Проектный метод обучения в учебной и внеучебной деятельности
проект на тему

Курилкина Ирина Викторовна

проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №19

Тема:

«Проектный метод обучения в учебной и внеучебной деятельности»

2013

г.Барыш

Содержание

Стр.

Введение …………………………………………………………………      1-3

1. Основанная часть

«Метод проектов на уроках истории и обществознания»

1.1. Почему именно проектный метод …………………………………….    4-6

1.2. Классификация проектов ……………………………………………...    6-7

1.3. Классификация проектов по продолжительности …………………...    7-9

1.4. Требования к организации проекта …………………………………...   9-13

1.5. Условия для применения метода проектов ………………………….. 13-16

2. Практическая часть

2.1. Проект – История политических репрессий …………………………. 16-18

2.2. Проект «ХХ век: год за годом» …………………………………….…. 18-20

2.3. Проекты на уроках обществознания …………………………………. 20-23

2.4. Проект краеведческий марафон …………………………………….… 23-25

2.5. Положение о проектной деятельности …………………………….…. 25-28

2.6. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности ……….. 29-33

2.7. Темы проектов по истории ………………………………………….… 33-34

2.8. Правила для учителя работающего с помощью метода проектов .… 35-36

2.9. Стадия работы над проектом ……………………………………….… 37-39

2.10. Проект «Выставка семейных реликвий» ………………………...…. 39-40

2.11. Проект «Маршруты краеведческих марафонов» ……………..……. 40-41

Заключение ………………………………………………………….…... 41-42

Литература …………………………………………………………….……. 42

Введение

Содержание и смысл проектного обучения.

Эффективность системы профессионального образования, повышение качества образования напрямую зависит от применяемых образовательных технологий. В этой связи внедрение эффективных образовательных технологий является одной из приоритетных задач работы училищу. Основной идеей концепции современных технологий образования является гибкая система проектирования образовательного процесса в зависимости от заданных многоуровневых образовательных целей.

Необходимость кардинального изменения качества образования вообще и в частности, сегодня очевидна. Предложение множатся и множатся, но не очень много среди них действительно фундаментальных. Чаще говорят о мерах экстенсивных. Однако многим уже видна бессмысленность образования, основу которого составляет освоение накопленных человечеством фактических знаний. В новых условиях информационного общества эти знания слишком растут в объёме и изменяются содержательно, чтобы можно было их поглотить и использовать в учебной деятельности.

Новое время требует коренным образом изменить содержание образования и создать принципиально новые образовательные технологии. Одно из этих технологий (точнее группа технологий) имеет общее название «Метод проектов».

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. «Брошенный вперёд» - таково точное значение слова «проект».

Предыстория сегодняшней проектной технологии, использование которой так интенсивно предлагается, уводит нас XVII столетие, так как именно тогда в Королевской академии архитектуры, основанной в Париже в 1671 году, был объявлен конкурс  строительных планов, эскизы которых были названы проектами. Эта работа требовала от участников творчества и сотрудничества. Студенты должны были в рамках классической традиции находить оригинальное решение.

Из Европы метод проектов переходит в Америку: в 1879 году при Вашингтонском университете в Сент-Луисе была основана Школа ручного обучения, в работе которой использовался метод проектов.

С ХХ века метод проектов необыкновенно популярен в американской школе. Он как нельзя лучшие соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов-«наш метод школьной работы». В 1910 году профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  1. «проектные игры» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизация, разного рода развлечения и т. д.)
  2. «Экскурсионные проекты»,  которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  3. «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в учетной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной и т. д.
  4. «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта.

Русские педагоги разрабатывали основы проектного обучения практически параллельно с их американскими коллегами. Наибольшая группа педагогов – исследователей под руководством   С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения, уже начиная с1905 года. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой для обучающегося. Для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так те, которые только предстоит приобрести. Учитель – консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло  и подсказывая источники  информации. Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране и забыт вплоть до настоящего времени. В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе. Итак, в основе метода проектов лежит реактивность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Почему именно проектный метод?

        Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убеждаешься в том, что значительные педагогические усилия необходимо направить на мотивацию учащихся.Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет обучающимся овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.

Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе, житейских задач. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирования новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее учащемуся в процессе

выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:

  1. Выбор темы проекта и формы его выполнения;
  2. Определение целей и задач проекта;
  3. Работа над проектом и написание отчета;
  4. Защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов;

Прежде всего в училище разработано положение о проектной деятельности, в котором отражены цели и задачи этой деятельности, описано ее содержание и функциональные обязанности участников проекта. На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю, и организация учебного проектирования на этом этапе требует от педагога большого спектра видов деятельности:

  1. Подготовка примерных тем проектов;
  2. Презентация этих тем;
  3. Мотивация потенциальных разработчиков проектов на выбор тем;
  4. Обсуждение выдвинутых учащимися идей, направленных на реализацию проектов;
  5. Подбор научно-популярной литературы по темам проекта;
  6. Обеспечение вариативности разработок;
  7. Руководству учащимися и их консультирования;
  8. Организации индивидуального и коллективного творчества учащихся.

