Конкурс "Молодой педагог-2013"
материал по теме

Материалы на конкурс "Молодой педагог-2013"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

на участие в муниципальном конкурсе

«Молодой педагог» в 2012 – 2013 учебном году

МБОУ ООШ № 21

Прошу принять материалы на конкурс «Молодой педагог»

Щирской Виктории Петровны, учителя химии, биологии, географии.

Директор школы                                                        Е.М.Рябова



Предварительный просмотр:

Справка об участнике конкурса «Молодой педагог»

1.

Ф.И.О. педагога

Щирская Виктория Петровна

2.

Дата рождения

09 марта 1984 год

3.

Образование: какой вуз, и факультет окончил (а), когда

Высшее, Кокшетауский государственный университет им.Ш.Ш.Уалиханова, факультет химии, биологии 15 июля 2005 год

4.

Вид педагогической деятельности (преподаваемый предмет, кружок, секция и т.п.)

Учитель химии, биологии, географии;

Руководитель кружка «Радуга»

5.

Полное название ОУ, которое представляет конкурсант

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 х.Свободы

6.

Общий стаж педагогической работы конкурсанта, в каких классах/группе в настоящее время он работает

3 года

5-9 классы

7.

По каким образовательным программам и учебникам работает конкурсант

программы для общеобразовательных учреждений:

-Биология 6-9 класс:

издательство «Дрофа», М., 2005 год

Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин;

География 6-9 класс:  составитель В.И. Овсянникова

Издательство «Дрофа», 2009 год;

Химия 8-9 класс: программа Министерства образования РФ, ООО «Издательство Оникс». 2006.

Авторы: Н.И. Новошинский, Н.С. Новошинская

8.

Домашний адрес и телефон конкурсанта

Краснодарский край

Курганинский район

х. Красное поле

ул.40лет Октября, 31 «А»

8-918-675-16-42

9.

Квалификационная категория конкурсанта

-

10.

Увлечение конкурсанта

Декоративно-прикладное творчество, рисование, вязание крючком, занятие йогой

Директор школы                                                                Е.М.Рябова



Предварительный просмотр:

Характеристика на участника районного конкурса

«Молодой педагог»

              Щирскую Викторию Петровну

Щирская Виктория Петровна работает в МБОУ ООШ № 21  с 4 мая 2012 года учителем химии, биологии, географии. Это педагог с большим запасом знаний, за время работы зарекомендовала себя опытным, активным и инициативным учителем, постоянно совершенствующим своё педагогическое мастерство, внося всё новое и прогрессивное. Работая над проблемой «Активизация познавательной активности учащихся на уроке» учитель формирует такие качества у школьников  как самостоятельность, конструктивность и оригинальность мышления. Ее уроки отличаются целенаправленностью, четкостью и логичностью изложения материала. В процессе обучения большое внимание уделяет развитию у учащихся умения наблюдать и объяснять физические и химические явления, протекающие в природе, связно и доказательно излагать изученный материал.

В своей работе использует разнообразные формы проверки домашних заданий (тестирование, фронтальный опрос, биологический диктант, практическая, лабораторная и контрольная работы). Также использует комбинированные уроки, лекции, семинары, ролевые игры, уроки путешествия, зачеты по изученным темам, уроки с использованием ТСО, ИКТ.

        Виктория Петровна умело активизирует творческую, познавательную и практическую деятельность учащихся на уроках. Подготовка необходимого учебного материала, оборудования во много обеспечивает успех занятий, их результативность. При проверке пройденного материала учитель проводит уплотненный опрос, применяя различные формы письменной и устной работы. При решении типовых задач большое внимание уделяет алгоритмизации решения задач.

Продумывает и самостоятельную работу на уроке. Самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся – самостоятельное выполнение заданий. Виктория Петровна использует подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. В конце урока собирает и проверяет работы.

При проверке обращает внимание на объем дополнительной работы, выполненной сильными учащимися. Смотрит также, с каким основным заданием не справился слабый ученик. И почему? Подбирает ему аналогичные задания для домашней работы. Самостоятельная работа помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, а слабому дает возможность познать радость труда. В процессе самостоятельной работы у детей формируются навыки культуры труда, умение работать с книгой, активизируется внимание. Виктория Петровна стремится подготовить каждого ученика к самостоятельному выполнению предложенного задания. И видит, как в случае успеха у ученика появляется желание хорошо учиться, самостоятельно, без подсказки, выполнять задания.

