сборнике представлены  практические материалы учителей вечерних школ уголовно-исполнительной системы Республики Бурятия. И в сборнике собраны методические разработки учителей школ УИС РБ по разным предметам, разным формам на основе регионального материала.

           Цель выпуска сборника была показать как на основе  материала о малой родине, о традициях и обычаях своего народа, о красоте Байкала и его экологических бедах, о нетронутых деятельностью человека заповедниках, можно формировать систему ценностей, любовь к родному краю, расширение кругозора.

           Гуманистическая экология как раз и рассчитана на формирование у учащихся мировоззрения нового типа. Принципы  гуманистической экологии ориентируют на раскрытие роли человека во взаимоотношениях с природой, его ответственности за будущее своей малой родины и не только, связаны с любовью к природе. И подача экологического материала, мне кажется, должна быть эмоциональной и на основе гуманистического подхода. Что в общем-то и было реализовано в сборнике «Вопросы экологического воспитания».

            Существуют различные формы организации изучения регионального компонента: программные (урочные и внеурочные) учебные занятия и непрограммные (внеклассные) работы. Ежегодно в нашей школе, располагающейся на территории колонии строгого режима, мы разрабатываем план воспитательной работы по направлениям, в которых  стараемся соблюдать определенную систему.

          В Год экологии, посвященный 100-летию заповедной системы России, 100-летию Баргузинского заповедника, Году особо охраняемых природных территорий был запланирован цикл мероприятий в нашей школе.

         Провела внеклассное мероприятие   «Баргузинский заповедник. 100 лет создания». Выпустила газету «Достопримечательности Баргузинского заповедника». Совместно с учителем географии и биологии Яновской Г.В. провели игру-квест  «По заповедным тропам Баргузинского заповедника». Также Яновской Г.В. была проведена Байкальская олимпиада. К экологической неделе присоединились и другие учителя. Куриганова А.В., учитель информатики, провела внеклассное мероприятие «Зеленые IT», Шойсоронова Е.С., учитель английского языка провела внеклассное мероприятие  «Are you green? THE ENVIRONMENT: SAVING THE PLANET».

          Когда мероприятие волнует человека, заставляет переживать, затрагивает какие-то эмоциональные струны, это запоминается, учащийся задумывается, осмысливает. Приобщая, таким образом, к культурным ценностям родного края, можно воспитать нравственную творческую личность.

          Когда проводишь мероприятия с национально-региональным компонентом, нужно помнить, что большинство учащихся-осужденных местные, это их малая родина, здесь они родились и жили. И нужно заставить их оглянуться вокруг и по другому посмотреть на окружающее. Подумать о малой родине, как о своем родном доме. Поэтому я старалась проводить мероприятия, которые способствовали бы этому: «Хамбо-лама Даша-Доржо Этигэлов», конкурс творческих работ  учащихся «С  любовью к  Байкалу», «Экологические проблемы Байкала», «Экологические катастрофы 2015г Байкала», «Медики Бурятии в годы ВОВ».

         Приобщая молодых учащихся-осужденных к ценностям своей малой родины, можно подвести ученика к мыслям о полезности и необходимости работы над собой, и при выходе на свободу любить и уважать себя, свою родину, свой народ.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися 5 «Б» класса по созданию проекта «Поэтический голос моей малой родины» в рамках реализации национально-регионального компонента

  Материалы представлены учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Мироновой Валентиной Геннадиевной.       Сначала несколько слов о том...

Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.

В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...

Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.

Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1.  Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"...

Реализация национально-регионального компонента на музыкальных занятиях

Реализация национально-регионального компонента на музыкальных занятиях - презентация...

Реализация национально-регионального компонента на уроках географии

Реализация национально-регионального компонента на уроках географии...

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....