Для того, чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня. Участие в таких  мероприятиях обычно выплывает интерес учащихся и желание попробовать свои силы. Проектные задания, предложенные на выбор учителя, должны обязательно предусматривать использование учащимися хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми – теми, что предстоит приобрести.

Началу проектной деятельности могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные навыки проектирования. Учащимся может быть предложена система простых заданий на поиск аналогий или ассоциаций. Эта тренировка мышления. Регулярные различные упражнения, с которых может начинаться урок. Группу учащихся можно разбить на подгруппы, каждой из которых предложить одно слово из группы слов, необходимых в контексте предполагаемого проекта. Когда обучающиеся еще плохо представляют себе, что такое проект, одна из предлагаемых групп слов обязательно должна быть на понимание сути проектной деятельности. Это слова – проект, исследование, творчество, информация и т.п. Другая группа слов может быть непосредственно связана с предложенной областью проектной деятельности.

Контрольное время 3-5 минут на поиск ассоциаций к слову. Число ассоциаций 15-20, но не более 20. ругать участников за их представления нельзя, только хвалить, даже за самые бедные ассоциации, при этом поощряя их дальнейшее развитие.

Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечивать удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находились в зоне ближайшего развития каждого ученика.

Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащимися. Необходимо всячески приветствовать предложенные учениками различные варианты решений одной проблемы. Не возражать, если два ученика хотят выполнять каждый свой проект на ту же тему. Пусть каждый идет своим путем и обоснует его. И не всегда проект может оцениваться в терминах «правильно», и «неправильно».

Классификация проектов

По комплектности можно выделить два типа проектов.

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультатом- учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, спортивными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная вёрстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться (с определёнными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.

  1. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе в 20-м в.» требует присутствия одновременного исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:                                                        

  1. внутригрупповыми;
  2.  внутриучилищными;
  3. региональными (разного масштаба)
  4. межригиональными (в рамках одного государства);
  5. международными.

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

 Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными 9экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки и др.). Всё это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде училищ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект- от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.

С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:

  1. проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные);
  2. проекты, выполняемые в ходе проектной неделе;
  3. телекоммуникационные проекты (средне- и долгосрочные).

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни училища, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физика до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен  на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или училища.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвую в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?    

К организации проекта предъявляются следующие требования:

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего коллектива обучающихся может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
  2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – товарищей, родителей, знакомых, социума в целом.
  3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.
  4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
  5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнении.
  6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
  7. проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении училища ресурсы.

Часто вызывает разноголосицу вопрос о взаимоотношениях проектной деятельности и исследовательской. Вообще говоря, всякое исследование можно рассматривать как проект, во всяком проекте есть исследовательская составляющая. Но не всякий проект в целом можно считать исследованием. В общем случае различия между проектом и исследованием. В общем случае различия между проектом и исследованием можно описать так: «В исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего еще нет».

Когда говорят о проектом обучении, то фактически речь идет о проектировании, построении и освоении технологий четвертого поколения. Сегодня среди существующих технологий к этому классу можно отнести только интегральную образовательную технологию (точнее – группу технологий) проекторного обучения. Проектная технология значительно проще в освоении и применении. Существует два варианта метода проектов: американский – с большей свободой учащихся и европейский – с более четким управлением со стороны преподавателя.

Последовательность процедур американского варианта этой технологии можно представить следующим образом:

  1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
  3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и так далее.
  6. Анализ успехов и ошибок.

Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий:

   

В целом при работе над проектом преподаватель:

  1. Помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
  2. Сам является источником информации;
  3. Координирует весь процесс;
  4. Поддерживает и поощряет учеников;
  5. Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать продвижению учеников в работе над проектом.

При выполнении проекта обучающиеся выполняют следующие основные учебные задания:

  1. Определение цели деятельности;
  2. Определение возможных и ограниченных условий, необходимых для решения задач;
  3. Определение возможных средств достижения целей и задач;
  4. Выбор образца изделия в соответствии с замыслом;
  5. Создание образца будущего продукта;
  6. Планирование деятельности;
  7. Подбор и определение свойств материалов, необходимых для создания продукта деятельности;
  8. Подбор необходимых инструментов и приспособлений;
  9. Организация рабочего места;
  10. Получение продукта с запланированными качествами;
  11. Контроль процесса и продукта деятельности.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны обучающихся, потому что оно:

  1. Является личностно развивающим;
  2. Использует множество дидактических подходов;
  3. Самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере его выполнения;
  4. Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
  5. Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

При работе над проектом каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

Деятельность обучающихся в процессе проектирования может быть как индивидуальная, так и  парная и групповая. Работа выполняется в течении определенного (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

Проектирование следует рассматривать как важнейший вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов, помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личности.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

  1. Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.
  2. Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
  3. Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.
  4. Структурирование этапов выполнения проекта.