Виктория Петровна умело сочетает обучение и воспитание на уроке. Она любит детей, знает их психологию, возрастные особенности, апробировала новые программы и учебники, методы и формы преподавания уроков.

Виктория Петровна постоянно осуществляет индивидуальный подход к каждому школьнику, проявляя терпение, выдержку, настойчивость, веру в потенциальные возможности ребёнка. Учитель проводит большую работу с учащимися, интересующимися биологией и экологией:

-Исследовательский проект «Исследование воздушных бассейнов на территории школы» был представлен на муниципальный этап конкурса по экологии;

  - «Сохраним планету»         конкурс плакатов на экологическую тематику;

- «На лучшую постановку экологического образования и воспитания учащихся Кубани» смотр-конкурс.

        Как классный руководитель 5 класса она особое внимание уделяет изучению индивидуальных особенностей учащихся, работает по развитию ученического самоуправления в коллективе, проводит различные классные часы, которые способствуют нравственному и эстетическому развитию детей. Класс принимает активное участие в общественных мероприятиях. Работу с классом ведет в тесном контакте с родителями учащихся.

Виктория Петровна возглавляет школьное методическое объединение учителей-предметников,  является руководителем методического совета школы. К этой работе относится очень творчески. Она щедро делится опытом своей работы с коллегами, пользуется заслеженным авторитетом среди учащихся, своих коллег, родителей учащихся.

За успехи, достигнутые в обучении и воспитании детей,  Щирская Виктория Петровна  получила следующие грамоты и благодарности:

- грамота победитель школьного конкурса на лучший кабинет по подготовке к новогодним праздникам;

-грамота за педагогическое мастерство;

- грамота управления образования за участие в муниципальном этапе краевого конкурса «Новогодняя фантазия»;

-победитель муниципального конкурса «Сохраним планету».

Директор школы                                                                        Е.М.Рябова



Предварительный просмотр:

Анализ урока биологии « Тип Моллюски»

Цель: изучить особенности строения моллюсков 

Задачи:
Образовательные:

  1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
  2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

Развивающие:

  1. Умение применять информационные технологии.
  2. Умение сравнить биологические объекты.
  3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Воспитательные:

  1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
  2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Оборудование:

  1. Презентация “Тип Моллюски”
  2. Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
  3. Компьютеры, мультимедийный проектор.
  4. Экран.
  5. Карточки – задания (на каждую парту):
  1. “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)
  2. “Распредели моллюсков по классам” (приложение 4)
  3. “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” (приложение 3)
  4. Конспекты для учащихся (приложение 6)
  1. Раздаточный материал:
  1. консервы моллюсков;
  2. бусы, броши и т.д. из жемчуга;
  3. перламутровые пуговицы;
  4. чулки, перчатки, кружева из биссуса.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Тип урока: комбинированный

Анализ

Урок начинается с организационного момента, задача которого - подготовить учащихся к работе на уроке. (Приветствие друг друга, запись в журнал фамилии тех, кто отсутствует, проверка готовности ребят к занятию.) Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.

Организационные моменты: организация хронометража рабочего времени на уроке, определение целей и задач урока ( 3-4 мин.),

Следующий этап - обзор изученного материала - повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания.
Задача - выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы. Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени я использовала дидактический материал (прилажение). Тематический материал в дальнейшем использовался при изучении новой темы.
Обязательны на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности школьников похвалой, одобрением.
         Этап изучения нового материала я начала с сообщения темы, целей и задач урока
, поставила перед школьниками учебную проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса зоологии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и схемы реакций предлагались учащимся по слайдам презентации. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Объяснение новой темы урока: стр.16-18
          На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

