Формирование УУД с помощью технологий дистанционного обучения
учебно-методический материал (8 класс) по теме

Вердеш Мария Александровна

 

С введением стандартов второго поколения процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В процессе обучения у учащихся в школе  должна сформироваться потребность в самостоятельной учёбе в течение всей активной жизни. Перед школой встала проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений, к жизни и профессиональной деятельности в информационной среде, эффективному использованию её возможностей и защиты от негативных воздействий. Обучение в школе должно обеспечить формирование у учащихся информационных компетенций, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в новой информационной среде обитания. Одним из способов формирования у учащихся вышеупомянутых компетенций является внедрение в учебный процесс технологий дистанционного обучения.

Одной из форм организации дистанционного занятия является образовательный веб-квест. Образовательный веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_s_pomoshchyu_do.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД с помощью технологий дистанционного обучения.

 «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

С введением стандартов второго поколения процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В процессе обучения у учащихся в школе  должна сформироваться потребность в самостоятельной учёбе в течение всей активной жизни. Перед школой встала проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений, к жизни и профессиональной деятельности в информационной среде, эффективному использованию её возможностей и защиты от негативных воздействий. Обучение в школе должно обеспечить формирование у учащихся информационных компетенций, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в новой информационной среде обитания. Одним из способов формирования у учащихся вышеупомянутых компетенций является внедрение в учебный процесс технологий дистанционного обучения.

Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств. Интернет-исследование, проведенное фондом «Общественное мнение» и сайтом www.strana.ru, показало, что основную группу пользователей сетью Интернет составляют подростки. И именно на них нацелено использование технологий дистанционного обучения в школах.

Одной из форм организации дистанционного занятия является образовательный веб-квест. Образовательный веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет.

Веб – квест - это сайт, с которым работают учащиеся, выполняя учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся.

Пример формирования универсальных учебных действий с помощью веб-квеста «Взгляд на математику с разных сторон»(8 класс)

Нет ни одной области математики, 
как бы абстрактна она ни была, 
которая когда-нибудь не окажется применимой 
к явлениям действительного мира 

Н.И. Лобачевский

Этап веб-квеста

Содержание этапа

Формируемые УУД

Знакомство с ролями.

Проектировщики  (площадь)

Статисты (графики и диаграммы)

Экспериментаторы (теория вероятностей)

Архитекторы (подобие фигур)

Банкиры (проценты)

Мыслители (текстовые задачи)

Учащимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописан план действий и задания. С помощью форума ученики выбирают себе роли.

Личностные:

  1. самоопределение,
  2. желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся,
  3. желание осваивать новые виды деятельности,
  4. желание участвовать в творческом,

созидательном процессе;

Регулятивные:

  1. прогнозирование своей деятельности;
  2. элементы волевой саморегуляции

Познавательные:

  1. осознавать познавательную задачу;
  2. читать, извлекая нужную информацию;

Формирование команд

После выбора обучающимися ролей, формируются команды.  Каждая команда выполняет задания по своему плану. План и этапы работы, для каждой команды, размещены на отдельных страницах сайта.

Личностные:

  1. осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Коммуникативные:

  1. сотрудничество,
  2. интегрирование в группу сверстников,
  3. умение учитывать мнение партнера по деятельности,
  4. приобретение навыка коллективного обсуждения и принятия решения.

Работа над заданиями

1. Изучить материал (ученикам предлагается список сайтов, электронных книг, цифровых ресурсов);

2. Найти практическое применение своего материала;

3. Подготовить презентацию, видеоролик, сайт по изучаемому материалу;

4. Составить викторину по своему материалу.

В процессе выполнения заданий учащиеся работают в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и сетью Интернет. Участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Общение и размещение рабочих материалов происходит на форуме сайта, а так же с помощью личных сообщений и чата.