Умения, нарабатываемые обучающимися в процессе проектирования, в отличии от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной информационной, коммуникативной и других компетенций.

  1. Умения выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира;
  2. Умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или её частей;
  3. Умение планировать конечный результат работы;
  4. Умения планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
  5. Умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;
  6. Умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
  7. Умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.)
  8. Умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
  9. Умения поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
  10. Умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме.
  11. Умение оценивать проекты, выполненные другими;
  12. Умение понимать критерии оценивания проектов;
  13. Умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;

Очевидно, что данной технологией представляется одна из реализаций проблемного метода обучения. Когда преподаватель ставит задачу, он тем самым очерчивает планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстоит сделать обучающимся: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность.

Самостоятельная работа над проектами стимулирует развитие профессионально важных личностных качеств обучающихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работая над темой проекта я ориентируюсь на то, что необходимо познакомить учащихся с такими азами проектной работы, как планирование совместной работы, распределение обязанностей в группе. Способствовать воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей: социальное партнерство, толерантность, диалог, чувство ответственности, самодисциплины, способности к поисковой работе, самоорганизации, желание делать свою работу качественно.

Такая форма работы показалась мне предпочтительной поскольку она дает возможность не только использовать опыт самых работ, повысить их учебно-подготовительную мотивацию но и ближе познакомиться с учащимися.

При изучении темы: «Тоталитарный режим и тоталитарное государство» один из учащихся сказал, что дед  его мам также попал под Сталинские репрессии. Но следующий урок он рассказал о своем родственнике. Учащиеся заинтересовались, так как в Барышском районе и живут родственники и люди попавшие под репрессию. Учащиеся захотели узнать трагическую правду о судьбе репрессированных из  Барыша и Барышского района. Так родился проект на тему: «История политических репрессий». Целью проекта было осмыслить трагические страницы новейшей отечественной истории через  изучение конкретных человеческих судеб, форм сопротивления личности и общества сталинской несвободы.

Работа над проектом подразумевалось изучение дополнительного  материала наряду с проработкой различной литературы по данному вопросу. В начале  проекта учащиеся прослушали лекцию «Тоталитарное прошлое»; познакомились с понятиями по данной теме, с литературой находящейся в библиотеке училища.

Особой ценностью проекта стало стремление учащихся отыскать свидетелей тех событий, которые стали жертвами политических репрессий.

Формы проектных работ учащиеся определили самостоятельно. Была составлена технологическая карта проекта.

Проект «История политических репрессий»

Содержание работ

Работа  учащихся

Консультации

Вводный этап

работа с библиотечным фондом библиотек  города, поиск информации, подготовка встреч с людьми, которые стали  жертвами политических репрессий или их родственниками. Формирование проектных групп, распределение обязанностей между членами групп.

Ведение консультаций по технологии проектных работ, источников информации. Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работ над проектами. Помощь учащимся в подборе индивидуального стиля проекта.

Стендовая информация о проектной работе

Поисково-исполнительский  этап. Сбор и систематизация материалов

систематизация собранного материала, отработка ключевых моментов реферата.

График консультаций, сроки предварительной защиты и защиты проектных работ.

регулярные организационно консультационные занятия по содержанию учебных проектов.  

Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности

Подготовка публичной защиты проектов: определение даты и места, программы и сценария публичной защиты, определение  списка гостей, оформление  пригласительных билетов, подготовка аудитории, стендовая информация о мероприятии

Генеральная репетиция перед защитой проектов. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений

Заключительный этап

Защита проектов. Подведение итогов, анализа выполненной работы

Обобщение материалов. Оформление отчетов. Оформление стенда в музее

Проект «ХХ век: год за годом» является своеобразной летописью прошлого столетия, представляя портрет каждого его года по определенной схеме: события года, человек года, изобретение года, преступление и т.д.

Выбор именно этой темы определяется несколькими факторами:

- рубеже веков привлек внимание учащихся с событиям прошлого столетия, что сделало работу актуальной;

- разнообразие собираемой информации позволило учесть индивидуальные склонности учащихся, что вызвало большой интерес у каждого участника проекта;

- получение новых знаний о разных сферах человеческой деятельности  не только расширяет кругозор подростка, но и воспитывает в нем социально значимые  качества;

- большое число рубрик сделало возможным привлечь к проекту значительное количество исполнителей.

Учащиеся с самого начала понимали, что конечный продукт их деятельности может представлять интерес как «путеводитель» по прошлому столетию не только сейчас, но и в будущем.