            Затем была проведена актуализация опорных знаний. Запись схем, циклограмма и мониторинги, позволило подвести итог в изучении новой темы. Никак нельзя обойтись на уроке без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствует выработке умений и навыков проведения научного эксперимента. Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с экологией и химией особо тесная. При изучении нового материала учащиеся работали с рабочими тетрадями: записывали формулировки, составляли аналогии в структуре растительных и животных клеток , затем проверяли их правильность с изображением на экране (формат презентации строился таким образом, чтобы информация появлялась на слаидах постепенно).
           Для закрепления полученных знаний использовались схемы строения мягкотелых, с подробным разбором деятельности органоидов по учебным пособиям и учебнику. Индивидуально составлен план взаимодействий в уроке слабомотивированных учащихся и реализован в процессе проведения с использованием игровой технологии. Составлены схемы заданий слабомотивированным ученикам.
           Целью этапа закрепления ставилось повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания.
Домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, т.к. оно является сравнительным и требует качественного понимания темы в целом.
Д/З: стр. 16-18 учить, п-ф 5:«Моллюски, особенность их строения », задание в рабочих тетрадях на стр.19-23 выполнить дома.
             Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Проведенный урок - комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы («Экспресс-викторина», объяснение новой темы с участием способных учащихся, сообщение ученика), применялись средства наглядности (слайды презентации, демонстрационный эксперимент), эвристические методы (беседа в сравнении мягкотелых с другими организмами раннее изученными), исследовательский метод (исследование строения тела моллюсков). На уроке многократно использовались технические средства обучения: электронные учебники, применялись видеофрагменты, велась работа с учебником, рабочей тетрадью, использовались тетради для лабораторных работ.
            Для экспресс- проверки заранее были изготовлен дидактический материал (приложение).
Проведенная проверочная работа и фронтальный опрос показали, что ученики, в целом, тему освоили, способны не только воспроизводить полученные знания, но и применять в нестандартных ситуациях.
Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков: на этапе проверки домашнего задания ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы. В целом урок прошел успешно.
Электронное приложение с демонстрационной версией презентации в редакторе "PowerPoint".
Длительность урока  40 минут.



Предварительный просмотр:

Анализ воспитательного мероприятия: классного часа

«Школа вежливости»

I. Общие сведения

1. Название мероприятия, классного часа «Школа вежливости»  

2. Дата проведения, класс: 15 февраля 2013 г, 5 класс

3. Организатор мероприятия: классный руководитель  Щирская Виктория Петровна

4. Состав группы учащихся: 6 мальчиков, 4 девочек.

5. Вид деятельности: классный час «Школа вежливости» является  частью системной работы, т.к. запланировано в воспитательном плане работы с учащимися  5 класса.

6. Цель проведения мероприятия: данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова  вежливости.

7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

II. Анализ подготовки мероприятия

1.Инициатором организации данного мероприятия являлась классный руководитель 5 класса Щирская В.П. для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей   и целями воспитательной работы с учащимися класса. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся заучивали слова по тексту сценария, на репетициях рассказывали свои слова с выражением.

2.Содержание этапов подготовительной работы: мероприятие было запланировано на конец месяца февраль. Учитывая возрастные особенности учащихся в мероприятие были включены конкурсы, посильные для восприятия, игровые ситуации: «Цветик-семицветик», игры, физминутки.                3.Изготовлены были цветик-семицветик, советы-памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами, презентация «Вежливые слова».  

Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: все 10 учащихся класса были включены в подготовку и проведение мероприятия. Учащиеся вырезали лепестки и составили сами цветик – семицветик.

III. Анализ хода мероприятия

1.Во вступительной части классного часа дети вместе с классной руководительницей спели песню М. Пляцковского «Улыбка», которая помогла эмоционально и убедительно раскрыть цели и задач мероприятия.

2.Работа  в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

3.В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания лексического значения слов «спасибо», «благодарю». Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы

4.Результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения игр «Вежливые прятки», «Пожалуйста», «Самый вежливый», «Волшебный цветик-семицветик» учились вежливо общаться друг с другом. Всем детям были даны волшебные лепестки, на которых были написанные советы на память от волшебного цветика-семицветика

5.Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей.    Проведенное мероприятие будет способствовать сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма.

6.Классный руководитель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на этические нормы поведения, вежливые слова и их значении в общении.

7.Взаимоотношения между учащимися и классным руководителем добрые,  соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

  1. Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Привлекать учащихся к анализу ситуаций.
  2. Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика
  3. Педагогические выводы и предложения в адрес классного руководителя и учащихся: учить детей делать выводы, обобщать, анализировать.

