Создание условий для системного внедрения ИКТ в сфере непрерывного многоуровневого профессионального образования
статья на тему

В рамках реализации Федеральной программы "Развитие единой образовательной информационной системы" главная задача образовательных учреждений - построение единой информационной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для системного внедрения ИКТ в сфере непрерывного многоуровневого профессионального образования.

 В рамках реализации Федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной системы» главная задача образовательных учреждений – построение единой информационной среды. И наш техникум не исключение. Нами осмыслена задача проектирования единой информационной среды, которая обеспечит совершенствование образования студентов на основе использования информационных компьютерных технологий. Единая информационная система техникума (ЕИС) -  это система, которая включает материально – технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации.

Для более успешного внедрения ИКТ в образовательный процесс техникума издан приказ (2007 г) о создании   Информационного центра, с целью создания единой информационной среды системы образования техникума. Разработан пакет нормативно – правовых документов: Положение об Информационном центре (ИЦ); Программа информатизации техникума на 2008 – 2013 гг, план работы ИЦ на  текущий год.

Организационная структура ЕИС техникума включает: 5 компьютерных класса; учебные кабинеты с компьютерами; медиатеку;  рабочие места администрации, сотрудников социально – психологической службы, секретаря учебной части, специалиста по кадрам, оснащенные компьютерами; выход в Интернет.

Техническая инфраструктура ЕИС техникума составляют: компьютерная техника (5 компьютерных классов (65 компьютеров), отдельные компьютеры, ноутбук, 1 сервер, ИД), периферийное и проекционное оборудование (10 мультипроекторов, 20 принтеров, 2 сканера, 8 экранов, копировальные аппараты, 3 факса), телекоммуникационное оборудование (2 модема, цифровая видеокамера, DVD, TV- тюнер, цифровой фотоаппарат, видеомагнитофоны), локальная вычислительная сеть, системное программное обеспечение.

Информационная инфраструктура ЕИС техникума складывается из программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб, программно – методического обеспечения, информационных ресурсов. В учебном процессе успешно используются программные продукты

  1. для ветеринарии программа Андиаг
  2. для экономики и бухучета – бухгалтерия  1С и консультант Плюс
  3. для правоведения – Гарант и Консультант Плюс.

Техникумовская мультимедиа используется преподавателями на занятиях для изучения нового материала, для осуществления контроля знаний, для организации самостоятельной работы. Наиболее активно ЦОР используется на уроках химии и биологии, информатики, литературы и русского языка.

Студентами созданы презентации по  информатике по различным  темам

«Устройство памяти», «Кодирование в компьютере» и др.

Преподаватели нашего техникума участвуют в конкурсах,  различных конференциях и проектах: Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации»; Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и др.

Преподавателями ветеринарных дисциплин создаются мультимедийные  учебные фильмы.

Все направления использования информационных технологий в техникуме взаимосвязаны и создают условия для эффективной деятельности всех участников образовательного процесса. Проблемы техникума по информатизации решалось бы более успешно, если бы фирмы разрабатывали программное обеспечение не только по общеобразовательным предметам, но и по предметам специального цикла для системы НПО и СПО.

   

Внедрение ИКТ в сфере непрерывного многоуровневого профессионального образования зависит от множества факторов и условий:

  1. технического обеспечения;

 Многие преподаватели пока не могут с полной отдачей пользоваться существующими техническими ресурсами

  1. поддержки руководства техникума;
  2. уровня подготовки преподавателя;

Сегодняшние темпы развития информатизации образования настолько велики, что требуется постоянное внимание к проблеме повышения квалификации ИПР в области применения ИКТ. Проведенный нами социологический опрос показал, что большинство педагогов техникума обладают недостаточной ИКТ- компетентностью. 22% из числа работающих преподавателей используют ИКТ на учебных занятиях. Пользоваться современными информационными продуктами (печатать, делать таблицы, схемы, графики) самостоятельно способны были 58 % опрошенных. Создавать мультимедийные презентации самостоятельно могли 33% преподавателей.