Цель проекта:

- создать у учащихся целостный образ ХХ столетия;

- повысить мотивацию к обучению;

- вызвать у учащихся чувство гордости за достижение человечества;

- содействовать интернациональному и патриотическому воспитанию молодого поколения;

- формировать умения учащихся самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать наиболее значительный материал, анализировать имеющуюся информацию, интерпретировать результаты;

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Перед началом работы над проектом «ХХ век: год за годом» составляется паспорт проекта.

Содержание работ

Работа учащихся

Консультации

Вводный этап

Работа с библиотечным фондом, поиск информации. Сбор материала о каждом годе прошлого столетия по следующим рубрикам: «Научное открытие года», «Техническое изобретение года», «Памятник архитектуры года», «Преступление года», «Катастрофа года», «Военный конфликт года»

Установочное занятие. Сообщение о цели и задачах проектной деятельности. Работа по формированию мотивации учащихся к занятию проектной деятельности. Консультирование  по выбору тематики проекта.

Стендовая информация о проектной работе

Поисково-исполнительский  этап. Сбор и систематизация материалов

Сбор и систематизация собранного материала по каждому году столетия в соответствии с выбранной рубрикой. Определение наиболее значимого события для каждого года. Распределение по годам представленных данных для создания «портрета» каждого года.  

консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материала.

рецензирование внешними экспертами материалов проекта

Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности

подготовка публичной защиты проектов: определение даты и места, программы и сценария публичной защиты, подготовка аудитории, стендовая информация о мероприятии

Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

Генеральная репетиция

Заключительный этап

Защита проектов. Подведение итогов, анализ выполненной работы, оформление отчета  

Обобщение материала. Оформление тематической папки: «ХХ век: год за годом»

При изучении курса обществознания совместно с учащимися был разработан проект,  темы были предложены самими учащимися.

На первую встречу пришли почти все учащиеся. Они еще не знают, зачем пришли, ими руководит интерес и чувство солидарности. Данная встреча – самая сложная, она должна быть всесторонне продумана, вплоть до проигрывания возможных ответов учеников на поставленные вопросы. На встрече были  выдвинуты вопросы представляющие для них интерес: взаимоотношения с родителями; дружба с разными людьми; проблема употребления алкоголя и наркотиков; религиозные и другие секты; отношения общества к молодежи; молодежная музыка, одежда, игры, отношение молодежи к армии.

Высказывание проблем – процесс шумный и довольно длительный, но это те самые поиски общего языка, выстраивание отношений, которые являются ядром проекта. В конце собрания назначается точная дата следующей встречи и дается конкретное задание – определиться, какой из предложенных проблем должен быть  на ваш взгляд, отдан приоритет.

На второе собрание проектной группы приходят те учащиеся, которые твердо  решили принять участие в предложенной работе. Главная задача собрания – формулирование темы проекта и распределение по группам.

В ходе собрания были выдвинуты различные варианты тем: «Мой мир и я», «Люди и мир», «Родом из детства», «Быть молодым?». Следующим шагом является распределение на группы и определение тем работ. Затем сформулировали темы рефератов: «Все мы родом из детства», «Преступность несовершеннолетних», «Роль  средств массовой информации в жизни людей», «Какая армия нам нужна?».

В конце собрания участники проектной группы получают задание: обдумать эмблему проектной группы и посмотреть литературу по теме реферата, группы и посмотреть литературу по теме реферата, имеющуюся в библиотеке и на  сайтах в интернете, связанной с проблематикой работы.  

На третьем собрании определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования:

- как работать с книгами и журналами?

 - как правильно оформлять реферат?

- как проводить анкетирование и тестирование?

Следующий этап – аналитический. Основной задачей аналитического этапа является самостоятельное проведение учащимися исследование, самостоятельное получение и анализ информатизации. Учитель  следит за ходом исследования, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В задачу педагога также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для проведения итогов в конце этапа.

На четвертом собрании групп было библиотечное собрание. Основная его цель -  знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучению умению пользоваться системой поиска литературы.

Пятое собрание обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию.

По окончании занятия участники проектной группы получают задания: написать сложный план своего будущего реферата и составить список используемой литературы и других источников информатизации.

Шестое собрание проектной группы отводится знакомству с некоторыми приемами анкетирования и социалистического опроса. По ходу аналитического этапа работы проектной группы организуются консультативные встречи с участниками подгрупп.

Седьмое собрание проектных групп предполагает  подведение  итогов проделанной работы. Представители каждой из подгрупп отчитались о проведении социологических исследованиях, рассказали о том, в каком состоянии находится работа над рефератом. Второй не менее важной задачей, которую обсуждали участники, была подготовка к презентации.

Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы представить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыть каждому ученику.

На восьмом собрании  все участники проекта принесли свои рефераты. После небольшого отчета о результатах проделанной работы было принять решение закончить работу над рефератом и преступить  к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп.

Нашей целью было создание в письменной форме кратко по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование.

Вот такие темы рефератов были представлены участниками подгрупп: «Политика – любимая игра  человечества»; «Влияние религии на поведение человека»; «Преступность несовершеннолетних»; «Современная семья – гармония и конфликты».

