Методическая разработка урока
методическая разработка по теме

Елсаков Игорь Анатольевич

Тема урока производственного обучения "Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrab._uroka_1.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

ГКУ НПО Профессиональное училище №4 Санкт-Петербурга.

Методическая разработка урока

Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью.

Профессия 140466.03 : «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Елсаков Игорь Анатольевич

мастер производственного обучения.

   

Санкт-Петербург

2013


Тема программы:        Проверка  работы электрооборудования цеха.

Тема урока:         Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью.

Цели урока:

  1. Образовательные:
  1. актуализировать знания и умения в рамках межпредметных связей;
  2. систематизировать приемы и операции в соответствии с алгоритмом выполнения технологического процесса;
  3. закрепить технические знания для чтения электрических схем;
  4. систематизировать производственные понятия об автоматизированных технологических линиях и роли профессии электромонтер в обслуживании и ремонте электрооборудования.

2. Развивающие:

  1. развивать координацию движения рук, концентрацию внимания, наглядно-пространственное воображение.
  2. развивать логическое мышление;
  3. формировать у будущих производственников умение ставить задачи, принимать самостоятельные решения и применять имеющиеся знания на практике;
  4. развивать навыки самостоятельного изготовления нестандартных электротехнических изделий.

3. Воспитывающие:

  1. формировать коммуникативные компетентности личности при выполнении учебно-производственного задания в малых группах (бригадах);
  2. воспитывать точность, внимательность, аккуратность и ответственность;
  3. прививать желание к усовершенствованию и рационализации технологических процессов;
  4. воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
  5. прививать чувство ответственности и понимания значимости профессии “электромонтер” в современных условиях.

Тип урока:

Выполнение комплексных работ (самостоятельное выполнение учащимися операций, приемов, комплекса трудовых действий).

Технологии и методы обучения:

  1. использование активных методов обучения:
  1. привлечение учащихся к демонстрации приемов и операций,
  2. привлечение учащихся к составлению алгоритма технологического процесса;
  1. моделирование условий работы обучающихся, аналогичных реальному электротехническому цеху (участку);
  2. использование информационных технологий:
  1. актуализация знаний учащихся с помощью ПК и проектора;
  1. использование элементов технологии самообучения и взаимообучения
  1. самостоятельная работа в бригадах с электрической схемой на основе разработанной инструктивно-технологической карты
  2. самостоятельная оценка результатов работы методом заполнения оценочных листов в соответствии с ранее определенными критериями.
  1. выполнение работ, имеющих реальное практическое значение и однозначно оцениваемый конечный результат.
  1. сборка действующего обучающего стенда.

Форма организации обучения: бригадная (в малых группах по четыре ученика).

Вид урока : урок-практикум (самостоятельная работа учащихся).

Межпредметные связи:

ОП.01 Техническое черчение

Тема:

  1. Чтение электрических принципиальных схем;

ОП.02 Электротехника:

Темы:

  1. Электрические машины;
  2. Основы электропривода;

МДК.01.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ:

Темы:

  1. Паяние;
  2. Электромонтажные работы;
  3. Монтаж и ремонт пускорегулирующей аппаратуры;
  4. Сборка, монтаж и регулировка электрооборудования промышленных предприятий.

МДК.02.01 Организация и технология проверки электрооборудования: 

Тема:

  1. Проверка электрооборудования цеха (участка).

МДК.02.02 Контрольно-измерительные приборы

Тема:

  1. Электроизмерительные приборы.

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование и инструменты:-

1

набор инструмента электромонтёра

3 к-та

2

асинхронный электродвигатель 1,1 кВт

3 шт

3

мультиметр

3 шт

4

магнитный пускатель ПМУ «Телемеханик»

9 шт

5

электродрель

1 шт

6

распределительная монтажная коробка

3 шт

7

линейки, рулетка, карандаши

8

воздушные автоматы

3 шт

9

DIN-рейка

6 шт

10

слесарная ножовка

1 шт

11

паяльник 220 В

3 шт

12

саморезы, сверла, клеммы, кабельные наконечники .пластиковые хомуты, припой ,флюс

13

кабель КНР 2,5 *4

4 пм

14

одножильные провода различного цвета

20 пм

15

универсальные кнопки «Пуск», «Стоп»

12 шт

16

указатель напряжения.

Техническая документация:

  1. инструктивно-технологическая карта;
  2. блок-схема технологического процесса ;
  3. электрическая схема стенда.

Компьютерное обеспечение:

  1. Цифровая видеокамера;
  2. Мультимедийный проектор.
  3. DVD диск М.Ванюхина « В мир электричества - как в первый раз».

Дидактическое обеспечение:

  1. оценочный лист;
  2. критерии оценок;

Ход урока

Учащиеся занимают места в секторе учебной мастерской, предназначенной для теоретической подготовки.