 В текущем (2012 – 2013) учебном году 75% из числа работающих преподавателей используют ИКТ на учебных занятиях. Создавать мультимедийные презентации самостоятельно могут 57 % преподавателей.

Проанализировав все это, можно сделать вывод: преподаватели с каждым годом все больше и чаще начинают осваивать различные компьютерные программы, для того, чтобы усовершенствовать свои знания и повысить свою квалификацию.  Для дальнейшего успешного использования этих знаний в учебном процессе.

Проанализировав модель интегрирования технологий Котрлика – Редмана в которой различают 4 стадии:

  1. Осознание – преподаватель думает о возможности использования ИКТ
  2. Экспериментирование – преподаватель начинает пользоваться ИКТ, используя стандартные уже программы, MS Word, MS Power Point, Paint.
  3. Освоение – преподаватель использует ИКТ регулярно.
  4. Прогрессивная интеграция – преподаватель ищет новые пути и способы использования ИКТ для улучшения учебного процесса.

 Можно сделать вывод,  преподаватели нашего техникума находятся  между второй  и третьей стадией этой модели. Это еще раз подтверждает, что  в интегрировании ИКТ в образовательный процесс решающим является человеческий фактор. Если преподаватель не подготовлен к использованию ИКТ на занятиях и не уверен, что эти технологии повысят и улучшат эффективность обучения, но изменения в учебном процессе, не предполагается.

  1. создание нового учебно - методического материала (усовершенствование методики применения ИКТ таким образом, чтобы было ясно – зачем, когда и как использовать предложенные информационными технологиями возможности).

Педагоги техникума используют ПК, сканер и Интернет для создания учебно – методических материалов и поиска нужной информации. Создаются тематическое планирование по своим предметам в электронном виде.

С целью выявления уровня владения работой на компьютере в техникуме проводится диагностирование студентов нового набора. Отслеживая данные диагностики за последние годы можно сделать вывод, что в техникум приходят дети ИКТ – подготовленные: достаточно хорошо работают в программах  MS Word, быстро набирают текст, Paint. Хуже обстоят дела в программах MS Excel, Power Point.

Наша задача обратить внимание обратить внимание не только на практическую направленность занятий, но и на теоретическую часть. Разнообразить учебные занятия  с применением  ИКТ. Привести в систему кружковую работу. Поднять на боле высокий уровень научно – исследовательскую работу. Привлекать студентов для созданий учебных презентаций по различным дисциплинам.

В многоуровневой системе непрерывного профессионального образования техникум занимает среднее звено. Потому скоординированы программы по специальностям, позволяющие выпускникам техникума продолжать образование в ВУЗе. Кроме того, студенты в стенах техникума имеют возможность приобретать рабочие специальности – «Оператор ЭВМ», «1С. Бухгалтерия»  

Задачи:

  1. Создать информационно – методический центр, для систематизации накопленного опыта, распространения практики преподавания учебных дисциплин с использованием ИКТ;
  2. Для осуществления оперативного управления УВР, объединения отдельных результатов работы разработать и внедрить единую локальную сеть в техникуме;
  3. Для отслеживания результативности деятельности  преподавателей и студентов  создать электронное «Портфолио педагога»
  4. Участие  в Интернет – конференциях, педсоветах, и т.д.
  5. Создать электронное УМК.

Информационная служба техникума должна способствовать созданию условий для непрерывного профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования

К6 Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования - Приложения...

«Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования»

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процес...

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального...

Повышение квалификации. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования Жутиковой Л.С., педагога-психолога МБОУ гимназии г. Советский за период с 2014-2019 гг.

Профессиональное развитие и самосовершенствование возможно через систему профессионального образования: изучение научно-методической литературы, сетевое взаимодействие, анализ практической деятельност...

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования...

Выступление на педсовете школы по теме «Создание условий реализации проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» в МОАУ «СОШ № 38 г. Орска».

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....