Подготовка и обобщение материала для презентации, вызывают у учащихся вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Особенностью этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано по приобретению навыков представление итоговой деятельности. В общеобразовательном процессе проектная технология может применяться как в урочное, так и во внеурочное время, и требует привлечения знаний по двум – трем предметам, что делает необходимой квалифицированную помощь учителей – предметников. При изучении темы «Война 1812 года» можно составить межпредметный проект совместно с преподавателем литературы. Отечественная война 1812 года – ярчайшая страница в истории нашей страны. О войне 1812 года писал Л.Н. Толстой в своем произведении «Война и мир». Так родился совместный проект «Известное и неизвестное о войне 1812 года». Разработаны темы рефератов «Герои войны 1812 года», «Денис Давыдов – воин и поэт», «Партизанское движение войны 1812 года», «Эскадрон гусар летучих», «Война в стихах».

Очень интересно и на протяжении 3-х лет в училище работает проект «Краеведческий марафон».

Цель проекта: способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, направленному на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота России, своего города.

Задачи проекта:

- способствовать закреплению и обобщению знаний по истории родного края в широком смысле этого слова – от семьи, улицы, района, города – к истории всей страны;

- активизировать краеведческую деятельность учащихся, направив её на развитие обучающихся, гражданских качеств подрастающего поколения.

Участники краеведческого марафона:

Команды учащихся 1 – 2 курсов.

Сроки проведения краеведческого марафона:

1 тур – сентябрь – декабрь;

2 тур – январь – май.

Периодичность проведения краеведческого марафона определяется памятными датами истории, а также условиями, которые определяются следующим:

- нормативной базой (приказами, положением о проектной недели, инструкциями);

- установлением связей с органами культуры, спорта, архива, общественными организациями.

Актив проекта:

- представители администрации училища, совет музея, совет учащихся.

Приложение №1

Положение о проектной деятельности

  1. Общие положения
  1. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает учащихся к решению конкретных жизненно-важных проблем.
  2. Проектная деятельность является обязательной для учащихся.
  3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
  1. Цель и задачи проектной деятельности
  1. Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
  2. Задачами проектной деятельности являются развитие у учащихся:
  1. Познавательных интересов;
  2. Умения проводить рефлексию;
  3. Умения выделять главное;
  4. Умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
  5. Умение самообразования;
  6. Умение публично выступать;
  7. Критического мышления.
  1. Содержание проектной деятельности
  1. Руководителям проекта является учитель, координирующий конкретный проект.
  2. Темы проектов могут предлагаться как учителями, так и учениками.
  3. Проект может быть групповым или индивидуальным.
  4. Этапы работы над проектом:
  1. Сентябрь – поиск темы, определение типологии проекта, согласование с руководителями календарного плана работы над проектом;
  2. Первая половина октября – заявление темы, определение участников проекта;
  3. Вторая половина октября – февраль – работа над проектом, оформление письменного отчета в виде реферата;
  4. Вторая половина февраля – подача заявки на участие в научно-практической конференции учащихся;
  5. Март – публичная защита проекта на ученической научно-практической конференции.

  1. Процедура защиты проекта
  1. По желанию участников проектной деятельности ее результаты могут защищаться следующим образом:
  1. В виде ответа на уроке;
  2. В виде публичной защиты.
  1. Публичная защита проекта проводится на ученической научно-практической конференции.
  2. Для публичной защиты за 20 дней до ее проведения в учебную часть училища в электронном виде сдается реферат, содержащий результаты проектной деятельности и рецензия на него руководителя проекта.
  3. В процедуру защиты реферата входят: выступление рецензента (до 5 минут), выступление автора или авторов реферата (до 15 минут), ответы на вопросы присутствующих.
  4. Оценку проекта осуществляет экспертный совет.
  5. Дата защиты проектов, а также оценочная шкала определяются экспертным советом.
  1. Экспертный совет
  1. Экспертный совет состоит из представителей учительского (4 человека) и ученического (4 человека) коллективов.
  2. Срок полномочий членов совета – с 20 января до завершения защиты проектов.
  1. Критерии оценки проектной деятельности

Проектная деятельность оценивается по следующим критериям:

  1. Соблюдение требований к оформлению реферата;
  2. Полнота раскрытия темы;
  3. Объем использованной информации, выходящей за рамки школьной программы;
  4. Новизна, научное и практическое значение результатов работы;
  5. Объем использованной литературы;
  6. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, четкость структурирования работы;
  7. Доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования;
  8. Понимание сути заданных вопросов, аргументированность, лаконичность и понятность ответов.

  1. Награждение участников проектной деятельности
  1. Каждый участник проектной деятельности, защитивший1 свой реферат на научно-практической конференции, награждается дипломом ее участника;
  2. Участники проектной деятельности, чьи исследовательские работы и публичная защита признана экспертным советом лучшими, награждаются дипломами первой, второй и третьей степени, а также премиями.