V. Анализ деятельности воспитателя

1.Действия классного руководителя, которые  способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовлено оборудование, удачно подобрана песня, сценарий соответствует возрастным особенностям третьеклассников.

2.Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом.

3.Пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности педагога: Вести работу по развитию речи учащихся.



Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

        

                                              Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
                                               Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
                                               Пройти по всей земле горящими ступнями,
                                               Все воспринять и снова воплотить.

      Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.                                               

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.     Наверное, это и есть  моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.                                                                                                        

А что значит для меня, быть учителем?  Не возможность чему-то учить детей, а  каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить…  Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить.   

        Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты  и падения, не допуская фальши в отношениях.     

 В моем представлении учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а  сопровождающий в поиске истины. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю.  Иногда  опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании.  Дети, как опытные психологи, чувствуют, «вычисляют»  таких педагогов за считанные минуты, они не прощают высокомерия.  Если учитель хочет быть  востребованным в современной школе, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.

Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. А ведь способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей педагога. В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Современный урок невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них  уже стал  компьютер. Компьютер со временем войдет в каждый дом, перейдет в разряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. К этому непременно нужно быть готовым. Поэтому самостоятельная работа, самообразование, ИТ компетентность  каждого учителя  уже сейчас стала  необходимой. Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления учителя новой формации, а когда он появится - не забудем поддержать его.          

Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника,  вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.                                              
        Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.  Я понимаю, что это  требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение.  Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

 Основой  всей моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном  самосовершенствовании. Только хорошо образованный   педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом.          В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.  На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Все вышесказанное меня заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых  методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать  время урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и  творческими, разнообразить задания, применять различные  формы и новые  технологии. Необходимо формировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого я стараюсь вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности на   уроках нет места.  Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отражается и на успеваемости.

                                             Не привыкайте к чудесам,-
                                                         Дивитесь им, дивитесь!  
                                                         Не привыкайте к небесам,
                                                         Руками к ним тянитесь.
                                                         Приглядывайтесь к облакам,
                                                         Прислушивайтесь к птицам,
                                                         Прикладывайтесь к родникам,-
                                                         Ничто не повторится.
                                                         За мигом миг, за шагом шаг
                                                         Впадайте в изумленье.
                                                         Все будет так - и все не так
                                                         Через одно мгновенье.
                                                                                                        В.Шефнер 
         

 
        Я  никогда не считала себя только учителем-предметником. Сегодня для меня более остро встают проблемы   педагогического сопровождения профессиональной ориентации, планирования послешкольного будущего в сложных современных условиях, проблемы  дополнительного образования,  проблемы нравственности подрастающего поколения,  психологические основы успешности учебно-воспитательного процесса, вопросы сохранения здоровья детей. 

 «Чувства не обманывают, обманывает разум», – сказал Гете. Если угодно, – это ещё один из краеугольных камней моей педагогической философии. Значит ли это, что я целенаправленно воспитываю чувства? И да, и нет! «Да» в том смысле, что на моих уроках чувства детей всегда найдут себе пищу. Посмеяться  шутке,  удивиться  гениальному  творению, помочь  в работе, открыть себя.

Очень важным мне кажется  стиль отношений с учениками, родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Если учитель страдает от   синдрома эмоционального выгорания , то  работать в школе нельзя. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала,  что  «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках,  создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью.  Становится все сложнее показать детям примеры бескорыстной любви, сочувствия. Самой главной наградой для меня в этом учебном году были письма в  Цхинвал, в разрушенную Южную Осетию. Их трогательные строки, написанные не по принуждению, от сердца, говорят о том, что ещё жив родник их души, и нравственная глухота им не знакома. Когда я вижу, как мои пятиклашки, пришедшие совсем недавно из начальной школы, не хотят уходить домой и делятся со мной своими «страшными» тайнами, я начинаю верить, что всё получится, и я смогу  научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств.   Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

         Нужно сказать, что выбрать профессию учителя – это поступок. И я горжусь, что мое любимое дело стало любимым делом для многих моих учеников.

         Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво  выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места. И мы действительно, воспитывая патриотов, будем не только вспоминать славное прошлое нашей страны, но и гордиться его настоящим и верить, как это ни банально звучит, в светлое будущее России. Я верю.     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 21 х.Свободы

муниципального образования Курганинского района

Эссе

Щирская Виктория Петровна,

                                                                          учитель химии, биологии

2012-2013 учебный год



Предварительный просмотр:

Методический материал

«Быть, а не казаться» (из опыта работы)
Автор: Щирская Виктория Петровна,

 учитель химии и биологии

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.


            Я никогда не мечтала о профессии учителя. Разве что в детстве, играя с куклами, чему-то учила их, за что-то наказывала, копируя свою первую учительницу, и строгим голосом приговаривала: “Никакой вам физкультуры, будете у меня два урока математикой заниматься”. В старших классах посещала кружок “Юный медик”, надеясь принадлежать к категории людей в белых халатах. Кстати, с халатом все нормально: он у меня есть, и он белый. Правда, надеваю его только тогда, когда провожу практические занятия, лабораторные опыты или демонстрационный химический эксперимент: ведь я работаю учителем химии, биологии, экологии.
           В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, я в своих учениках стремлюсь развивать личность. Согласна с Евгением Евтушенко, который писал:

“Людей неинтересных в мире нет, 
Их судьбы, как истории планет.
У каждой все особое, свое, 
И нет планет, похожих на нее”. 

Я стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю, что каждый ребенок талантлив. Как говорил один поэт: 

“Взгляни горе в лицо, – тупа вершина,
А сбоку посмотри, – она остра,
Иди к горе – она все выше,
А от горы – и ниже все она.
О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же, - в этом суть,
А измененья от того зависят, 
С какого места на нее взглянуть”.

            В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. В результате класс превращается в коллектив личностей. 
Красноречивому и артистичному – предлагаю подготовить доклад (на уроках химии – биографию ученого; на уроках биологии и экологии – сообщение о каком-либо животном, растении, микроорганизме). Запускаем “машину времени” и “переносимся” на несколько лет (веков) назад. Ребятам нравится перевоплощаться в образ другого человека, животного, растения, тогда рассказ ведется от первого лица. Интересны пресс-конференции, когда слушатели по окончании выступления задают докладчику вопросы, которые их заинтересовали, но на которые они не получили исчерпывающего ответа. 
Тому, кто неплохо сочиняет, – предлагаю составить загадки по изученной теме. Подобрать рифму к названиям некоторых веществ по химии бывает очень непросто. Прежде чем создать рифмованные строки, нужно неоднократно обратиться к книге – источнику знаний и еще раз проработать изученный материал. Сама тоже пробую составлять небольшие загадки, рифмую некоторые понятия, определения, термины , составляю дидактический материал с учетом возрастных особенностей и знаний (разноуровневые задания). Использую и те, которые уже были опубликованы в предметных газетах, журналах, размещены на соответствующих сайтах в интернете. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Я стараюсь им в этом помочь.
Усидчивым предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием. Например, по химии кроссворды по темам: “Металлы”, “Галогены”, “Сложные эфиры”, “Парафины” и другие. По биологии – “Водоросли”, “Голосеменные”, “Пищеварение”, “Выделение” и т.д. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем термины, номенклатуру, вспоминаем названия процессов, органов, представителей классов, семейств. Детские кроссворды я редактирую, набираю на компьютере, делаю несколько копий и использую затем в своей работе как разноуровневый дидактический материал (слабым учащимся – одни, сильным – другие). Конечно, это далеко не все.
Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, время от времени предлагаю выполнить рисунки с химическим содержанием. Например, при изучении темы “Первоначальные химические понятия”, знакомя восьмиклассников с химическими элементами, их символами и названиями, предлагаю ребятам найти объяснение этим названиям и отразить это в рисунке, созданном по типу опорного конспекта. В центре листа помещается непосредственно рисунок, отражающий название элемента, а вокруг – даты, цифры, фамилии, говорящие о том, кто и когда открыл данный химический элемент, какова его плотность, температура плавления и кипения, процентное содержание в земной коре и организме человека и т.д. Подобное задание предлагаю выполнить и учащимся старших классов при изучении химических элементов отдельных групп.