  1. Организационный момент (5 мин.)
  1. Проверка присутствующих  учащихся, их внешнего вида, соответствия одежды требованиям охраны труда .
  2. Организация внимания и готовности учащихся к уроку, устранение отвлекающих факторов.
  1. Вводный инструктаж. (45 мин)
  1. Сообщение мастером производственного обучения темы  урока.
  2. Создание у учащихся мотивации к выполнению учебно-производственной работы, как внутреннего побудителя, придающего деятельности личностный смысл и соответствующего требованиям процесса обучения и профессиональным требованиям.
  3. Ознакомление с целями урока.
  4.  Сообщение мастером целей урока в привязке к квалификационной характеристике электромонтёра
  5. Постановка задачи учащимся:

Собрать стенд “Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью.”

  1. Краткий опрос по пройденной теме:

1.        Объясните устройство магнитного пускателя.

2.        Объясните , какие функции защиты выполняет тепловое реле.

3.        В чем отличие воздушного автомата от магнитного пускателя?

4.        Какие переключения необходимо произвести, что бы изменить направление вращения ротора асинхронного электродвигателя?

  1. Мастер напоминает учащимся о необходимости бережного отношения к оборудованию учебно-производственной мастерской.
  2. Демонстрация презентации в виде слайд-фильма “Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью”.
  3. В ходе демонстрации презентации, мастер проводит инструктаж по Охране труда.
  4. Составление алгоритма технологического процесса.
  5. На основе актуализированных знаний, учащимся предлагается составить алгоритм технологического процесса сборки стенда “Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью”.
  6. Выдача колюще-режущих инструментов ученикам под роспись в журнал.

Переход учащихся в производственную зону мастерской.

  1. Распределение мастером учащихся по бригадам.
  2. Напоминание мастером, учащимся о соблюдении правил охраны труда во время выполнения учебно-производственных работ.
  3. Демонстрация учащимся приемов и операций, входящих в комплексную работу мастером производственного обучения.
  4. Распределение бригадирами обязанностей по изготовлению стенда между учениками.

С этой целью предлагается самостоятельно продемонстрировать группе приемы и  операции, входящие в учебно-производственное задание. Особое внимание обращается на:

  1. соблюдения правил охраны труда;
  2. постоянного самоконтроля за ходом выполнения работы и соблюдением операций и приёмов согласно инструктивно-технологической карты.
  1. Ознакомление с критериями оценки выполнения работы и оценочными листами. Критерии оценки и оценочные листы раздаются учащимся в печатном виде.
  2. Подведение итогов вводного инструктажа.

3. Текущий инструктаж. (190 мин.)

  1. Учащиеся расходятся по закрепленным за ними рабочим местам.
  2. Самостоятельная работа учащихся в соответствии с полученным заданием. Нормативы выполнения задания представлены в инструктивно –технологической карте по изготовлению стенда.
  3. Целевые обходы мастера:

а)        Проверка правильности наладки оборудования и приспособлений; корректировка действий учащихся.

Особое внимание обращается на соблюдение правил охраны труда.

б)        Проверка соблюдения технических и технологических условий выполнения приемов и операций.

в)        Проверка правильности выполнения трудовых приемов и операций, соблюдения требований охраны труда. Контроль качества выполняемых работ.

В случае возникновения подобного рода(?) ошибки у нескольких учащихся, которая может привести к браку, мастер останавливает работу бригад и лично демонстрирует выполнение соответствующих приемов и операций.

г)        Заключительный обход. Оценка состояния выполняемого задания.

д)        Проверка стендов без подключения электродвигателей;

е)        Проверка стендов с подключением к силовой сети 380 В.

После выполнения задания учащиеся самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями.

4. Заключительный инструктаж. (30 мин.)

  1. Прием мастером выполненных работ от бригадиров.
  2. Сообщения бригадиров мастеру и бригадам о  качестве выполненных работ в соответствии с инструктивно-технологической картой по сборке стенда.
  3. Анализ и оценка мастером работы бригад на основании ранее определенных критериев, обсуждение причин  возникновения и способов устранения типичных ошибок. Индивидуальная оценка мастером работы учащихся с выставлением отметок в журнал производственного обучения, оценка мастером личностного и профессионального роста каждого учащегося.
  4. Самостоятельный анализ выполнения целей урока учащимися: анализ проводится бригадиром лучшей бригады.
  5. Заключительное слово мастера производственного обучения.
  6. Уборка учащимися рабочих мест.

Литература:

  1. Ю. Д. Сибикин, «Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования», издательство «Академия», 2009 год.
  2. Л. Е. Трунковский, «Электромонтер по эксплуатации промышленных электроустановок», иэдательство «Высшая школа», 1975 год.
  3. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, издательство Спб:ЦОТПБСПП, 2011 год.
  4. Правила устройства электроустановок, 2009 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...