Приложение №2

Рекомендации по осуществлению проектной деятельности

  1. Этапы проведения проекта
  1. Подготовительный или вводный (погружение проект):
  1. Выбор темы и ее конкретизация;
  2. Определение цели и формулирование задач;
  3. Поиск источников информации и определение списка литературы;
  4. Выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения, консультации и т.д.);
  1. Поисково-исследовательский этап:
  1. Определение источников информации;
  2. Планирование способов сбора и анализа информации;
  3. Проведение исследования;
  4. Сбор и систематизация материалов.
  1. Трансляционно-оформительский этап:
  1. «Предзащита проекта»;
  2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений;
  3. Подготовка к публичной защите проекта.
  1. Заключительный этап:
  1. Публичная защита проекта;
  2. Подведение итогов, конструктивный анализ реферата.

  1. Содержание рецензии на проект:
  1. Название работы, ее цель;
  2. Фамилия, имя автора (ов);
  3. Название образовательной области и учебных предметов, к которым относится проект;
  4. Перечень методов, использованных при работе над проектом;
  5. Перечень источников информации, использованных при работе над проектом;
  6. Актуальность выбранной темы и ее практическая значимость;
  7. Качество изложения материала (доступность, научность, логичность).

  1. Общие требования к написанию реферата

Содержание реферата должно продемонстрировать уровень усвоения учащимися программного материала, его способность анализировать различные источники по теме исследования. Анализ источников по теме реферата показывает умение обучающегося четко излагать суть проблемы исследования, события и факты, изложенные в тексте. Необходимо, чтобы содержание материала, на основе которого выполняется реферат, выходило за рамки учебных программ.

  1. Выбор темы реферата и ее формулировка

До 1 октября текущего учебного года обучающиеся с помощью руководителя проекта выбирают тему исследования и стилистически грамотно формулируют ее название. В названии реферата должны содержаться четкие рамки изучаемой проблемы (без необоснованного зауживания или расширения). Название темы должно быть сформулировано без излишнего упрощения и наукообразия. При формулировании темы желательно воздерживаться от использования спорных с научной точки зрения или самостоятельно придуманных терминов.

  1. Требования к оформлению реферата

Титульный лист

В верхней части титульного листа указывается название учебного заведения. В его центре – название. Слева, выше темы реферата и ниже названия учебного заведения, размещается название учебного предмета и форма защиты («экзаменационная работа по математике», или «проектная работа по математике», «ученическая научно-практическая конференция»). Ниже справа указываются фамилия и имя ученика, класс обучения, фамилия и инициалы руководителя (учителя). Внизу по центру указывается название поселка и год написания.

Структура реферата содержит четыре основные части:

  1. Введение;
  2. Основная часть;
  3. Заключение;
  4. Список использованной для написания реферата литературы.

Кроме того, реферат может содержать приложения. Введение включает в себя краткое обоснование актуальности темы с позиции ее недостаточной разработанности, объективной сложности изучения, информационной ценности имеющегося материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее. Здесь необходимо также показать, почему заявленная тема может представлять научный интерес и практическое значение. Во введении реферата указывается цель работы (или несколько целей), а также задачи, которые требуются решить для ее достижения. Объем введения может составлять 1-2 страницы.

Основная часть содержит материал, который отобран обучающимися для рассмотрения проблемы. Он может быть разделен на параграфы. В основной части реферата должно быть изложено собственное мнение обучающегося по заявленной проблеме. Объем основной части может составлять 12-14 страниц.

Заключение включает формулировки выводов, опирающиеся на приведенные в основной части факты, обращает внимание на выполнение поставленных во введении цели и задач. Объем заключения может составлять 1-2 страницы.

Список использованной литературы содержит в алфавитной последовательности все официальные источники информации, использованные при написании реферата (Ф.И.О. автора, название, место издания, название издательства, год издания и желательно используемые страницы). Список должен содержать не менее четырех наименований литературы.

  1. Процедура защиты реферата

Защита реферата проводится на ученической научно- практической конференции. Реферат представляется к защите на листах формата А4. текст на них должен быть отпечатан на компьютере. В нем могут содержаться рисунки, чертежи, графики и прочий необходимый материал. Необходимый для раскрытия заявленной темы, а также фотографии, выполненные самими обучающимися. Окончательный вариант реферата сдается в учебную часть за 20 дней до дня защиты с письменной рецензией руководителя проекта. В процедуру защиты входит: выступление рецензента (до 5 мин.), выступление автора реферата (до 15 мин.), ответы на поставленные вопросы.