            Проектная методика также находит место, особенно при разработке экологических тем: “Дом как экосистема”, “Растения в городе” и других.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…”. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую такие приемы и методы в своей работе, как эвристическая беседа, создаю проблемные ситуации, задаю вопросы, содержащие проблему, которую в ходе урока решаем вместе. Например,
 демонстрируя реакцию нейтрализации, сливаю щелочь и кислоту без индикатора, спрашиваю учащихся, происходят ли реакции между кислотами и щелочами? Почему мы не наблюдали никаких признаков химической реакции? (О том, что пробирка разогрелась – умалчиваю). Чем нужно воспользоваться, чтобы доказать, что реакция все-таки произошла? (Жду от учащихся ответа, что данный демонстрационный эксперимент нужно проводить с помощью индикатора). 
             Как привлечь внимание всего класса? Есть много методических приемов. Я нашла для себя еще один – использование ребусов на уроке. При изучении темы “Металлы” в 9 классе, приготовив несколько ребусов с зашифрованными в них названиями некоторых металлов: медь, железо, серебро, золото, никель, ванадий и т.д., после небольшого вступления демонстрирую один из них. Прошу отгадать, что в нем зашифровано (первый этап). После правильного ответа предлагаю учащимся рассказать мне (второй этап), что они знают об этом металле (принимаю ответы от характеристики химического элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева до применения данного металла в народном хозяйстве). О некоторых из них (медь, железо, серебро, золото) дети знают много, включая и то, что их тоннами вывозят в рядом расположенный Китай. О других (никель, ванадий) – мало или совсем ничего. Приступаю к третьему этапу работы – анализирую ответы учащихся. Констатирую, что о некоторых металлах класс практически ничего не знает. Предлагаю поработать с дополнительными источниками литературы и подготовить сообщения. Напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получения знаний является самостоятельная работа. 

            С особо одаренными детьми занимаюсь индивидуально: решаем задачи повышенной сложности, готовясь к олимпиадам. 
           Выбрав для себя тему по самообразованию “Исследование как метод обучения химии, биологии и экологии”, учитывая специфику своих предметов, вовлекаю учащихся в трудный, но увлекательный процесс познания истины – исследование. Причем провожу это не только на уроках, но и занимаюсь этим во внеклассной работе. Объекты для исследования выбираю самые разнообразные. Это и цветки растений – представителей разных семейств, растворы органических и неорганических соединений, почва, воздух, атмосферные осадки, продукты питания и т.д. 
           В летний период руководила кружком “Юный эколог”. На занятиях кружка с учащимися младших классов мы проводили интереснейшие исследования, делали заключения, рекомендации. С результатами мы знакомим администрацию и учащихся школы. Ребята выступают со своими рефератами на уроках, школьной научно-практической конференции, Назову некоторые из тем: “Гигиеническая оценка классной комнаты”, “Нитраты и нитриты. Методика определения их в сельскохозяйственной продукции”, “Исследование микробного загрязнения воздуха”, “Пищевые добавки в продуктах, производимых на территории Краснодарского края”, и другие.
             Стремлюсь лишь направлять учащихся в нужное русло, стараюсь развивать в них самостоятельность мышления. Напоминаю слова поэта

Н. Рыленкова:

“Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, – 
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится,
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется”.

            Внедряю элементы модульной технологии на своих уроках – чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению поставленной цели, выполняя задания от простого к сложному. 
           Не хлебом единым сыт человек. Поэзия помогает мне делать уроки эмоционально окрашенными, затрагивает тонкие струны детских душ, заставляет видеть красоту природы и человеческих чувств. Часто (особенно на уроках биологии и экологии) даю детям творческое задание – подобрать или написать стихи о представителях какого-нибудь семейства, класса, отдела, проанализировать их, выявить биологические особенности, отраженные в стихотворении или, наоборот, биологические казусы и обосновать их. Рассмотрим в качестве примера стихотворение

М.Ю. Лермонтова: 

“На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…” 

