игры в СУХОМ АКВАРИУМЕ
учебно-методическое пособие по теме

Бакотина Татьяна Сергеевна

 

«Сухой» аквариум — это набор цветных крышек или футляров от киндер-сюрпризов (шариков), собранных в специальной коробке или тазике (или любой другой ёмкости).

Игры в сухом аквариуме научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию моторики пальцев рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Сухой аквариум – это уникальная игра по своим дидактическим возможностям, со своим уникальным материалом - футляров от киндер-сюрпризов (шариков). Как известно, когда ребёнок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.

Шарики  удобно брать руками. Они удобны в работе как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Играть с шариками можно как за столом, так на ковре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_v_suhom_akvariume.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«Сухой» аквариум — это набор цветных крышек или футляров от киндер-сюрпризов (шариков), собранных в специальной коробке или тазике (или любой другой ёмкости).

Игры в сухом аквариуме научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию моторики пальцев рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Сухой аквариум – это уникальная игра по своим дидактическим возможностям, со своим уникальным материалом - футляров от киндер-сюрпризов (шариков). Как известно, когда ребёнок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.

Шарики  удобно брать руками. Они удобны в работе как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Играть с шариками можно как за столом, так на ковре

Игра – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка различать цвета, считать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для детей счастье – когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем, обучаем общаться и просто делаем детей счастливее.

С помощью игр в сухом аквариуме можно формировать математические представления, развивать сенсорное восприятие, закреплять сведения о предметном и природном мирах, изучать звуки и буквы родного языка.

С маленькими детьми уместно начать изучать цвет: разбрасывать и собирать шарики, находить заданные педагогом шарики по величине, цвету, фактуре. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов, построек.

Развитие логики у дошкольника – одно из основных условий его успешного обучения в школе! Игры помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.

Рекомендации по проведению игр

в сухом «аквариуме»:

- поощряйте творческую инициативу ребёнка;

- ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже «над самыми нелепыми попытками решения»;

- обязательно говорите ребёнку, что он умный, способный;

- не спешите подсказывать, старайтесь, чтобы ребёнок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но всё же самостоятельно;

- учите ребёнка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения – это закрепляет его уверенность в себе;

 - старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры;

 - игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребёнка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности. Избегайте принуждения. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.





Игры в сухом “аквариуме”





Цели:


  1. способствуют снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц спины,  плечевого пояса,
  2. развитию психических процессов,  мелкой моторики рук,  творческих способностей,
  3. стимуляции зрительных, слуховых, тактильных анализаторов,
  4. развитию умения находить закономерности


  1. Купание рук в сухом «аквариуме»,
  2. Погружение кистей рук, рук по локоть, по плечи,
  3. Шуршание шариками.


Рассыпать крышки по столу.

-Много у нас шариков помещается в тазике?

-Какого цвета шарики?

-Какого цвета больше?(не считая)

-Сортируем шарики по цветам.

-Кто быстрее соберёт в тазик шарики того или иного цвета.


Детям предлагается рассыпать шарики и собрать – и так несколько раз.


Чьи бусы длиннее?


Выкладывают цепочки из шариков:

  1. Одного цвета
  2. Чередуя цвета (1 кр., 4 ж., 2 син., 1 зел., 3 оранж.)

Чем старше дети, тем сложнее цепочки


Построй паровозик


  1. Одного цвета вагончики
  2. Чередуя цвета вагончики


По аналогии делается «Три змейки», «Дорожки», «Мостики».


Разложи по цвету


Предложить ребенку выбрать футляры и разложить их по цвету


Найди столько же


Детям показывается цифра (карточка с кружками или предметными картинками), а они должны найти такое же количество игрушек.


Угадай


Загадать ребенку загадку и предложить найти  в «сухом» бассейне отгадку. Отгадкой может быть мелкая игрушка, изображение предмета на футляре.


Найди пару 1


 Во внутрь футляров поместить разные по звучанию предметы (песок, мелкие камешки, бусинки, сахар, горох, рис, пуговицы). Предложить ребенку отыскать и разложить их по парам. Усложнение: предложить разложить футляры  от  самого глухого до самого звонкого звука.


Найди геометрическое тело


Предложить ребенку найти геометрическое тела (шар, куб, призму, конус, пирамиду). Усложнение: найти геометрические тела с закрытыми глазами на ощупь.


Найди цифру по заданию


Игра заключается в том, что ребенок должен найти ту цифру, которая загадана. Например: »найди цифру, которая  находится между 4-6 «-цифры наклеены на футляры.


Кто больше?


Для развития цветовосприятия и ловкости рук, предложить 2-3 детям набрать и удержать в руках как можно больше футляров определенного цвета


Найди на ощупь


Посередине на футляр наклеить полоски из разнообразных материалов: фольги, наждачной бумаги, махровой ткани, кожи, меха, шерсти, поролона, обоев. Усложнение: найти закрытыми глазами на ощупь.


Найди цифры по карточке


Ребенку даётся карточка, где расположены цифры в определённом порядке. Он должен найти их точно в таком же порядке и разложить на столе.


Найди все оттенки какого-то цвета.


Например красного (оранжевый, розовый, терракотовый, кирпичный, коричневый и т.д.)


Найди пару 2


Детям предлагается найти одинаковые по цвету шарики


Подбери по цвету

Материал: бумажные тарелочки (круги) разных цветов.

  1. Педагог достаёт шарики и спрашивает: «У кого тарелочка такого же цвета, как этот шарик?» затем даёт шарик тому ребёнку, который правильно определил цвет.
  2. Педагог по очереди спрашивает каждого ребёнка, какой шарик он положит на свою тарелочку (такого же цвета).
  3. Дети самостоятельно отбирают шарики – каждый для своей тарелочки.
  4. У детей несколько тарелочек (от 1 до 4) они самостоятельно отбирают шарики для своих тарелочек.


Подбери по цвету


Педагог предлагает детям подобрать шарики и поставить их на карточку в соответствии с образцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дополнительному образованию "Аквариум"

Изготавливая рыб из разных материалов (пластилин, бумага, пайетки), дети создают целостную композицию аквариума.Занятие развивает творческие способности, глазомер, учит работать с опорой на технологич...

Улитка ампулярия - санитар аквариума

Особенность поведения улитки - очистка аквариума!...

Аквариум-маленькая искусственная экосистема

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по программе 2100....

Урок-игра по пройденному за 3 четверти материалу по литературе (учебник И.Сухих)

Урок-игра по пройденному за 3 четверти материалу по литературе (учебник И.Сухих)...

Урок-игра по пройденному за 3 четверти материалу по литературе (учебник И.Сухих) в 6 классе

Урок-игра по пройденному за 3 четверти материалу по литературе (учебник И.Сухих) в 6 классе...

Мастер класс «Игры в сухом бассейне»

Показать важность работы игр в сухом бассейне  у детей дошкольного возраста;  поделиться с педагогами своими разработками по этой теме; апробировать с педагогами несколько игр и упражнений....