  1. Советы руководителю проекта
  1. Подходить к проведению работы творчески;
  2. Не сдерживать инициативу учащихся;
  3. Поощрять самостоятельность учащихся , избегайте прямых инструкций;
  4. Помнить о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
  5. Не спешить с вынесением оценочных суждений;
  6. Оценивая, помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать;
  7. Учить выявлять связи между предметами, событиями и явлениями;
  8. Стараться формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  9. Стараться обучать учащихся умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию;
  10. В процессе работы не забывать о воспитании учащихся.

Темы проектов по истории

  1. Путь «из варяг в греки» – фактор образования русской государственности.
  2. Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.
  3. Феномен православной русской культуры.
  4. История развития нефтяной промышленности в России.
  5. Галерея забытых знаменитых художников России (до 20 в.)
  6. «От каменного рубила до компьютера».
  7. Учебник истории, каким он должен быть.
  8. 17 октября 1905 г.: Манифест или Конституция?
  9. 19 – 20 августа 1991 г. революция или переворот, трагедия или фарс?
  10. «Броня крепка и танки наши быстры» (сравнение военного и военно-технического потенциалов СССР и Германии в 1941 – 1945 гг.).
  11. Из Коломенского в Царицыно: прогулка в ХVIII в.
  12. История Великой Отечественной войны в историях наших семей. «Семья, опаленная войной…»
  13. Война и судьбы.
  14. Какой была Москва деревянная?
  15. Конституция России и Конституции США.
  16. Направления расселения славян и славянских народов по материалам политики.
  17. Немцы в России, русские в Германии.
  18. Русские цесаревны в Германии, немецкие принцессы в России.
  19. История побед – герои истории.
  20. Картина дворянской жизни первой трети XIX века.
  21. Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции»; каким он был.
  22. «О чем поведала старая открытка»
  23.  «История политических репрессий»
  24.  «Семейные реликвии»

Приложение №3

Правила для учителя,

решившего работать с помощью метода проектов

  1. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Никто из администрации училища не может предписать ему это решение. При этом все члены училищного коллектива разделяют ответственность за его работу.
  2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и за их безопасность.
  3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.
  4. Учитель предоставляет детям возможности для самостоятельной работы. Он создает условия, чтобы можно было свободно и самостоятельно работать.
  5. Учитель вырабатывает новую позицию, переходя от позиции лектора и контролера к позиции помощника, наставника.
  6. Учитель следит за своей речью с точки зрения дальтоновского подхода (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так!»)
  7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей, только когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Что нужно для работы над проектом?

  1. В училище должны быть обширная библиотека и центр документации, в любую минуту доступные ученикам и учителям.
  2. Мебель в классах расставлена удобно для работы в группах.
  3. Внутри и вне классного помещения есть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах.
  4. Ребята могут пользоваться коридорами. Там тоже есть рабочие уголки.
  5. В каждом классе имеются часы.
  6. В классах и других рабочих комнатах достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки.
  7. Учебные пособия и другие материалы отбираются в соответствии с их значимостью для самостоятельных занятий.

Приложение №4

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование

  1. Определение источников информации;
  2. определение способов сбора и анализа информации;
  3. Определение способа представления результатов (формы отчёта);
  4. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  5. Распределение задач между членами группы

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

предлагает идеи, высказывает предположения

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Результаты и  \ или выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Анализируют информацию

Наблюдает, советует

Представление или отчет

Возможны формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

Оценка результатов и процесса

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета  

 


Проект « Выставка семейных реликвий»

Цели проекта:

  1. Формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале;
  2. Развитие чувства здоровой семейной гордости.

Вопросы проекта:

  1. Что такое семейные реликвии и какие они бывают?
  2. Какие семейные реликвии есть у вас дома (у бабушек, дедушек, ближайших родственников).

Выход проекта:

Альбом «Выставка фотографий семейных реликвий»

Аннотация проекта:

Материальная и культурная ценность семейных реликвий не позволяет их экспотировать непосредственно в кабинете истории. Поэтому учащиеся нацелены на подготовку фотографий своих семейных реликвий и рассказов о них. Работа проводится в группах (3-5 чел.) которые совместно разрабатывают концепцию будущего альбома, отбирают реликвии для фотографии и описания, затем более удачные фотографии оформляются в альбом, состоящий из фотографий и кратких описаний семейных реликвий. Реликвии были размещены в хронологическом порядке; отбор реликвий, относящихся то к какому-либо локальному историческому периоду (Великая Отечественная Война, Гражданская война); отбор реликвий отражающих только профессиональную деятельность предков; отбор реликвий определенного типа (произведение декоративно-прикладного искусства, посуда, технические рариреты).

Форма презентации проекта:

Выступление групп на классном часу с приглашением родителей участников проекта.

 


Приложение №5

Маршруты краеведческих марафонов


 п/п

Учебный год

Название (направленность марафона)

Содержание этапов марафона

Маршрут №1

2003-2004

Посвященный 50-летию г. Барыша

Конкурс рефератов:

«История земли Барышской»;

«Мой город»;

«Моя семья»;

«Знаменитые люди Барыша».

