Формирование интегративных качеств у детей дошкольного возраста
статья по теме

Гнеушева Людмила Алексеевна

Модульно-интегративный курс "У школьного порога" направлен на развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulno.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование интегративных качеств дошкольника

«У школьного порога»

Гнеушева Людмила Алексеевна

Инструктор по физическому воспитанию

МБДОУ-ЦРР «Подснежник»

Модульно – интегративный  курс «У школьного порога» направлен на развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста, т. к. в данный период идет формирование основ базовой культуры личности, всестороннее  развитие психических и физических качеств ребенка.

В системе образования старший дошкольный возраст считается предшкольным. Поэтому социальный заказ к результатам предшкольного образования предъявляет особые  требования к уровню психологической зрелости.  Ведь только, «зрелый» дошкольник готов к обучению в начальной школе  с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения необходимых знаний, умений и навыков.

Реализация модулей осуществляется в форме факультативов и проводится во второй половине дня один раз в неделю.

Работа факультативов предполагает:

  1. Специальную подготовку педагогов;
  2. Совместную деятельность педагога и детей, педагога и родителей, детей и родителей;
  3. Самостоятельную деятельность детей.

Далее представлены факультативы курса «У школьного порога».

Школа красоты. Образовательная деятельность осуществляется на основе модифицированной программы «Экскурсия в мир прекрасного» (программа развития эстетического восприятия живописи).

Школа гармонии и красоты.  Образовательная деятельность осуществляется на основе программы «Синтез» К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан (программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств).

Школа здоровья. Образовательная деятельность осуществляется на основе педагогической технологии «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И. М. Новикова.

Школа духовно-нравственной культуры России. Образовательный процесс осуществляется на основе методических рекомендаций И. Сультимовой, Н. Цилько.

Азбука счета. Образовательная деятельность осуществляется на основе реализации комплекта «Ступеньки к школе» М. М. Безрукий, Г. А. Филиппова.

Рассмотрим содержание курса на примере одного из модулей.

Школа здоровья.

«Здоровье – дороже золота».

У. Шекспир.

Здоровье формируется с детства, поэтому  в детском  возрасте необходимо сформировать практические и теоретические навыки здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно – бытовой, досуговой.

Основной из задач воспитательного процесса любого ДОУ является  укрепление здоровья детей и их физическое развитие.

Модуль «Школа здоровья» направлен на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и воспитании положительного отношения к своему здоровью, через системную воспитательно – образовательную работу в ДОУ.

За основу модуля  была взята педагогическая технология И. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».

Реализация факультатива осуществляется совместную деятельность педагога с детьми экспериментальной группы. Для успешного усвоения знаний одного факультатива недостаточно, поэтому мы стараемся внедрить основы ЗОЖ через различные  виды деятельности (утренняя гимнастика, физические упражнения, купание в бассейне, ежедневные прогулки, и т. д).

 В группе создан уголок здоровья, где дети самостоятельно и при помощи воспитателя получают необходимую информацию здоровье сберегающего характера. Здесь имеются дидактические игры, и памятки по соблюдению правил личной гигиены. Кроме этого в ходе режимных моментов формируются  закаливающие и санитарно – гигиенические навыки.

Не стоит забывать, что в условиях семьи происходит закрепление и становление основ здорового образа жизни, поэтому  здесь так же планируется работа с родителями по данной тематике, основной задачей, которой является формирование у родителей обогащение знаний о здоровом образе жизни и применении их на практике совместно со своими  детьми.

Так же не маловажную роль в формировании представлений о ЗОЖ  играет художественная литература, которая так же способствует развитию познавательного интереса в области здоровья.

 Модуль состоит из ряда направлений, включающих в себя решение определенных целей по формированию здорового образа жизни (см. перспективный план).

Для успешного освоения факультативного материала детьми необходимо учитывать следующие условия:

  1. Интеграция в разные виды деятельности;
  2. Использование информационно – коммуникативных технологий (презентации, познавательные программы и т. д.);
  3. Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком;
  4. Организация просветительской деятельности для родителей.

Перспективный план модуля «Школа здоровья»

Тема

Тематические цели

Период

1

«Здоровье и я – лучшие друзья!»

Способствовать становлению у детей основ здорового образа жизни

Сентябрь

2

«Чистота – залог здоровья!»

Воспитание гигиенических навыков и умений следить за собой. Правила личной гигиены

Сентябрь-октябрь

3

«Режим дня»

Формирование у детей представлений о режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья

Октябрь - ноябрь

4

«Королевская осанка»

Закрепление знаний по воспитанию правильной осанки. Развитие умения самостоятельно следить за своей осанкой

Ноябрь - декабрь

5

«Наши ножки идут по дорожке»

Коррекция плоскостопия

Январь

6

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Формирование у детей представлений о влиянии физических упражнений на организм человека. Формирование навыка ежедневно выполнять утреннюю гимнастику

Январь - февраль

7

«Азбука питания»

Способствовать формированию о понятии питание как о важном источнике жизнедеятельности

Март - апрель

8

«Органы чувств»

Способствовать формированию знаний об органах чувств их значение для организма человека

Апрель

9

«Солнце, воздух и вода»

Формирование знаний о пользе закаливания и закаливающих процедур на организм человека.

Май

Для выявления уровня усвоения факультативного материала используется диагностическая программа,  которая очень хорошо представлена в педагогической технологии И. М. Новиковой, на основе которой проводится данный факультатив.

Диагностическая программа состоит из трех блоков: первый направлен на исследование представлений детей о здоровом образе жизни; второй блок – на исследование педагогических условий формирование представлений детей о ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении; третий блок – на исследование социально-педагогических условий формирование представлений детей о ЗОЖ в семье.

Как было уже выше сказано, формирование основ здорового жизни протекает на системном уровне и к концу учебного года у детей должны выработаться следующие навыки:

  1. Положительное отношение к закаливающим процедурам и физическим упражнениям, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
  2. Начальные навыки по охране своего здоровья (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, культура поведения в обществе и дома).

Кроме этого к концу факультативных мероприятий совместно педагога с детьми и родителями готовиться презентация детского альбома «Здоровье и я – лучшие друзья!», где каждая его страница посвящена определенной тематике, а так же представлены конспекты, сценарии досугов и развлечений, фото и видео материалы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет пото...

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

"формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста "

Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»:  представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду»,...

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами социально-педагогической реабилитации.

Проанализированы методы и место и роль нравственных ценностей в жизни и поведении ребенка дошкольного возраста. Обозначено влияние взрослых на формирование элементарных этических представлений у детей...

Отчет по теме самообразования" Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по средствам игрового и соревновательного методов".

Цель: Применить и проанализировать эффективность и особенности использования игрового и соревновательного метода в системе дошкольного физического воспитания.Задачи:1. Изучить учебно -методическу...