РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
статья на тему

Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sosh73_zubkova_duvanova.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ 

Зубкова Екатерина Дмитриевна, заместитель директора по УВР (zubkovaed@mail.ru)

Дуванова Татьяна Викторовна, учитель химии (dtv1505@mail.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73», г. Саратов

Появление Интернет-обучения – самое значительное изменение в области образовательных технологий  за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги.(Д.Д. Хантер «Война культур»)

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране информационные образовательные технологии уверенно завоевывают свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.

Новые технологии позволяют построить  процесс образования с учетом  активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения -  возможность учиться удаленно от  места обучения, не покидая свой дом.  Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», с планом реализации программы развития школы, наше общеобразовательное учреждение внедряет в образовательный процесс школы дистанционные образовательные технологии.

В 2011-2012 учебном году было организовано повышение квалификации руководящих, педагогических работников школы по программе «Методика разработки и создания курсов дистанционного обучения школьников» на базе ГАОУ СарИПКиПРО. Второй год на базе нашего ОУ действует региональная экспериментальная внедренческая площадка «Профильное обучение школьников в дистанционной форме». Для осуществления дистанционного обучения используется программная среда Moodle – система создания и управления курсами – свободно распространяемое программное обеспечение, разработанное на основе педагогических принципов, позволяющая эффективно организовать дистанционный образовательный процесс.

С помощью системы ДО Moodle осуществляются:

•        подготовка школьников по отдельным учебным предметам к государственной итоговой аттестации;

•        углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

•        ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

•        базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

•        дополнительное образование по интересам.

Помимо системы Moodle педагоги нашей школы широко используют и другие дистанционные образовательные технологии, в том числе для собственного профессионального роста. В 2012-2013 учебном году весь педагогический  коллектив школы принял участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века», разработанном в соответствии с программой модернизации системы общего образования и направленным на комплексное Интернет-обеспечение образовательных учреждений цифровыми предметно-методическими материалами. Задача проекта — предоставить каждому педагогическому работнику неограниченный доступ к цифровым материалам по соответствующей учебной дисциплине или школьной специальности, а также обеспечить их регулярное адресное получение. Благодаря проекту многие учителя получили возможность не только знакомиться с изданиями по интересующим их направлениях, но и, что не менее важно, пройти дистанционные модульные курсы под общим названием «Навыки профессиональной и личной эффективности».

Учителя математики третий год используют для подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации портал http://uztest.ru 

На портале предоставлены следующие возможности:

  1. работа с обширной библиотекой учебно-методических материалов,
  2. организация контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий,
  3. отработка навыков учащихся с помощью системы тренингов,
  4. ведение Интернет-журнала оценок учащихся.

Школьный сайт также дает возможность дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса: размещение учебно-методических материалов на личных страничках педагогов, домашних заданий для обучающихся в период отмены занятий по различным причинам.

Все учителя школы используют для дистанционного обучения Всероссийскую школьную образовательную сеть Дневник.ру. Стоит отметить, что помимо ведения электронного журнала, каждый учитель может разместить в своем профиле рекомендации по выполнению домашнего задания, справочную информацию, методические разработки, виде- аудиофайлы, мультимедийные презентации. Для обратной связи используются блоги, форумы, конференции, которые могут создать все участники школьной сети.

В 2012-2013 году осуществляется обобщение опыта учителя химии Дувановой Т.В. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ  она использует следующие возможности  дистанционного обучения.

1.        Обмен информацией с обучающимися посредством электронной почты.

2.        Использование возможностей школьного сайта.

3.        Использование возможностей сетевых профессиональных сообществ «Открытый класс», «nsportal.ru», «Про школу.ру», «Сеть творческих учителей».

4.        Использование возможностей Всероссийской школьной образовательной сети Дневник.ру.

5.        Видеосвязь с обучающимися с использованием программы Skype.

6.        Использование сервиса, предоставляющие услуги видеохостинга You Tube (на видеоканале школы размещены медиа-уроки учителя).

Важную роль в образовательном процессе школы играет работа с одаренными детьми. Здесь на помощь нам приходят дистанционные образовательные технологии. Кроме перечисленных выше технологий мы используем такой вид деятельности как участие педагогов школы и обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях различной направленности.

Команда 3 «А» класса «Умка 73» зарегистрирована на сайте «Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Звезды нового века» и «Детская творческая олимпиада KID OLIMP.RU». Обучающиеся под руководством классного руководителя Булдаковой Н.В. с успехом принимают участие в различных областях знаний: русского языка, математики, окружающего мира, литературного творчества, изобразительного и  прикладного творчества, выполнении творческих и социальных проектов. Участники команды стали призерами и победителями ряда дистанционных конкурсов.

Обучающиеся под руководством учителей школы Дувановой Т.В., Скуленко И.В., Родиной Ж.Г., Левочкиной С.А. ежегодно участвуют и становятся победителями и призерами дистанционных конкурсов: всероссийские дистанционные предметные олимпиады «Центр поддержки талантливой молодежи», Предметные олимпиады «Олимпус», всероссийский проект «Познание и творчество», международная игра-конкурс  «ИНФОЗНАЙКА» по информатике и информационным технологиям, международная научно-практическая конференция «ОТ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА — К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ» и др.

Интернет-обучение это не отдаленная перспектива, это уже реальность. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет  совершенствоваться по мере развития Интернет-технологий и предполагает обеспечение максимальной интерактивности.

Использование дистанционных технологий в школе диктуется временем, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития обучающихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения.

Литература

  1. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров ; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2009.
  2. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2008. - №36.
  3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. - Уфа, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.

Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на  личностные структуры, такие как, разв...

Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.

Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесс...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология портфолио.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.Элберт Хаббард...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология портфолио. Часть 2

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.Элберт Хаббард...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...