Маршрут №2

2004-2005

«Мы не имеем право забывать», посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

«Равнение на героев»: знание карты и хода военных действий, судьбы участников войны, события в нашем крае в годы войны, конкурс песни, защита визитных карточек; конкурс рефератов: « Мой район в годы ВОВ»; «Ордена и медали времен ВОВ»; «Моя семья в годы ВОВ»; «Письмо солдату».

Маршрут №3

2005-2006

Посвящен 210-летию Симбирской губернии

Рефераты: «Богдан Хитрово»;

«Славные страницы Ульяновской области»; «Степан Разин»;

«Памятные места Ульяновской области».

Маршрут №4

2007-2008

Посвящено 65-летию ульяновской области.

конкурс рефератов: «Далекое прошлое»; «На рубеже веков»; «Сороковые-роковые»; «Литературные места Ульяновска»; «Аксаковы»; «Сестра поэта Н. Языкова».

Маршрут №5

2009-2010

посвящено 65-летию Победы

Рефератов: «Барышцы участники битвы за Москву»; «Участники награды Победы».

Встречи с ветеранами ВОВ.


Заключение

Метод проектов определяет ситуацию задач, при решении которых у обучающихся будет складываться полноценный и доступный им опыт преобразовательной деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и требованиями учебных программ.

Педагог перестаёт быть основным источником и контролером знаний, он становится консультантом, организатором деятельности группы и каждого учащегося. Это меняет дидактическую сущность учебного процесса.

Умение организовывать проектную деятельность учащихся – показатель высокой квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения. И здесь немаловажную роль играет владение методами творчества.

Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудностях сопряжения проектных заданий с требованиями общеобразовательных стандартов. Проектное обучение пока плохо увязывается с общеобразовательными стандартами, которые никак не становятся деятельностными, а с упорством пытаются определить круг обязательных знаний. Практически не удаётся сформулировать проектные задания так, чтобы стандартные знания, умения и навыки нашли своё место при выполнении учащимися этих заданий. При таких стандартах проектное обучение как системная практика бесполезно, так же, как бесполезны призывы к личностной ориентированности.

В силу этих обстоятельств проектное обучение в его нынешнем виде не позволяет выстроить в сознании обучаемых целостной системы предметных знаний. Тем не менее, этот метод скорее является формой организации внеучебной деятельности учащихся.

Сущность и умение образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.


Литература:

 

  1. Бухтиярова И.Н. «Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении», // «Школьные технологии» №2, 2001
  2. Громова Т.В. «Организация последовательной деятельности», // «Практика административной работы в школе» №2, 2006
  3. Гузеев В.  «Метод проектов», как частный случай интегральной технологии обучения, // «Директор школы» №6 1995  
  4. Иванова Л.Ф. «Проектная работа в изучении обществознания», // «История и обществознание в школе» №2 2007
  5. Клименко А.В. «Проектная деятельность учащихся», // «История и обществознание в школе» №9, 2002
  6. Комашинский А.И. «Использование проектного метода в образовательном процессе», // «Практика административной работы в школе», 2006
  7. Корочина Т.Г. Характеристика проекта // «Краеведческий марафон. Преподавание истории в школе» №5, 2006
  8. Лебедев Л.И., Иванов Е.В. «Метод проектов в продуктивном обучении», // «Школьные технологии» №4, 2000
  9. Мачехина В.И. «Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания», // «История и обществознание в школе» №9, 2002  
  10. Ржанова И. «Урок-проект», // «Педагогическая техника» №1, 2004
  11. Романовская М.Б. «Метод проектов в образовательном процессе», // «Завуч» №1 2007
  12. Романовская М.Б. «Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение», Приложение «Образовательные технологии в школе» №6 к журналу «Профессиональное образование» Москва 2006
  13. Савенкова А.И. «Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование», // «Школьные технологии» №4, 1998
  14. Сергеев И.В. «Как реализовать компетентностный подход в обучении», // «История и обществознание в школе» №3, 2004
  15. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. Москва АРКТИ, 2005
  16. Тарасова Н.В. «Проектная работа по истории», // «История и обществознание в школе» №3, 2004  
  17. Чечель И.Д. «Исследовательские проекты в практике обучения», // «Практика административной работы в школе» №3, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.

В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...

«Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации»

СодержаниеВведениеГлава I .Проектная методика обучения информатики: история и современность1.      1. Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественно...

Проектные методы обучения на уроках и внеурочной деятельности

текст выступления на педагогическом совете...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...

Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика

Развитие универсальных учебных действий  в учебной и внеучебной деятельности.  Формирование  портфолио ученика...

Применение проектной технологии в учебной и внеучебной деятельности школьников.

АННОТАЦИЯОбучение в современной школе предполагает применение новых образовательных технологий, которые повышают эффективность образовательного процесса и гарантируют достижение учащимися высоких резу...