На доске – таблицы по биологии, репродукция картины И. Шишкина “На севере диком…”. Задаю вопросы – “А возможно ли это? Одиночно растущая сосна, на севере, на голой вершине? Могла ли на ее месте оказаться, например, ель? Прав ли поэт?” Оказывается, да! Ведь сосны в отличие от елей могут расти и одиночно, и группами, распространяются они далеко на север и к почве абсолютно не требовательны, – могут расти и на песке, и на скале, и даже на заболоченных участках. С помощью красивых стихов, наполненных глубоким смыслом, создаю на уроке особое лирическое настроение, стараюсь донести до ребят, что к природе относиться нужно чутко и бережно. О знаниях мы, порой, думаем больше, чем о воспитании нравственности. А между тем, чем выше уровень интеллектуального развития, тем опаснее разрыв между умом и чувством. Умение нести добро, использовать свои знания в гуманных целях не возникает само по себе. Над этим надо работать. 
            В моей методической копилке есть немало прекрасных стихотворений, призывающих людей беречь родную природу. В канун Нового года, изучая тему “Голосеменные растения”, всегда читаю полюбившийся мне отрывок: “…Ночь была волшебной, чудной, утром все застыло в сне,

Словно сказка Приамурья в зазвеневшей кутерьме.
Вдруг ворвалися машины в мир таежной красоты –
Ели головы склонили, повалились на кусты.
Наряжая елки шумно, все от радости смеялись.
И кому, какое дело, что те елки умирали,
Что их выбросят, забудут, когда стихнет смех ребят.
Люди! Добрыми вы будьте, Елки тоже жить хотят!
Их растили очень долго. Сколько вложено труда,
А погибли моментально. Разве это не беда?
Милосердие, сердечность – не простые словеса.
Пусть живут на радость людям сотни елочек в лесах! 

Спрашиваю ребят: “А как поступают в вашей семье? Как поступили бы вы, если бы были взрослыми?” И ребята делают вывод, что можно обойтись веточкой ели, не губя при этом целое дерево.
          Считаю эффективной работу в группах, в парах сменного состава. Порой, что не удается нам, учителям, бывает под силу учащимся. Все это способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга и осознанию себя как личности. Эти методические приемы использую при объяснении темы “Электронное строение и электронные формулы атомов элементов больших периодов”, а также при решении задач: на вывод формулы, на нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе, на избыток – недостаток и т.д. Таким образом, для каждого ребенка совместными усилиями создаем ситуацию успеха, и результат не заставляет себя долго ждать.


           Обобщающие уроки часто провожу в игровой форме – КВН, турнир, суд, “ восхождение на пик знаний” , заседание “круглого стола” и т.д. Использую при этом химическое лото, таблицы с содержащимися в них условиями и ответами на задачи, кроссворды, ребусы, загадки, провожу занимательные опыты, под гитару поем переделанные нами песни

На уроках всегда обращаюсь к жизненному опыту учащихся.
Осуществляю межпредметные связи: на уроках химии решаем задачи экологического содержания, читаем составленные мною тексты на английском языке о детстве Д.И. Менделеева, об уникальнейшем из веществ – воде, переводим основное содержание прочитанного. Стараюсь вместе с коллегами творчески проводить предметные декады. Особенно запомнилась нашим учащимся интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”, где против сборной “ знатоков” учащихся 8-9 классов честно боролась сборная учителей естественнонаучного цикла нашей школы. Учителя готовили вопросы учащимся, а учащиеся, стараясь “посадить нас в калошу”, выискивали самые каверзные, необыкновенно интересные вопросы для нас: “Какое отношение имеет слово “пломба” к химии?”, “В каком платье можно загорать?” «
Из-за недостатка кислорода и высокой солености растениям трудно выжить на берегах Красного моря. Существуют 26 видов мангровых деревьев, которые умеют избавляться от соли. Благодаря чему выживают эти растения?”, “Докажите, что при нуле градусов по Кельвину, давление газа равно нулю” и другие

Традицией стало “Посвящение восьмиклассников в химики”, где проводим конкурсы, занимательные опыты поем “Оду химии”.

Огромный интерес у учащихся вызывает на уроках использование ТСО, ИКТ. Показ видеофильмов, онлайн-тестирование, использование кластеров повышает качество знаний на уроке.

Так и проходит день за днем, годы за годами, а я все время убеждаюсь, что нужно быть, а не казаться!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 х. Свободы

муниципального образования Курганинский район

Методический материал

        

Подготовила: В.П.Щирская,

                                                                                    учитель химии, биологии

2012-2013 учебный год



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 21 х. Свободы

муниципального образования Курганинский район

Дидактический материал

Разработала: В.П.Щирская,

        учитель химии, биологии        

2012-2013 учебный год