Личностные:

  1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
  2. желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
  3. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  4. осваивать новые виды деятельности;
  5. участвовать в творческом, созидательном процессе;
  6. осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные:

  1. самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
  2. составлять план и последовательность действий и действовать по плану;
  3. контролировать процесс и результаты деятельности,
  4. вносить необходимые коррективы в план действий;
  5. осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
  6. уметь распределять своё время и уделять время для занятий;
  7. уметь выделять необходимую информацию.

Познавательные:

  1. умение ориентироваться в своей системе знаний;
  2. осознавать познавательную задачу;
  3. читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  4. самостоятельно находить информацию, используя  разные источники;
  5. понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
  6. выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
  7. осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
  8. делать обобщения, выводы.
  9. приобретать ИКТ-компетенции.

Коммуникативные:

  1. уметь слушать и вступать в диалог (с помощью форума и чата);
  2. уметь формулировать вопросы;
  3. уметь отвечать на вопросы других;
  4. уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения;
  5. осуществлять совместную деятельность в группе для достижения общего результата.

Защита итоговых работ

1. Изучить презентации всех команд.

2. Ответить на вопросы викторин.

Представление итоговых презентаций, видеороликов или сайтов с исследуемым материалом.(главная страница квеста)

Контроль с помощью вопросов викторины (работа на форуме).

Подсчёт баллов за выполнение каждого задания.

Личностные:

  1. способность к самооценке своих действий,

Регулятивные:

  1. Умение осуществлять самоконтроль
  2.  Уметь осуществлять собственную самооценку по предложенным критериям.

Познавательные:

  1. осознавать познавательную задачу;
  2. читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  3. понимать информацию, представленную в разных формах;
  4. выполнять учебно-познавательные

действия;

  1. устанавливать причинно-следственные связи;
  2.  делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

  1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
  2. участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  3. задавать вопросы,
  4. слушать и отвечать на вопросы других,
  5. формулировать собственные мысли,
  6. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  7. осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Рефлексия

Написать синквейн по теме любой команды и поместить его на форуме.

Синквейн

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемой теме.

Пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть темы.

Личностные

  1. способность к самооценке своих действий,

Регулятивные

  1. принимать учебную задачу,
  2. осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

  1. выполнять учебно-познавательные

действия;

  1. уметь делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

  1. формулировать собственные мысли,
  2. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  3. строить небольшие монологические высказывания,
  4. осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.

Итог

Ученики сами выставляют себе отметки, используя баллы, полученные при выполнении заданий.

Личностные:

  1. способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные

  1. адекватно

оценивать свои достижения,

Коммуникативные:

  1. осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных задач

С помощью представленного веб-квеста:

  1. учащиеся учатся выстраивать работу по плану;
  2. рассмотрены способы привлечение учащихся для открытия новых знаний;
  3. показана практическая направленность математических знаний;
  4. происходит обучение детей приемам работы в группах;
  5. ребята принимают участие в оценивании собственных достижений;
  6. учатся пользоваться различными источниками информации: материалами электронных учебников( чтение файлов pdf, djvu), ресурсами, размещенными в сети Интернет;
  7. ученики учатся разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;
  8. приобретают навык совместного решения возникающих учебных проблем;
  9. учатся планировать свой досуг;
  10. у учащихся появляется возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;
  11. учитель организует конструктивную совместную деятельность;
  12. учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

Таким образом, используя образовательный веб-квест можно создать условия для формирования универсальных учебных действий школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...

Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"

Ознакомление родителей с  организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...

Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.

В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения  в процессе  формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы.  Метод  проектов способс...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся через дистанционное обучение в условиях реализации ФГОС

Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качес...

Помощь в дистанционном обучении.

Пошаговая инструкция доступа к электронным ресурсам для родителей на сайте КРИРО....

Формирование социокультурной компетенции в условиях дистанционного обучения учащихся основной школы

   Проблема формирования социокультурной компетенции стоит достаточно остро, потому что интерес учащегося снижается к изучению языку в целом на этапе основной школы, если он не имеет ...